Влияние мотивационных детерминант личности студентов на формирование кадрового резерва преподавателей вуза (на примере технического образования)
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-6-19
Аннотация
Цель. Определение влияния основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу на примере Национального исследовательского университета МЭИ и Самарского государственного технического университета.
Методология и методы. Авторы методологически опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Было проведено анкетирование и психологическое тестирование студентов программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» с целью выявить степень их готовности к дальнейшей педагогической деятельности. В дальнейшем оно было дополнено наблюдениями психолога за выпускниками программы «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ», продолживших обучение в магистратуре.
Результаты исследования. Результаты исследования предоставляют практические рекомендации для создания кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза. Приводятся аргументы в пользу вовлечения студентов в деятельность вуза с самого начала их зачисления в группу. Авторы статьи в качестве примера приводят программу «Э.Т.А.Л.О.Н.» в НИУ «МЭИ» и опыт работы в Самарском государственном техническом университете как пример реализации своих утверждений. Разработанные на основе исследования рекомендации для формирования кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и укрепления связи студентов с университетом предоставляют конкретные стратегии для практической реализации в образовательных учреждениях. Таким образом, данная работа переходит от теоретических концепций к практическому применению в образовательной среде.
Теоретическая и/или практическая значимость. Важность работы состоит в фокусировке на основных мотивационных детерминантах магистров технических специальностей. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём определено влияние основных мотивационных детерминант на создание кадрового резерва педагогического штата из магистров технического вуза и формирование приверженности студентов к вузу. Это добавляет новый аспект в педагогическую науку, с учётом специфики их профессиональной подготовки и интересов. Исследование мотивации магистров технических специальностей дополняет теорию педагогики. Работа расширяет концептуальное представление о приверженности студентов к университету. Введение мотивационных детерминант, таких как внутренние мотивы, социальное признание, референтные отношения, партнерство и сотрудничество, дополняет понимание механизмов формирования приверженности.
Выводы. Учёт перечисленных в статье основных мотивационных детерминант может существенно повысить эффективность формирования кадрового резерва в высших образовательных учреждениях.
Об авторах
Д. М. ГабдушевРоссия
Габдушев Дмитрий Маратович – ведущий специалист Департамента электрических режимов
115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр., д. 3, стр. 2
И. С. Козьмина
Россия
Козьмина Ирина Сергеевна –доцент кафедры теоретических основ электротехники, кандидат технических наук, доцент
111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14
Р. Ж. Габдушев
Россия
Габдушев Руслан Жамангараевич – доцент кафедры Теоретические основы теплотехники и гидромеханика, кандидат технических наук, доцент
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244, главный корпус
Список литературы
1. Бaширова Г. И. Формирование оптимальной модели педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых в образовательном процессе специальных вузов // Проблемы педагогики. 2019. №5 (44). С. 33–38.
2. Волков В. М., Тарута Д. В. Формирование преемственности при освоении общеинженерных и специальных дисциплин // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием / Новосибирск, 29 января 2020 года. Новосибирск: Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2020. С. 63–68.
3. Волков А. С. Профессиональная оценка персонала – современный взгляд. Методы психологии и психофизиологии в создании и проведении эффективных процедур оценки, аттестации или отбора персонала. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2021. 345 с.
4. Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Гордеева Д. С. К вопросу о корпоративной идентичности преподавателя высшей школы: современные реалии // Социум. Власть. 2018. №5 (73). С. 28–36.
5. Гнатышина Е. А., Гордеева Д. С. Результаты исследований уровня корпоративной идентичности преподавателей университета // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №3 (76). С. 20–28.
6. Годымчук А. Ю. Формирование кадрового резерва в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2008. №6. С. 52–56.
7. Дорожкин Е. М., Лыжин А. И., Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование на современном этапе: состояние, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №1 (40). С. 14–29.
8. Журавлева Н. Психология социальных изменений. Ценностный подход. М.: Институт психологии РАН, 2022. 527 с.
9. Киричкова Т. С. Особенности формирования социально-психологической компетентности студентов в системе профессионального образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. №1. С. 50–56.
10. Козлова Н. В., Годымчук А. Ю. Мотивационные факторы формирования кадрового резерва в инновационном образовательном процессе // Вестник Томского государственного университета. 2009. №318. С. 199–203.
11. Козилова Л. В. Роль студенческо-преподавательских коммуникаций в обогащении профессионально-ориентирующего потенциала вуза // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. №3А. С. 494.
12. Кравченко А. И. Выбор профессии: концептуальные фреймы и эмпирические тренды // Социология. 2020. №4. С. 22–51.
13. Осеян Т. О. Методика формирования и управления кадровым резервом в ПАО «Метафракс»: анализ, перспективы совершенствования // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. №3. С. 480–489.
14. Пацук О. В., Козловская Е. Б. Кадровый резерв как эффективный инструмент обеспечения конкурентоспособности организации // Экономические исследования. 2020. №3. С. 4–10.
15. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2019. 672 с.
16. Садеков Р. Р., Сенаторова О. Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадрового резерва в современных условиях // Вестник евразийской науки. 2014. №5 (24). С. 92–98.
17. Спасенкова Е. В., Смирнова В. В. Кадровый резерв научно-педагогических работников как способ обновления кадрового состава регионального вуза // Вестник молодых учёных Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2014. №2. С. 164–169.
18. Холмўминов Ш. Рынок труда: проблемы формирования и регулирования // Архив научных исследований. 2020. Т. 33. №1. С. 65.
19. Шарбан Е. И., Симонович Н. Е. Формирование кадрового резерва: психологические особенности // Молодёжь и наука. 2016. №7. С. 20–27.
20. Шинкаренко О. Н. Резерв кадров-резерв стратегического развития // Кадры предприятия. 2004. №8. С. 69–76.
21. Atrizka D. Ensuring Better Affective Commitment and Organizational Citizenship Behavior through Talent Management and Psychological Contract Fulfillment: An Empirical Study of Indonesia Pharmaceutical Sector // Systematic Reviews in Pharmacy. 2020. Vol. 11. №1. P. 545–553.
22. Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. School engagement: Potential of the concept, state of the evidence // Review of Educational Research. 2004. №74 (1). P. 59–109.
23. Shanock L. R., Eisenberger R., Heggestad E. D. Treating employees well: The value of organizational support theory in human resource management // The Psychologist-Manager Journal. 2019. №22 (3- 4). P. 68–191.