Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ЛИКВИДАЦИЯ ДЕФИЦИТА ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

Аннотация.

Актуальность исследования заключается в необходимости развития системы образования за счёт внедрения цифровых технологий в период социально-экономической нестабильности.

Цель статьи, определить уровень развития цифровой компетентности педагога и на основании полученных результатов разработать комплекс мер обеспечивающих эффективное развитие. Полученные результаты состояния цифровой компетентности (на примере Донецкой Народной Республики г. Донецк) позволяют сопоставить результаты исследований других авторов, выявить недостатки, разработать наиболее оптимальный и практичный инструментарий оценки её развития.

Методы исследования включали в себя теоретические опросник и использование кейс-метода как основного инструмента оценки уровня развития цифровой компетентности педагога. Однако следует уточнить, что уровень владения цифровой компетентностью имеет зависимость от преподаваемой дисциплины, что требует дополнительного исследования в данном вопросе, разработке научно-методического инструментария с учётом специфики преподавания каждой дисциплины в отдельности.

Научная новизна. Теоретическая значимость исследования значимость исследования позволяет констатировать высокий уровень эффективности использования кейс-метода в процессе диагностики педагога. Разработанные меры направлены на определение эффективности практической составляющей данного исследования.

Результаты исследования стал разработанный комплекс мер, возможности которого направлены на комплексное обеспечение непрерывности развития педагога в области цифровой компетентности.

Выводы. Развитие цифровой компетентности создаст стабильную основу для решения возникающих вопросов в системе образования, обеспечит стабильность, целостность и непрерывность образовательного процесса, повысит уровень профессиональной компетентности педагога. 

Об авторе

Тарас Анатольевич Нескреба
Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького
Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания



Список литературы

1. Арнаутов А.Д. Информационная компетентность в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: сравнительный анализ // Мир науки, культуры, образования. № 4 (65) 2017. С. 7-9.

2. Асадуллин Р.М., Дорофеев А.В., Левина И.Р. — Диагностика цифровых компетенций педагога // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 1. – С. 1 - 17. DOI:10.7256/2454-0676.2022.1.37153

3. Бороненко, Кайсина, Пальчикова, Федотова 2020 – Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Пальчикова И.Н., Федотова В.С. Развитие профессиональных компетенций учителя в эпоху цифровизации образования // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сб. науч. тр. Казань, 2020. С. 45–60.

4. Васильева А.А., Потапова И.Н., Таратута И.В. Цифровые компетенции педагога в свете современной системы образования // АПК: инновационные технологии. 2019 № 4 (47). С. 43-47.

5. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / под ред. М.А. Пуйловой. Ростов н/Д.: Феникс, 2015 141 с.

6. Гайсина С. В., Ярмолинская М. В. Интерактивная информационно-образовательная среда школы как условие социализации учащихся. Региональная образовательная информационная среда (РОИС-2014): Сборник трудов межрегиональной конференции с международным участием, 9 октября 2014 года - СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", 2014 - 226с.

7. Гончарова Н. Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях / Н. Ю. Гончарова, А. И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. – 2009 – № 3.

8. Дворецкая И.В. ИКТ-компетентность российских учителей (по данным международного исследования PIAAC) // Информационное общество. 2019 № 1-2. С. 75-81.

9. Ершова Т. В., Зива С. В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информационное общество. 2018. № 3. С. 4–20

10. Ефанов А.А., Буданова М.А., Юдина Е.Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020 Т. 20 № 2 С. 382-393.

11. Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2020 № 2 URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29709 (дата обращения: 01.08.2022).

12. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 3. С. 61–73

13. Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А. А. Картукова // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога : сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург : Международные образовательные проекты, 2019 – С. 8–11

14. Paudel P. Online Education: Benefits, Challenges and Strategies during and after COVID-19 in Higher Education // International Journal on Studies in Education. 2021. Vol. 3, nr 2. P. 70–85.

15. Пучковская 2020 – Пучковская Т.О. Компетенции педагога в контексте глобальных тенденций цифровой трансформации процессов в системе образования // Педагогика информатики. 2020. №. 3. С. 1–15.

16. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2 (28). С. 116–121.

17. Солдатова Г. У. Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. C. 5–18.

18. Test "Digital competencies of a teacher". I am a teacher, 2022 Available at: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-1/

19. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В.Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательств НАФИ, 2019 – 84 с.

20. Я Учитель. Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность: результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (дата обращения 11.04.2023).


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (15KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)