Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Исследование сформированности цифровой компетентности педагогов в условиях дистанционной образовательной среды

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-96-110

Аннотация

Цель. Определить уровень развития цифровой компетентности педагога и на основании полученных результатов разработать комплекс мер, обеспечивающих её эффективное развитие. Полученные результаты состояния цифровой компетентности педагогов (на примере Донецкой Народной Республики г. Донецк) позволяют сопоставить результаты исследований других авторов, выявить недостатки, разработать наиболее оптимальный и практичный инструментарий оценки её развития.

Методология и методы. Опрос и использование кейс-метода как основного инструмента оценки уровня развития цифровой компетентности педагога. Однако следует уточнить, что уровень владения цифровой компетентностью имеет зависимость от преподаваемой дисциплины, что требует дополнительного исследования и разработки научно-методического инструментария, с учётом специфики преподавания дисциплины.

Результаты исследования. Потребность устойчивого развития системы образования и сохранение конкурентоспособности в сложных социально-экономических условиях, требуют непрерывности в развитии педагога. Одним из ключевых компонентов профессиональной компетентности в научном мире активно рассматривается цифровая компетентность. Таким образом, был определён уровень развития цифровой компетентности с учётом педагогического стажа: уверенный уровень – педагогический стаж от 10 до 20 лет (34% выборки), средний уровень – стаж работы от 3-х до 10 лет и от 20 до 25 лет (65% выборки); минимально-достаточный педагогический стаж до трёх лет и свыше 25 лет (6% выборки). Результатом зависимости успешности преподавания различных дисциплин от цифровой компетентности позволило установить, что среди педагогов гуманитарных и естественных дисциплин уверенный уровень составил 38%±4%, средний 62%±4%, минимально-достаточный уровень не выявлен. Среди педагогов, преподающих художественно-эстетические дисциплины, физическое воспитание и дисциплины начального общего образования, показатели уверенного уровня составили 26%±3%, средний уровень 71,5%±3,5%, минимально-достаточный уровень составил до 3%. Следующим этапом анализа подверглись уровни цифровой грамотности в соответствии с выделенными показателями и учётом педагогического стажа. Так, уровень компьютерной грамотности среди всех групп педагогов с различным стажем находился на уровне 81,5%±4,5%, коммуникативная грамотность – 84,5%±5,5%, технологическая грамотность – 72,5%±4,5%, информационная грамотность – 89%±5%. Результаты оценки цифровой компетентности при помощи кейс-метода позволили выявить уровни развития структурных компонентов необходимых для качественного образовательного процесса. Минимально-достаточный, средний и уверенный уровень показателя анализа и оценки образовательной деятельности составил 9%, 55% и 44%. Показатель «профессиональные обязанности» отмечает 6%, 63% и 75%. Оптимизация образовательного процесса составила 5%, 69% и 73%. Технологичность образовательной деятельности составила 12%, 53% и 42%. Данные результаты свидетельствуют о динамике развития цифровой компетентности и потребности дальнейшего исследования.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна заключалась в уточнении структурных компонентов, отвечающих за развитие цифровой компетентности. Теоретическая значимость исследования заключалась в определении структурных компонентов, отвечающих за сохранение успешности системы образования и повышения уровня профессиональной компетентности педагога в области цифровых технологий. Для оценки уровня сформированности цифровой компетентности использовали кейс-метод, возможности которого позволили моделировать педагогические задачи, сущность которых заключалась в расширении теоретических знаний в области дидактики образовательного процесса. Разработана программы повышения квалификации педагога «Педагог в цифровом образовательном пространстве», направленная на повышение уровня цифровой компетентности. Разработаны методические рекомендации с чётким алгоритмом использования цифровых технологий в период дистанционного обучения. Практическая значимость исследования определяется тем, что была разработана, проверена и предложена программа, методические рекомендации и диагностический аппарат оценки уровня развития цифровой компетентности для внедрения в систему дополнительного профессионального образования.

Выводы. Развитие цифровой компетентности создаст стабильную основу для решения возникающих вопросов в системе образования, обеспечит целостность и непрерывность образовательного процесса, повысит уровень профессиональной компетентности педагога.

Об авторе

Т. А. Нескреба
Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького
Россия

Нескреба Тарас Анатольевич – старший преподаватель кафедры физического воспитания

83059 ДНР, г. Донецк, пр-т Ильича, д. 16



Список литературы

1. Арнаутов А. Д. Информационная компетентность в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: сравнительный анализ // Мир науки, культуры, образования. 2017. №4 (65). С. 7–9.

2. Асадуллин Р. М., Дорофеев А. В., Левина И. Р. Диагностика цифровых компетенций педагога // Педагогика и просвещение. 2022. №1. С. 2–17. DOI:10.7256/2454-0676.2022.1.37153.

3. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Пальчикова И. Н. Развитие профессиональных компетенций учителя в эпоху цифровизации образования // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI Виртуального международного форума по педагогическому образованию: в 4 ч. Казань: Издательство Казанского университета, 2020. С. 45–60.

4. Васильева А. А., Потапова И. Н., Таратута И. В. Цифровые компетенции педагога в свете современной системы образования // АПК: инновационные технологии. 2019. №4 (47). С. 43–47.

5. Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / под ред. М. А. Пуйловой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 141 с.

6. Гайсина С. В., Ярмолинская М. В. Интерактивная информационно-образовательная среда школы как условие социализации учащихся // Региональная образовательная информационная среда (РОИС-2014): сборник трудов межрегиональной конференции с международным участием / 9 октября 2014 года. Санкт-Петербург: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2014. 226 с.

7. Гончарова Н. Ю., Тимошенко А. И. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2009. №3. С. 75–86.

8. Дворецкая И. В. ИКТ-компетентность российских учителей (по данным международного исследования PIAAC) // Информационное общество. 2019. №1-2. С. 75–81.

9. Ершова Т. В., Зива С. В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информационное общество. 2018. №3. С. 4–20.

10. Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. №2. С. 382–393.

11. Игнатьев В. П., Иванова А. С., Иванова М. Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2020. №2. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 01.08.2022).

12. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. №3. С. 61–73.

13. Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2019. С. 8–11.

14. Пучковская Т. О. Компетенции педагога в контексте глобальных тенденций цифровой трансформации процессов в системе образования // Педагогика информатики. 2020. №3. С. 1–15.

15. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2 (28). С. 116–121.

16. Солдатова Г. У. Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. №4. C. 5–18.

17. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. Москва: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.

18. Paudel P. Online Education: Benefits, Challenges and Strategies during and after COVID-19 in Higher Education // International Journal on Studies in Education. 2021. Vol. 3. №2. P. 70–85.


Рецензия

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)