Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Читательские предпочтения современных школьников в процессе изучения иностранного языка

Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием должного уровня вовлечения учащихся основной школы в процесс чтения иноязычного текстового материала современных УМК по английскому языку на уроках иностранного языка. Тексты, представленные для прочтения учащимися основной школы, несмотря на богатство лексического, грамматического и смыслового содержания зачастую не соответствуют желаниям и потребностям современных школьников на стилевом и жанровом уровнях.

Цель исследования − выявить уровень заинтересованности школьников в чтении учебных текстов на иностранном языке, а также общие читательские предпочтения учащихся основной школы (5-8 классы).

Методы исследования. В рамках настоящего исследования были использованы теоретические методы (анализ научной, учебно-методической литературы и нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, анализ полученных данных), эмпирические (анкетирование, беседа, сравнительный анализ).

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении как читательского потенциала, так и литературных предпочтений учащихся основной школы. Полученные результаты могут представлять интерес для студентов педагогических вузов и учетелей, и могут быть использованы при подготовке и проведении уроков иностранного языка.

Результаты исследования. В рамках исследования удалось выявить снижение мотивации к чтению как на родном, так и на иностранном языках у учащихся 6 и 7 класса. Учащиеся 5 класса, напротив, проявляют достаточный уровень заинтересованности в чтении. 8 класс также продемонстрировал высокий уровень вовлеченности в процесс чтения в целом. Вместе с тем удается установить, что учебные тексты на иностранном языке не соотносятся со сферой интересов подростков старшего возраста.  

Выводы. На основании анкетирования можно сделать вывод о неспособности иноязычных текстов, представленных в учебнике иностранного языка, вовлечь школьников в процесс чтения на уроке, а также о необходимости включения иноязычных текстов, соответствующих интересам подростков.

Об авторе

Иван Борисович Кирдей
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет просвещения»
Россия

Аспирант кафедры лингводидактики по направлению 5.8.2 "Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)".



Список литературы

1. Аббас Я.Х. Формирование мотивации в процессе изучения русского языка. Проблемы и перспективы современной методики РКИ // Мир русского слова. 2006. № 3. С. 91–93.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М., 2009.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы . СПб.: Питер. 2011. 512 с.

4. Коростелина В. В. Поколение Z. Новый тип читателя как вызов книжной отрасли. // Изучаем чтение: форматы и практики: материалы I Научно-практической лаборатории (19-20 марта 2020). 2020. С. 19-24.

5. Компаниец И. М. Технология работы с художественным текстом как средство повышения мотивации учащихся к чтению на иностранном языке: немецкий язык, основная школа: дис...канд.пед. наук. Москва, 2012. 190с.

6. Ламзин С. А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 33. С. 19-30.

7. Мазенцева Е. А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 803-805.

8. Мосунова Л. А. Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник Вятского государственного университета. 2021. №4 (21). С. 119-126.

9. Патрахина, Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. 2015.№7 (87). С. 461-464.

10. Сосновская И. В. Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия) // Педагогический ИМИДЖ. 2016. №3 (32). С 71-77.

11. Сосновская И. В. Художественная рефлексия как условие понимания читателем-школьником литературного произведения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. №2 (39). С. 38-45.

12. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений // Москва, Издательский центр «Академия». 2009. 336 с

13. Хейдари-Пур З., Хоссейни А. Мотивация и ее роль при обучении иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. №7 (140). С. 53-55.

14. Miyamoto A., Murayama K., Lechner C. M. The developmental trajectory of intrinsic reading motivation: Measurement invariance, group variations, and implications for reading proficiency // Contemporary Educational Psychology. 2020. № 63. P. 1-14.

15. Locher F. M., Becker S., Pfost M. The Relation Between Students’ Intrinsic Motivation and Book Reading in Recreational and School Contexts. AERA Open. 2019. №5 (2). P. 1-14.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)