Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-19 149
Аннотация

Цель. Определение влияния основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу на примере Национального исследовательского университета МЭИ и Самарского государственного технического университета.

Методология и методы. Авторы методологически опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Было проведено анкетирование и психологическое тестирование студентов программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» с целью выявить степень их готовности к дальнейшей педагогической деятельности. В дальнейшем оно было дополнено наблюдениями психолога за выпускниками программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ», продолживших обучение в магистратуре.

Результаты исследования. Результаты исследования предоставляют практические рекомендации для создания кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза. Приводятся аргументы в пользу вовлечения студентов в деятельность вуза с самого начала их зачисления в группу. Авторы статьи в качестве примера приводят программу «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» и опыт работы в Самарском государственном техническом университете как пример реализации своих утверждений. Разработанные на основе исследования рекомендации для формирования кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и укрепления связи студентов с университетом предоставляют конкретные стратегии для практической реализации в образовательных учреждениях. Таким образом, данная работа переходит от теоретических концепций к практическому применению в образовательной среде.

Теоретическая и/или практическая значимость. Важность работы состоит в фокусировке на основных мотивационных детерминантах магистров технических специальностей. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём определено влияние основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу. Это добавляет новый аспект в педагогическую науку, с учётом специфики их профессиональной подготовки и интересов. Исследование мотивации магистров технических специальностей дополняет теорию педагогики. Работа расширяет концептуальное представление о приверженности студентов к университету. Введение мотивационных детерминант, таких как внутренние мотивы, социальное признание, референтные отношения, партнерство и сотрудничество, дополняет понимание механизмов формирования приверженности.

Выводы. Учёт перечисленных в статье основных мотивационных детерминант может существенно повысить эффективность формирования кадрового резерва в высших образовательных учреждениях.

20-31 157
Аннотация

Цель. Целью статьи является рассмотрение вопросов обеспечения преемственности в системе работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью на этапах основного общего и высшего образования.

Методология и методы. В статье рассмотрены изменения в системе развития одарённости подростков при переходе на уровень высшего образования. В процессе исследования использовался системный и личностно-ориентированный методологические подходы. Основой анализа теоретических аспектов проблемы исследования вопросов преемственности развития одарённости у детей и молодёжи являются материалы, представленные в научных статьях электронных баз данных (каталог Российской государственной библиотеки, elibrary, Web of Science, Scopus). В исследовании использовались методы изучения и анализа образовательной практики, литературных источников, контент-анализ, систематизация и обобщение полученных теоретических и практических результатов.

Результаты. Результатами исследования стали выявленные проблемы нарушения преемственности в системе работы с одарёнными детьми на уровне общего и высшего образования и возникающие при этом дефициты программного, информационного, организационного, технологического и кадрового обеспечения её развития. Были выявлены и описаны значимые элементы развития одарённости на разных уровнях образования, проведён сравнительный анализ основных характеристик системы работы с одаренными детьми в системе общего и высшего образования, выявлены дефициты преемственности и последствия её нарушения. Определены способы восполнения повреждённых или утраченных функций элементов системы, определена роль тьюторства и наставничества в работе с одарёнными школьниками и талантливыми студентами в вузе. Установлена роль преемственности в формировании институциональной образовательной среды, мотивирующей к достижениям в интеллектуальной сфере. Выделены направления развития технологического и кадрового обеспечения развития одарённости на разных уровнях образования; рассмотрены вопросы преемственности в развитии форм организации научного творчества и исследовательской деятельности одарённых детей и талантливой молодёжи.

Теоретическая и/ или практическая значимость. Результаты исследования позволяют сформировать основные подходы к решению обозначенных проблем по преодолению затруднений, связанных со снижением уровня мотивации к различным видам интеллектуальной и творческой деятельности, вызывающей стагнацию актуальной и потенциальной одарённости при переходе одарённого школьника в систему высшего профессионального образования.

Выводы. В процессе работы были установлены основные проблемы нарушения преемственности в системе работы с одарёнными обучающимися в общеобразовательном учреждении и организации высшего образования. По результатам выявленных затруднений и дефицитов, возникающих при работе с одарёнными обучающимися в системе высшего образования, определены основные способы их преодоления, направленные на формирование институциональной мотивирующей среды для одарённых обучающихся.

32-48 138
Аннотация

Цель. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия тьюторского сопровождения сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Методы исследования. Системный анализ теоретических и прикладных исследований в области здоровьесбережения, педагогики и тьюторства, сравнение и аналогия, документарная экспертиза, обобщение, синтез.

Результаты. Определены методологические подходы к решению проблемы исследования: системный, аксиологический, личностно-ориентированный. Обоснованы этапы педагогического эксперимента тьюторского сопровождения сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Выявлен комплекс медико-биологических дисциплин, направленных на формирование компетенций по охране здоровья и здоровому образу жизни.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна работы состоит в том, что в ней выявлены и эмпирически верифицированы педагогические условия, способствующие успешному тьюторскому сопровождению сохранения и укрепления здоровья обучающихся, которые включают: создание открытой образовательной среды (в социальном, культурно-предметном, антропологическом аспектах); практико-ориентированная деятельность студента; организация совместной деятельности тьютора (преподавателя) и психолога, обеспечивающей системность, последовательность в тьюторском сопровождении. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристика этапов тьюторского сопровождения тьюторантов по сохранению и укреплению их здоровья: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический, показана совместная деятельность студента, тьютора и психолога. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан комплексный критериально-диагностический инструментарий по формированию потребности быть здоровым, включающий следующие критерии: когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий; показатели, уровни и методики диагностики. Материалы исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных организаций при планировании оздоровительной деятельности с обучающимися.

Выводы. Авторы делают вывод, что тьюторское сопровождение сохранения и укрепления здоровья обучающихся при реализации профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза способствует формированию потребности быть здоровым, готовности к оздоровительной работе с субъектами образовательного процесса.

49-60 187
Аннотация

Цель. Показать влияние традиций Русского Зарубежья на решение проблем отечественного образования школьников с ООП, основываясь на исторической ретроспективе специального образования в России и за рубежом в различные периоды, а также исследованиях В. В. Зеньковского.

Методология и методы. Анализ исследований, связанных с разработкой методологических основ специального и интегрированного образования, инклюзивной практикой за рубежом и в России; синтез общепедагогических подходов и возможность их применения в процессе обучения и воспитания детей с ООП; экспертиза материалов конференций, посвящённых образовательным традициям Русского Зарубежья.

Результаты исследования. Определено значение междисциплинарного подхода в воспитании детей с ООП, обучающихся в условиях инклюзии и специального образования. Опираясь на исследования В. В. Зеньковского, показано значение синтеза наук о человеке, имеющих принципиальное значение в воспитании и обучении школьников с ООП. В частности, В. В. Зеньковским подробно рассмотрена проблема соотношения биологического и социального в развитии личности с акцентом на её социальное начало. Учёным также определена роль социальной среды, показано её значение в формировании личности всех без исключения детей, способных к самостоятельной свободной жизни в обществе.

Теоретическая и/или практическая значимость. Основываясь на положениях обновленной политики по отношению к лицам с ООП, а также исследованиях В. В. Зеньковского, теоретически обосновано влияние традиций Русского Зарубежья на решение проблем обучения, воспитания и развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзии; уточнено содержание термина «особые образовательные потребности» как более соответствующего идеологии инклюзивного образования, переносящего акцент с возможных ограничений на создание специальных условий для успешного обучения всех без исключения школьников. Результаты теоретического исследования оказывают существенное влияние на повышение профессиональной компетентности педагога, осуществляющего инклюзивный образовательный процесс. Полученные результаты могут использоваться при проведении занятий по педагогике с целью более глубокого анализа наследия прошлого, отражающего проблемы обучения и воспитания в различные исторические периоды.

Выводы. Выделены основные проблемы в образовании лиц с ООП. В частности, это проблема создания специальных образовательных условий, обучение школьников на основе адаптированной образовательной программы с учётом их возможностей и потребностей; проблема взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации инклюзивного обучения с целью подготовки детей и подростков к самостоятельной жизни; проблема выбора форм и методов обучения лиц с ООП при совместном их обучении с нормотипичными детьми. Подчёркивая значимость выделенных выше проблем, важно признать значение государственной политики в отношении участия лиц с ООП в жизни общества. Это позволяет расширить возможности школьников с образовательными потребностями в процессе адаптации их к условиям образовательной организации и последующей трудовой деятельности.

6-19 12
Аннотация

Цель. Определение влияния основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу на примере Национального исследовательского университета МЭИ и Самарского государственного технического университета.

Методология и методы. Авторы методологически опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Было проведено анкетирование и психологическое тестирование студентов программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» с целью выявить степень их готовности к дальнейшей педагогической деятельности. В дальнейшем оно было дополнено наблюдениями психолога за выпускниками программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ», продолживших обучение в магистратуре.

Результаты исследования. Результаты исследования предоставляют практические рекомендации для создания кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза. Приводятся аргументы в пользу вовлечения студентов в деятельность вуза с самого начала их зачисления в группу. Авторы статьи в качестве примера приводят программу «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» и опыт работы в Самарском государственном техническом университете как пример реализации своих утверждений. Разработанные на основе исследования рекомендации для формирования кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и укрепления связи студентов с университетом предоставляют конкретные стратегии для практической реализации в образовательных учреждениях. Таким образом, данная работа переходит от теоретических концепций к практическому применению в образовательной среде.

Теоретическая и/или практическая значимость. Важность работы состоит в фокусировке на основных мотивационных детерминантах магистров технических специальностей. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём определено влияние основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу. Это добавляет новый аспект в педагогическую науку, с учётом специфики их профессиональной подготовки и интересов. Исследование мотивации магистров технических специальностей дополняет теорию педагогики. Работа расширяет концептуальное представление о приверженности студентов к университету. Введение мотивационных детерминант, таких как внутренние мотивы, социальное признание, референтные отношения, партнерство и сотрудничество, дополняет понимание механизмов формирования приверженности.

Выводы. Учёт перечисленных в статье основных мотивационных детерминант может существенно повысить эффективность формирования кадрового резерва в высших образовательных учреждениях.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

31
Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием должного уровня вовлечения учащихся основной школы в процесс чтения иноязычного текстового материала современных УМК по английскому языку на уроках иностранного языка. Тексты, представленные для прочтения учащимися основной школы, несмотря на богатство лексического, грамматического и смыслового содержания зачастую не соответствуют желаниям и потребностям современных школьников на стилевом и жанровом уровнях.

Цель исследования − выявить уровень заинтересованности школьников в чтении учебных текстов на иностранном языке, а также общие читательские предпочтения учащихся основной школы (5-8 классы).

Методы исследования. В рамках настоящего исследования были использованы теоретические методы (анализ научной, учебно-методической литературы и нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, анализ полученных данных), эмпирические (анкетирование, беседа, сравнительный анализ).

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении как читательского потенциала, так и литературных предпочтений учащихся основной школы. Полученные результаты могут представлять интерес для студентов педагогических вузов и учетелей, и могут быть использованы при подготовке и проведении уроков иностранного языка.

Результаты исследования. В рамках исследования удалось выявить снижение мотивации к чтению как на родном, так и на иностранном языках у учащихся 6 и 7 класса. Учащиеся 5 класса, напротив, проявляют достаточный уровень заинтересованности в чтении. 8 класс также продемонстрировал высокий уровень вовлеченности в процесс чтения в целом. Вместе с тем удается установить, что учебные тексты на иностранном языке не соотносятся со сферой интересов подростков старшего возраста.  

Выводы. На основании анкетирования можно сделать вывод о неспособности иноязычных текстов, представленных в учебнике иностранного языка, вовлечь школьников в процесс чтения на уроке, а также о необходимости включения иноязычных текстов, соответствующих интересам подростков.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4
Аннотация

Аннотация.

Актуальность исследования заключается в необходимости развития системы образования за счёт внедрения цифровых технологий в период социально-экономической нестабильности.

Цель статьи, определить уровень развития цифровой компетентности педагога и на основании полученных результатов разработать комплекс мер обеспечивающих эффективное развитие. Полученные результаты состояния цифровой компетентности (на примере Донецкой Народной Республики г. Донецк) позволяют сопоставить результаты исследований других авторов, выявить недостатки, разработать наиболее оптимальный и практичный инструментарий оценки её развития.

Методы исследования включали в себя теоретические опросник и использование кейс-метода как основного инструмента оценки уровня развития цифровой компетентности педагога. Однако следует уточнить, что уровень владения цифровой компетентностью имеет зависимость от преподаваемой дисциплины, что требует дополнительного исследования в данном вопросе, разработке научно-методического инструментария с учётом специфики преподавания каждой дисциплины в отдельности.

Научная новизна. Теоретическая значимость исследования значимость исследования позволяет констатировать высокий уровень эффективности использования кейс-метода в процессе диагностики педагога. Разработанные меры направлены на определение эффективности практической составляющей данного исследования.

Результаты исследования стал разработанный комплекс мер, возможности которого направлены на комплексное обеспечение непрерывности развития педагога в области цифровой компетентности.

Выводы. Развитие цифровой компетентности создаст стабильную основу для решения возникающих вопросов в системе образования, обеспечит стабильность, целостность и непрерывность образовательного процесса, повысит уровень профессиональной компетентности педагога. 

15
Аннотация

Актуальность. Настоящая статья призвана рассмотреть возможные пути эффективизации процесса предвыездной адаптации китайских студентов к культурно-образовательной среде российских вузов, проходящего ещё на этапе нахождения обучающихся в привычных условиях этносреды. Обилие научных публикаций, поднимающих проблему адаптационных трудностей китайских студентов, прибывающих для обучения в университеты РФ, свидетельствует о том, что данному контингенту учебных мигрантов требуется грамотная помощь специалистов по социокультурной и академической адаптации ещё на пропедевческом уровне (в КНР).

Цель исследования – на основании частотно встречающихся социокультурных и образовательных адаптационных трудностей китайских студентов предложить эффективные пути повышения качества предвыездной адаптации рассматриваемой категории учебных мигрантов.

Методы исследования. Основное содержание статьи заключается в анализе частотно проявляющихся адаптационных трудностей китайских студентов. На основе выявленных посредством метода анализа научной и научно-методической литературы, автором статьи предлагается описание содержания элективного курса «Я еду в Россию учиться» (метод моделирования), который нацелен на минимизацию возможны проблем китайских обучающихся, препятствующих их успешному вхождению в иноязычную, инокультурную, иноакадемическую среду. Кроме того, в работе используются такие методы, как анализ, синтез, сравнение и систематизация.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая ценность исследования заключается в уточнении понятия «предвыездная адаптация». Описанные в статье пути эффективизации процесса предвыездной адаптации китайских студентов могут оказаться востребованными в практике работы специалистов и педагогов, занимающихся вопросами адаптации потенциальных учебных мигрантов.

Результаты. В ходе исследования установлено, что студенты из Китайской Народной Республики представляют собой своеобразную «группу риска» в ходе адаптации к российским реалиям, поскольку обладают рядом устойчивых национально детерминированных личностных характеристик и установок, препятствующих их эффективной интеграции в российскую образовательную и культурную среду. Автором подчёркивается необходимость реализации комплексного подхода в организации предвыездной адаптации китайских обучающихся, предлагаются пути и средства предупреждения возможных адаптационных трудностей учебных мигрантов.

Выводы. Развитие института предвыездной адаптации иностранных студентов, отправляющихся зарубеж с целью получения высшего образования должно носить системный и комплексный характер, поддерживающийся на государственном уровне, поскольку такая деятельность, проводимая на пропедевческом уровне, способствует предупреждению трудностей вхождения инофона в иные социокультурные и академические условия.

 

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ

61-75 104
Аннотация

Цель исследования. Выявить уровень заинтересованности школьников в чтении учебных текстов на иностранном языке, а также общие читательские предпочтения учащихся основной школы (5–8 классы).

Методология и методы. В рамках настоящего исследования были использованы теоретические методы (анализ научной, учебно-методической литературы и нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, анализ полученных данных), эмпирические (анкетирование, беседа, сравнительный анализ).

Результаты исследования. В рамках исследования удалось выявить снижение мотивации к чтению как на родном, так и на иностранном языках у учащихся 6 и 7 классов. Учащиеся 5 класса, напротив, проявляют достаточный уровень заинтересованности в чтении. 8 класс также продемонстрировал высокий уровень вовлеченности в процесс чтения в целом. Вместе с тем удаётся установить, что учебные тексты на иностранном языке не соотносятся со сферой интересов подростков старшего возраста.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении как читательского потенциала, так и литературных предпочтений учащихся основной школы. Полученные результаты могут представлять интерес для студентов педагогических вузов и учителей, и могут быть использованы при подготовке и проведении уроков иностранного языка.

Выводы. На основании анкетирования можно сделать вывод о неспособности иноязычных текстов, представленных в учебнике иностранного языка, вовлечь школьников в процесс чтения на уроке, а также о необходимости включения иноязычных текстов, соответствующих интересам подростков.

76-84 95
Аннотация

Цель. Представить методическую систему работы по предупреждению и коррекции ошибок в письменной речи иранских студентов, изучающих русский язык.

Методология и методы. Был осуществлён анализ научной и методической литературы по теме исследования. Проведён сравнительный анализ форм, приёмов и способов обучения иранских студентов русскому языку, в том числе такому виду речевой деятельности, как письмо. Кроме того, нашёл применение метод педагогического наблюдения за учебным процессом, а также метод изучения продуктов деятельности студентов – обобщение и интерпретация лингвистического материала (письменных работ иранских студентов).

Результаты. Представлена классификация типичных ошибок, допускаемых иранскими студентами в письменных сочинениях на русском языке. Разработана система упражнений, направленных: а) на предупреждение речевых ошибок; б) на коррекцию (редактирование и литературную правку) допущенных ошибок.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём обоснована необходимость и целесообразность создания методической системы преодоления ошибок в письменной речи на русском языке студентов с родным персидским языком. Суть методики заключается в том, что особое место в процессе развития речевой компетенции иностранных студентов отводится обучению лексической сочетаемости слов. Дидактический материал составляют слова и сочетания с высокой степенью употребительности, лексика организуется тематически и особым образом структурируется. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями на аудиторных занятиях в группах иранских студентов, владеющих русским языком в объёме I сертификационного уровня.

Выводы. В группах иранских студентов необходимо проводить систематическую работу по предупреждению или коррекции ошибок в письменных текстах, созданных на русском языке, с целью развития языковой и коммуникативной компетенции. Эффективной формой работы является выполнение упражнений на усвоение норм лексической сочетаемости.

85-95 97
Аннотация

Цель. 1) выявление особенностей, присущих тестированию как методу контроля в российской и в китайской педагогике; 2) описание особенностей китайского тестирования, на которые необходимо обращать внимание педагогам для успешного проведения тестового контроля в китайских группах.

Методология и методы. 1) теоретические: анализ, синтез, моделирование; 2) практические: а) наблюдение; б) беседы с преподавателями и учащимися.

Результаты. Полученные нами результаты помогли нам выделить основные особенности работы с тестовыми материалами в китайской аудитории, оптимизировать методику использования тестов с учётом особенностей психологии китайских учащихся и используемых в Китае методик тестирования.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в подробном описании восприятия тестовых технологий как средства обучения и контроля китайскими методистами и учащимися, анализе особенностей, присущих тестированию как методу контроля в китайской педагогике и влияющих на успешность прохождения тестирования китайскими учащимися. Практическая ценность заключается в том, что автор даёт практические советы по организации и проведению тестирования в китайской аудитории с опорой на психологические и когнитивные особенности китайских учащихся. Следование этим советам обеспечит максимальную точность результатов тестирования и поможет выявить те трудности в восприятии и запоминании материала, с которыми сталкиваются китайские учащиеся в ходе изучения русского языка как иностранного.

Выводы. Используемая в российской парадигме преподавания русского языка как иностранного методика тестирования по РКИ является достаточно сложной для китайских учащихся. Это связано с особенностями их психологии, а также со сформировавшимся в Китае отношением к тестам как к способу унификации контроля, а не как к методу комплексной проверки знаний, что характерно для западного подхода к тестированию. В связи с этим подготовка китайских учащихся к тестированию по РКИ требует больше времени и усилий, чем подготовка учащихся из других стран.

17
Аннотация

Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в сравнении путей развития систем тестирования по иностранным языкам в Америке, Европе и России, с одной стороны, и в Китае, с другой стороны, что должно помочь найти причину затруднений, которые часто испытывают китайские учащиеся при выполнении тестовых заданий по русскому языку.

Цель. 1) выявление особенностей, присущих тестированию как методу контроля в китайской педагогике; 2) конструирование эффективной модели использования тестовых заданий в качестве одного из средств обучения и контроля на уроке по русскому языку как иностранному в китайской аудитории.

Методы исследования. 1) теоретические: анализ, синтез, моделирование; 2) практические: а) наблюдение; б) беседы с преподавателями и учащимися.

Научная новизна / теоретическая и практическая значимость. Научная новизна состоит в подробном описании восприятия тестовых технологий как средства обучения и контроля китайскими методистами и учащимися; это описание основано не только на анализе специфики развития и восприятия теста как формы контроля в Китае, но и на личном опыте автора статьи, китайских и российских педагогов. Практическая ценность заключается в разработке модели использования тестовых заданий на занятиях по русскому языку в китайской аудитории.

Результаты исследования. Полученные нами результаты помогли нам выделить основные особенности работы с тестовыми материалами в китайской аудитории, создать оптимальную модель использования тестов с учётом особенностей психологии китайских учащихся и используемых в Китае методик тестирования.

Выводы. Используемая в российской парадигме преподавания русского языка как иностранного методика тестирования по РКИ является достаточно сложной для китайских учащихся. Это связано с особенностями их психологии, а также со сформировавшимся в Китае отношением к тестам как к способу унификации контроля, а не как к методу комплексной проверки знаний, что характерно для западного подхода к тестированию. В связи с этим подготовка китайских учащихся к тестированию по РКИ требует больше времени и усилий, чем подготовка учащихся из других стран.

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

96-110 94
Аннотация

Цель. Определить уровень развития цифровой компетентности педагога и на основании полученных результатов разработать комплекс мер, обеспечивающих её эффективное развитие. Полученные результаты состояния цифровой компетентности педагогов (на примере Донецкой Народной Республики г. Донецк) позволяют сопоставить результаты исследований других авторов, выявить недостатки, разработать наиболее оптимальный и практичный инструментарий оценки её развития.

Методология и методы. Опрос и использование кейс-метода как основного инструмента оценки уровня развития цифровой компетентности педагога. Однако следует уточнить, что уровень владения цифровой компетентностью имеет зависимость от преподаваемой дисциплины, что требует дополнительного исследования и разработки научно-методического инструментария, с учётом специфики преподавания дисциплины.

Результаты исследования. Потребность устойчивого развития системы образования и сохранение конкурентоспособности в сложных социально-экономических условиях, требуют непрерывности в развитии педагога. Одним из ключевых компонентов профессиональной компетентности в научном мире активно рассматривается цифровая компетентность. Таким образом, был определён уровень развития цифровой компетентности с учётом педагогического стажа: уверенный уровень – педагогический стаж от 10 до 20 лет (34% выборки), средний уровень – стаж работы от 3-х до 10 лет и от 20 до 25 лет (65% выборки); минимально-достаточный педагогический стаж до трёх лет и свыше 25 лет (6% выборки). Результатом зависимости успешности преподавания различных дисциплин от цифровой компетентности позволило установить, что среди педагогов гуманитарных и естественных дисциплин уверенный уровень составил 38%±4%, средний 62%±4%, минимально-достаточный уровень не выявлен. Среди педагогов, преподающих художественно-эстетические дисциплины, физическое воспитание и дисциплины начального общего образования, показатели уверенного уровня составили 26%±3%, средний уровень 71,5%±3,5%, минимально-достаточный уровень составил до 3%. Следующим этапом анализа подверглись уровни цифровой грамотности в соответствии с выделенными показателями и учётом педагогического стажа. Так, уровень компьютерной грамотности среди всех групп педагогов с различным стажем находился на уровне 81,5%±4,5%, коммуникативная грамотность – 84,5%±5,5%, технологическая грамотность – 72,5%±4,5%, информационная грамотность – 89%±5%. Результаты оценки цифровой компетентности при помощи кейс-метода позволили выявить уровни развития структурных компонентов необходимых для качественного образовательного процесса. Минимально-достаточный, средний и уверенный уровень показателя анализа и оценки образовательной деятельности составил 9%, 55% и 44%. Показатель «профессиональные обязанности» отмечает 6%, 63% и 75%. Оптимизация образовательного процесса составила 5%, 69% и 73%. Технологичность образовательной деятельности составила 12%, 53% и 42%. Данные результаты свидетельствуют о динамике развития цифровой компетентности и потребности дальнейшего исследования.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна заключалась в уточнении структурных компонентов, отвечающих за развитие цифровой компетентности. Теоретическая значимость исследования заключалась в определении структурных компонентов, отвечающих за сохранение успешности системы образования и повышения уровня профессиональной компетентности педагога в области цифровых технологий. Для оценки уровня сформированности цифровой компетентности использовали кейс-метод, возможности которого позволили моделировать педагогические задачи, сущность которых заключалась в расширении теоретических знаний в области дидактики образовательного процесса. Разработана программы повышения квалификации педагога «Педагог в цифровом образовательном пространстве», направленная на повышение уровня цифровой компетентности. Разработаны методические рекомендации с чётким алгоритмом использования цифровых технологий в период дистанционного обучения. Практическая значимость исследования определяется тем, что была разработана, проверена и предложена программа, методические рекомендации и диагностический аппарат оценки уровня развития цифровой компетентности для внедрения в систему дополнительного профессионального образования.

Выводы. Развитие цифровой компетентности создаст стабильную основу для решения возникающих вопросов в системе образования, обеспечит целостность и непрерывность образовательного процесса, повысит уровень профессиональной компетентности педагога.

111-120 94
Аннотация

Цель данного исследования – определение потенциала физической подготовки в формировании патриотизма у учащихся вузов МВД и установление соответствующих организационно-педагогических основ.

Методология и методы. междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем, теоретическое моделирование, методики диагностики ценностно-смысловой сферы личности и самооценки, анкетирование, беседа.

Результаты. Проведённое исследование позволило раскрыть специфику ценностных и эмоционально-психологических компонентов профессионально ориентированного патриотизма сотрудника полиции, а также сформулировать базовые положения об организационно-педагогических основах формирования патриотизма в процессе реализации различных видов физической подготовки в вузах МВД России.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно организационно-педагогических основ формирования патриотизма. Установлены ценностные и эмоционально-психологические компоненты профессионально ориентированного патриотизма сотрудника полиции. Определены критерии, позволяющие диагностировать сформированность патриотизма у учащихся вузов МВД. Установлен потенциал различных форм физической подготовки, реализуемых в учебных заведениях МВД России для формирования и укрепления патриотизма учащихся. Выявлены педагогические условия формирования патриотизма в процессе физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД и перспективы совершенствования данных условий. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования соответствующих педагогических технологий и методик учебно-воспитательного процесса, реализуемых в образовательных организациях системы МВД.

Выводы. Чувство патриотизма служит важным элементом внутренней мотивации полицейского к добросовестному выполнению служебных задач по защите личности, общества и государства от различного рода противоправных посягательств. Существенный потенциал в формировании патриотизма содержат различные формы физической подготовки, реализуемые с учётом ведомственной специфики образовательной среды и будущей профессиональной деятельности учащихся вузов МВД.

121-129 91
Аннотация

Цель исследования. На основании частотно встречающихся социокультурных и образовательных адаптационных трудностей китайских студентов предложить эффективные пути повышения качества предвыездной адаптации рассматриваемой категории учебных мигрантов.

Методология и методы. Основное содержание статьи заключается в анализе частотно проявляющихся адаптационных трудностей китайских студентов. На основе выявленных посредством метода анализа научной и научно-методической литературы аргументов, автором статьи предлагается описание содержания элективного курса «Я еду в Россию учиться» (метод моделирования), который нацелен на минимизацию возможных проблем китайских обучающихся, препятствующих их успешному вхождению в иноязычную, инокультурную, иноакадемическую среду. Кроме того, в работе используются такие методы, как анализ, синтез, сравнение и систематизация.

Результаты. В ходе исследования установлено, что студенты из Китайской Народной Республики представляют собой своеобразную «группу риска» в ходе адаптации к российским реалиям, поскольку обладают рядом устойчивых национально детерминированных личностных характеристик и установок, препятствующих их эффективной интеграции в российскую образовательную и культурную среду. Автором подчёркивается необходимость реализации комплексного подхода в организации предвыездной адаптации китайских обучающихся, предлагаются пути и средства предупреждения возможных адаптационных трудностей учебных мигрантов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая ценность исследования заключается в уточнении понятия «предвыездная адаптация». Описанные в статье пути эффективизации процесса предвыездной адаптации китайских студентов могут оказаться востребованными в практике работы специалистов и педагогов, занимающихся вопросами адаптации потенциальных учебных мигрантов.

Выводы. Развитие института предвыездной адаптации иностранных студентов, отправляющихся зарубеж с целью получения высшего образования, должно носить системный и комплексный характер, поддерживающийся на государственном уровне, поскольку такая деятельность, проводимая на пропедевтическом уровне, способствует предупреждению трудностей вхождения инофона в иные социокультурные и академические условия.

130-143 99
Аннотация

Цель. Описание методики выделения состава компонентов содержания социально-коммуникационной компетенции (СКК) будущего архитектора, учитывающей различия в психолого-педагогических подходах на этапах архитектурной подготовки. Формирование данной компетенции проводится с помощью практико-ориентированного ситуационного подхода, с учётом психолого-педагогических различий и методов формирования профессионального мастерства в условиях сложившейся системы архитектурного обучения.

Методология и методы. Методология данного исследования строится на совокупности общенаучных методов (анализе, синтезе, классификации, систематизации, обобщении), методе «привязки» ситуаций социально-коммуникативных ситуаций к психолого-педагогическим этапам системы архитектурного образования.

Результаты. Исследование обосновывает логически связанную последовательность действий: анализ целей обучения будущих зодчих на каждом этапе; подбор социально-коммуникационных ситуаций из архитектурной практики, наиболее полно отвечающих целям каждого этапа и моделируемых с помощью разных форм научно-образовательной деятельности; определение состава субъектов образовательного взаимодействия на каждом этапе и барьеров в коммуникациях; определение компонентов содержания СКК исходя из состава умений, требуемых для преодоления коммуникационных барьеров. Опирается на ранее выделенные типы коммуникативных ситуаций в архитектурной практике и связывая разные типы с психолого-педагогическими этапами обучения архитектурному проектированию. В развитии данного исследования планируется провести детализацию каждого компонента содержания для разработки методики оценки степени сформированности СКК и программы дополнительного профессионального образования для преподавателей высших школ архитектуры по формированию СКК у студентов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в самой постановке цели и планируемых результатах, а именно – определении взаимосвязанных целей и коммуникационных барьеров, характерных для этапов непрерывного архитектурного образования, которые предполагается использовать при разработке и проведении констатирующего и формирующего экспериментов. Практическая значимость данного исследования заключается в создании условий для внедрения в практику подготовки будущих зодчих методической системы формирования социально-коммуникативной компетенции архитекторов.

Выводы. Алгоритм выделения компонентов содержания социально-коммуникативной компетенции строится на сопоставлении коммуникативных подходах в предпроектной и проектной практики с психолого-педагогическими этапами подготовки будущих архитекторов. Достоверность методики достигается за счёт исследования опыта архитектурной практики и апробированных методов профессионального обучения. Ключевыми идеями выделения компонентов содержания данной компетенции являются учет интересов и особенностей мышления всех групп субъектов коммуникаций, стремление к преодолению коммуникационных барьеров для выработки взаимоприемлемых решений в архитектурно-градостроительном проектировании.

111-120 13
Аннотация

Цель данного исследования – определение потенциала физической подготовки в формировании патриотизма у учащихся вузов МВД и установление соответствующих организационно-педагогических основ.

Методология и методы. междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем, теоретическое моделирование, методики диагностики ценностно-смысловой сферы личности и самооценки, анкетирование, беседа.

Результаты. Проведённое исследование позволило раскрыть специфику ценностных и эмоционально-психологических компонентов профессионально ориентированного патриотизма сотрудника полиции, а также сформулировать базовые положения об организационно-педагогических основах формирования патриотизма в процессе реализации различных видов физической подготовки в вузах МВД России.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно организационно-педагогических основ формирования патриотизма. Установлены ценностные и эмоционально-психологические компоненты профессионально ориентированного патриотизма сотрудника полиции. Определены критерии, позволяющие диагностировать сформированность патриотизма у учащихся вузов МВД. Установлен потенциал различных форм физической подготовки, реализуемых в учебных заведениях МВД России для формирования и укрепления патриотизма учащихся. Выявлены педагогические условия формирования патриотизма в процессе физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД и перспективы совершенствования данных условий. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования соответствующих педагогических технологий и методик учебно-воспитательного процесса, реализуемых в образовательных организациях системы МВД.

Выводы. Чувство патриотизма служит важным элементом внутренней мотивации полицейского к добросовестному выполнению служебных задач по защите личности, общества и государства от различного рода противоправных посягательств. Существенный потенциал в формировании патриотизма содержат различные формы физической подготовки, реализуемые с учётом ведомственной специфики образовательной среды и будущей профессиональной деятельности учащихся вузов МВД.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)