Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-1-89-109

Аннотация

Актуальность. Поиск передовых путей формирования компетентности студентов - будущих учителей согласно требованиям ФГОС (3++) находит актуальность на нынешней стадии раз­вития образования. В научных исследованиях этот вопрос ещё не нашёл исчерпывающего рассмотрения, в связи с чем повышается необходимость в новых подходах к решению данной проблемы.

Цель. Описать разработанную структурную схему формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению.

Методы исследования. Базовое содержание статьи компилирует продуктивное сопряжение общей и театральной педагогики. Используется также метод моделирования.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании синтези­рованы работы по исследуемой теме, предложена структурная схема формирования компе­тентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обуче­нию. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов данного исследования для создания в вузах междисциплинарных факультативов, сочетание которых с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов.

Результаты исследования позволили определить подход к решению вопроса формирования компетентности студентов - будущих учителей в рамках схемы формирования компетентно­сти студентов на основе междисциплинарного подхода к их обучению.

Выводы. Предложенная схема даёт представление о структуре формирования компетентно­сти студентов - будущих учителей на базе междисциплинарного взаимодействия общей и театральной педагогики (форма организации обучения - междисциплинарный факультатив, сочетание которого с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования ком­петентности студентов).

Об авторах

Е. В. Мирончук
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Мирончук Елена Валентиновна - доцент кафедры средового дизайна

141014, Московская обл, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Е. Л. Суздальцев
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Суздальцев Евгений Леонидович- кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры средово­го дизайна

141014, Московская обл, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Белоновская И. Д., Кирьякова А. В., Горяйнова Т. А., Дробот М. А. Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3. С. 127-144.

2. Борисов А. М., Шастина Е. М. Литературная педагогика как временное направление развития образования // Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова, А. А. Тарасенко, Ю. Д. Овчинников, А. А. Абраамян, В. Е. Черникова, О. А. Омаров, Н. О. Омарова, П. А. Омарова, Т. А. Пастух, А. А. Селезнёв, Т. А. Бельчикова, Т. В. Казакевич, С. В. Ряснянский, Н. В. Божко, А. В. Кот, Р. А. Круковский, Е. В. Лукашевич, Н. В. Самусевич, О. А. Юрченко, И. Н. Симонова. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 211-219.

3. Борисенко Е. Ю., Осипова Е. В. Междисциплинарный подход при обучении бакалавров педагогического образования направленности «Биология - химия» // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / 13 октября 2021 г. Уфа: Аэтерна, 2021. С. 197-202.

4. Бугримов А. Л., Ветшева А. А., Лобов В. И. Межпредметные связи курсов общей физики и высшей математики при изучении механической работы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика-Математика. 2021. № 1. С. 92-102.

5. Бывшенко А. С., Власова Н. В., Иванов Н. А. Возможности театрального искусства в развитии переговорной компетентности педагога-медиатора // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 1. С. 67-76.

6. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 61-73.

7. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону: Издательство Российского государственного педагогического университета, 2000. 440 с.

8. Коцевич И. В., Павельева И. Н. Межпредметные связи специальных дисциплин при подготовке художников-дизайнеров // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2 (294). С. 32-36.

9. Крившенко Л. П., Юркина Л. В., Буслаева Е. Л. Психология и педагогика в высшей школе. Москва: Юрайт, 2022. 454 с.

10. Кузьменко Е. Л., Даутова О. Г., Мальцева Л. Б. Формирование метафорической компетенции при работе над сюжетной композицией как педагогическая проблема // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сборник трудов XXII Международной конференции XX Международного конкурса научных и научно-методических работ / Москва, 28-29 апреля 2022 г. М.: Экон-Информ, 2022. С. 42-45.

11. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 478 с.

12. Львова И. А., Ларионова Н. Л., Львова Н. С. Анализ современных особенностей подготовки бакалавров по профилю «Ландшафтный дизайн» // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71 (1). С. 236-239.

13. Лях В. И., Королева Н. А. Междисциплинарный подход к образовательному процессу вуза в контексте формирования медиакультуры студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (3). С. 38-42.

14. Медведев П. Н., Малий Д. В. Подготовка будущих учителей технологии к проектированию психологически безопасной образовательной среды в условиях её цифровизации: междисциплинарный подход // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 214-220.

15. Мирончук Е. В. Мониторинг формирования профессиональной компетентности у студентов-будущих учителей посредством интеграции общей и театральной педагогики // Преподаватель XXI век. 2017. № 2 (1). С. 56-63.

16. Мирончук Е. В., Мирончук Д. Э. Понятия «компетентность» и «компетенция» в системе педагогического и общенаучного знания // Наука и школа. 2022. № 5. С. 85-97.

17. Пугачева С. А., Хисматулина Н. В., Малкова Т. В. Интеграция образования и самообразования в системе непрерывного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 3. С. 203-205.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 713 с.

19. Рыбина Е. А., Широкова Л. К., Горшенкова А. О. Связь педагогики и других наук [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 6 (134). URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98566 (дата обращения: 26.01.2023).

20. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения: собрание сочинений: в 8 т. Т. 3. Москва: Искусство, 1955. 502 с.

21. Творогова Н. Д., Ханина И. Б., Кулешов Д. В. Обучение студентов общению. Москва: Гэотар-Медиа, 2022. 464 с.

22. Тучалаев С. Т., Магомедов О. М. Формирование профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя в процессе изучения модуля «История педагогики и образования» // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 2. С. 53-62.

23. Федосеева Л. А. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 (105). С. 41.

24. Хроменков П. А. Использование современного человекознания в высшем педагогическом образовании: монография. Москва: Издательство МГОУ, 2012. 225 с.

25. Shastina E. M., Jentgens S., Shatunova O. V. Role of literary pedagogy in modern education of pre-school and primary school children // Space and Culture, India. 2020. Vol. 8. No. 1. P. 234-243.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)