Формирование патриотизма у учащихся вузов МВД России в процессе физической подготовки
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-111-120
Аннотация
Цель данного исследования – определение потенциала физической подготовки в формировании патриотизма у учащихся вузов МВД и установление соответствующих организационно-педагогических основ.
Методология и методы. междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем, теоретическое моделирование, методики диагностики ценностно-смысловой сферы личности и самооценки, анкетирование, беседа.
Результаты. Проведённое исследование позволило раскрыть специфику ценностных и эмоционально-психологических компонентов профессионально ориентированного патриотизма сотрудника полиции, а также сформулировать базовые положения об организационно-педагогических основах формирования патриотизма в процессе реализации различных видов физической подготовки в вузах МВД России.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно организационно-педагогических основ формирования патриотизма. Установлены ценностные и эмоционально-психологические компоненты профессионально ориентированного патриотизма сотрудника полиции. Определены критерии, позволяющие диагностировать сформированность патриотизма у учащихся вузов МВД. Установлен потенциал различных форм физической подготовки, реализуемых в учебных заведениях МВД России для формирования и укрепления патриотизма учащихся. Выявлены педагогические условия формирования патриотизма в процессе физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД и перспективы совершенствования данных условий. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования соответствующих педагогических технологий и методик учебно-воспитательного процесса, реализуемых в образовательных организациях системы МВД.
Выводы. Чувство патриотизма служит важным элементом внутренней мотивации полицейского к добросовестному выполнению служебных задач по защите личности, общества и государства от различного рода противоправных посягательств. Существенный потенциал в формировании патриотизма содержат различные формы физической подготовки, реализуемые с учётом ведомственной специфики образовательной среды и будущей профессиональной деятельности учащихся вузов МВД.
Об авторе
К. Н. ПетровРоссия
Петров Константин Николаевич – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»
690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 21
Список литературы
1. Алексеенок А. А., Наливайко К. В. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи: социологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18. №3. С. 177–197.
2. Аралова Е. В., Положенцева И. В. К вопросу о патриотическом воспитании молодёжи в казачьем образовании // Ценности и смыслы. 2019. №4 (62). С. 136–144.
3. Бобровский В. А., Бобровский А. В., Мошков М. К. Основные формы патриотического воспитания молодежи, занимающейся единоборствами и ориентированной на службу в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. №2 (73). С. 80–82.
4. Будцын И. В., Скитневский В. Л., Языкова Н. А. Патриотизм как категория воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом // Физическая культура в школе. 2020. №3. С. 51–57.
5. Бурмистрова К. М. Описание программы психологического сопровождения развития патриотизма курсантов ФСИН России в условиях образовательного процесса // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. №7 (197). С. 423–427.
6. Ван Г., Дан Ц. История спортивного патриотизма // Вопросы истории. 2022. №12-1. С. 142–149.
7. Данакари Р. А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. №5. С. 193–204.
8. Дроздова В. П., Матис В. И. Методологические подходы социально-культурной деятельности к проблеме патриотического воспитания подростков // Проблемы современной науки и образования. 2021. №2 (159). С. 25–28.
9. Кокаева И. Ю. Значение ГТО в формировании культуры здоровья обучающихся // Современные технологии в образовании. 2019. №19. С. 97–101.
10. Ногина Е. В. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузе // Инновации. Наука. Образование. 2021. №46. С. 1861–1865.
11. Павленко А. В. Патриотизм в системе высших ценностей современного общественного сознания // Наука и образование. 2020. Т. 3. №2. С. 394.
12. Печерцева О. Н., Танаева З. Р. Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21. № S1. С. 80–85.
13. Прокопенко В. В., Цирульников Н. Н. Патриотическое воспитание курсантов военного института войск национальной гвардии в процессе физической подготовки // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. №2 (7). С. 26–32.
14. Пупырёв И. А. Структурно-содержательный аспект патриотических ценностей студентов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. №15. С. 15–22.
15. Рямова К. А., Розенфельд А. С. Образовательная среда в формировании мотивационно-волевой сферы курсантов юридических вузов МВД России // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. №3 (169). С. 283–287.
16. Сикевич З. В., Федорова А. А. Границы русского патриотизма (опыт нереактивного и классического исследования) // Социологические исследования. 2021. №6. С. 134–146.
17. Филатов А. М. Изучение истории патриотических идей как необходимое условие военно-патриотического воспитания // Военный академический журнал. 2022. №1 (33). С. 99–108.
18. Хуснетдинов Г. Р. Образовательная среда вуза МВД России как один из элементов формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. №3. С. 141–145.
19. Frost T. B. The case for international police cooperation on training issues // Policing in Central and Eastern Europe. 1997. №7. P. 330–334.
20. Houpt J. W., Cheng-Ta Yang, Townsend J. T. Мodeling individual differences in perceptual decision making. Lausanne: Frontiers Media SA, 2017. 140 p.