Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Влияние мотивационных детерминант личности студентов на формирование кадрового резерва преподавателей вуза (на примере технического образования)

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-6-19

Аннотация

Цель. Определение влияния основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу на примере Национального исследовательского университета МЭИ и Самарского государственного технического университета.

Методология и методы. Авторы методологически опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Было проведено анкетирование и психологическое тестирование студентов программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» с целью выявить степень их готовности к дальнейшей педагогической деятельности. В дальнейшем оно было дополнено наблюдениями психолога за выпускниками программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ», продолживших обучение в магистратуре.

Результаты исследования. Результаты исследования предоставляют практические рекомендации для создания кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза. Приводятся аргументы в пользу вовлечения студентов в деятельность вуза с самого начала их зачисления в группу. Авторы статьи в качестве примера приводят программу «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» и опыт работы в Самарском государственном техническом университете как пример реализации своих утверждений. Разработанные на основе исследования рекомендации для формирования кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и укрепления связи студентов с университетом предоставляют конкретные стратегии для практической реализации в образовательных учреждениях. Таким образом, данная работа переходит от теоретических концепций к практическому применению в образовательной среде.

Теоретическая и/или практическая значимость. Важность работы состоит в фокусировке на основных мотивационных детерминантах магистров технических специальностей. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём определено влияние основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу. Это добавляет новый аспект в педагогическую науку, с учётом специфики их профессиональной подготовки и интересов. Исследование мотивации магистров технических специальностей дополняет теорию педагогики. Работа расширяет концептуальное представление о приверженности студентов к университету. Введение мотивационных детерминант, таких как внутренние мотивы, социальное признание, референтные отношения, партнерство и сотрудничество, дополняет понимание механизмов формирования приверженности.

Выводы. Учёт перечисленных в статье основных мотивационных детерминант может существенно повысить эффективность формирования кадрового резерва в высших образовательных учреждениях.

Об авторах

Д. М. Габдушев
Россети Московский регион
Россия

Габдушев Дмитрий Маратович – ведущий специалист Департамента электрических режимов 

115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр., д. 3, стр. 2



И. С. Козьмина
Национальный исследовательский университет "МЭИ"
Россия

Козьмина Ирина Сергеевна –доцент кафедры теоретических основ электротехники, кандидат технических наук, доцент 

111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14



Р. Ж. Габдушев
Самарский государственный технический университет
Россия

Габдушев Руслан Жамангараевич – доцент кафедры Теоретические основы теплотехники и гидромеханика, кандидат технических наук, доцент

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244, главный корпус



Список литературы

1. Бaширова Г. И. Формирование оптимальной модели педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых в образовательном процессе специальных вузов // Проблемы педагогики. 2019. №5 (44). С. 33–38.

2. Волков В. М., Тарута Д. В. Формирование преемственности при освоении общеинженерных и специальных дисциплин // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием / Новосибирск, 29 января 2020 года. Новосибирск: Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2020. С. 63–68.

3. Волков А. С. Профессиональная оценка персонала – современный взгляд. Методы психологии и психофизиологии в создании и проведении эффективных процедур оценки, аттестации или отбора персонала. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2021. 345 с.

4. Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Гордеева Д. С. К вопросу о корпоративной идентичности преподавателя высшей школы: современные реалии // Социум. Власть. 2018. №5 (73). С. 28–36.

5. Гнатышина Е. А., Гордеева Д. С. Результаты исследований уровня корпоративной идентичности преподавателей университета // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №3 (76). С. 20–28.

6. Годымчук А. Ю. Формирование кадрового резерва в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2008. №6. С. 52–56.

7. Дорожкин Е. М., Лыжин А. И., Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование на современном этапе: состояние, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №1 (40). С. 14–29.

8. Журавлева Н. Психология социальных изменений. Ценностный подход. М.: Институт психологии РАН, 2022. 527 с.

9. Киричкова Т. С. Особенности формирования социально-психологической компетентности студентов в системе профессионального образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. №1. С. 50–56.

10. Козлова Н. В., Годымчук А. Ю. Мотивационные факторы формирования кадрового резерва в инновационном образовательном процессе // Вестник Томского государственного университета. 2009. №318. С. 199–203.

11. Козилова Л. В. Роль студенческо-преподавательских коммуникаций в обогащении профессионально-ориентирующего потенциала вуза // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. №3А. С. 494.

12. Кравченко А. И. Выбор профессии: концептуальные фреймы и эмпирические тренды // Социология. 2020. №4. С. 22–51.

13. Осеян Т. О. Методика формирования и управления кадровым резервом в ПАО «Метафракс»: анализ, перспективы совершенствования // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. №3. С. 480–489.

14. Пацук О. В., Козловская Е. Б. Кадровый резерв как эффективный инструмент обеспечения конкурентоспособности организации // Экономические исследования. 2020. №3. С. 4–10.

15. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2019. 672 с.

16. Садеков Р. Р., Сенаторова О. Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадрового резерва в современных условиях // Вестник евразийской науки. 2014. №5 (24). С. 92–98.

17. Спасенкова Е. В., Смирнова В. В. Кадровый резерв научно-педагогических работников как способ обновления кадрового состава регионального вуза // Вестник молодых учёных Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2014. №2. С. 164–169.

18. Холмўминов Ш. Рынок труда: проблемы формирования и регулирования // Архив научных исследований. 2020. Т. 33. №1. С. 65.

19. Шарбан Е. И., Симонович Н. Е. Формирование кадрового резерва: психологические особенности // Молодёжь и наука. 2016. №7. С. 20–27.

20. Шинкаренко О. Н. Резерв кадров-резерв стратегического развития // Кадры предприятия. 2004. №8. С. 69–76.

21. Atrizka D. Ensuring Better Affective Commitment and Organizational Citizenship Behavior through Talent Management and Psychological Contract Fulfillment: An Empirical Study of Indonesia Pharmaceutical Sector // Systematic Reviews in Pharmacy. 2020. Vol. 11. №1. P. 545–553.

22. Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. School engagement: Potential of the concept, state of the evidence // Review of Educational Research. 2004. №74 (1). P. 59–109.

23. Shanock L. R., Eisenberger R., Heggestad E. D. Treating employees well: The value of organizational support theory in human resource management // The Psychologist-Manager Journal. 2019. №22 (3- 4). P. 68–191.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)