Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Тьюторское сопровождение сохранения и укрепления здоровья обучающихся

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-32-48

Аннотация

Цель. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия тьюторского сопровождения сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Методы исследования. Системный анализ теоретических и прикладных исследований в области здоровьесбережения, педагогики и тьюторства, сравнение и аналогия, документарная экспертиза, обобщение, синтез.

Результаты. Определены методологические подходы к решению проблемы исследования: системный, аксиологический, личностно-ориентированный. Обоснованы этапы педагогического эксперимента тьюторского сопровождения сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Выявлен комплекс медико-биологических дисциплин, направленных на формирование компетенций по охране здоровья и здоровому образу жизни.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна работы состоит в том, что в ней выявлены и эмпирически верифицированы педагогические условия, способствующие успешному тьюторскому сопровождению сохранения и укрепления здоровья обучающихся, которые включают: создание открытой образовательной среды (в социальном, культурно-предметном, антропологическом аспектах); практико-ориентированная деятельность студента; организация совместной деятельности тьютора (преподавателя) и психолога, обеспечивающей системность, последовательность в тьюторском сопровождении. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристика этапов тьюторского сопровождения тьюторантов по сохранению и укреплению их здоровья: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический, показана совместная деятельность студента, тьютора и психолога. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан комплексный критериально-диагностический инструментарий по формированию потребности быть здоровым, включающий следующие критерии: когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий; показатели, уровни и методики диагностики. Материалы исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных организаций при планировании оздоровительной деятельности с обучающимися.

Выводы. Авторы делают вывод, что тьюторское сопровождение сохранения и укрепления здоровья обучающихся при реализации профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза способствует формированию потребности быть здоровым, готовности к оздоровительной работе с субъектами образовательного процесса.

Об авторах

З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

454080, г. Челябинск, пр-т. Ленина, д. 69



И. Л. Орехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

454080, г. Челябинск, пр-т. Ленина, д. 69



Б. А. Артёменко
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Артёменко Борис Александрович – кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования 

454080, г. Челябинск, пр-т. Ленина, д. 69



Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Москва: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.

2. Андросова М.И., Петрова С.Ф., Иванова С.Н. Здоровый образ жизни в понимании студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (4). С. 15–17.

3. Аристова И.В., Комарова Э.П. Модель формирования здоровьесберегающей позиции студента в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 248–251.

4. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Едиториал УРСС, 1997. 448 с.

5. Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Технология консультирования в области субъективного здоровья. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. 238 с.

6. Декина Е.В., Кулакова Т.И. Модель формирования готовности студентов педагогического вуза к сохранению и укреплению здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2020. № 2. С. 101–111.

7. Егорова У.Г. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов в период пандемии // Вестник Самарского университета. 2021. Т 27. № 1. С. 62–67.

8. Ирхин В.Н. Формирование культуры здоровья на уроках физики. Москва: Чистые пруды, 2008. 29 с.

9. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов; Кострома: КГПУ, 1996. 246 с.

10. Купцова С.А. Дисциплины здоровьесберегающей направленности как средство формирования культуры здорового образа жизни студентов в педагогическом университете // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2021. № 1. С. 78–82.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1997. 307 с.

12. Макарова В.К. Пропаганда здорового образа жизни в образовательной среде // Таврический научный обозреватель. 2016. № 5-1 (10). С. 49–54.

13. Малярчук Н.Н. Роль педагога как профессионала в сохранении здоровья обучающихся // Вестник развития науки и образования. № 2008. № 6. С. 86–88.

14. Орехова Т.Ф. Организация здоровьесберегающего образования в современной школе. Магнитогорск.: МаГУ, 2003. 355 с.

15. Пономарев И.Е. Барсуков С.В. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза на занятиях по физической культуре // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 243–247.

16. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В., Гладкая Е.С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз-школа» как условие профессионального становления студентов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. 228 с.

17. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование. Санкт-Петербург: МАНЭБ, 2002. 380 с.

18. Хоптинская А.А. Модель здоровьесберегающей среды современного педагогического вуза // Школа будущего. 2020. № 2. С. 152–165.

19. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск: ЧГПИ, 1987. 68 с.

20. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. 239 с.


Рецензия

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)