СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТРАНАХ ЗАПАДА И В КИТАЕ
Аннотация
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в сравнении путей развития систем тестирования по иностранным языкам в Америке, Европе и России, с одной стороны, и в Китае, с другой стороны, что должно помочь найти причину затруднений, которые часто испытывают китайские учащиеся при выполнении тестовых заданий по русскому языку.
Цель. 1) выявление особенностей, присущих тестированию как методу контроля в китайской педагогике; 2) конструирование эффективной модели использования тестовых заданий в качестве одного из средств обучения и контроля на уроке по русскому языку как иностранному в китайской аудитории.
Методы исследования. 1) теоретические: анализ, синтез, моделирование; 2) практические: а) наблюдение; б) беседы с преподавателями и учащимися.
Научная новизна / теоретическая и практическая значимость. Научная новизна состоит в подробном описании восприятия тестовых технологий как средства обучения и контроля китайскими методистами и учащимися; это описание основано не только на анализе специфики развития и восприятия теста как формы контроля в Китае, но и на личном опыте автора статьи, китайских и российских педагогов. Практическая ценность заключается в разработке модели использования тестовых заданий на занятиях по русскому языку в китайской аудитории.
Результаты исследования. Полученные нами результаты помогли нам выделить основные особенности работы с тестовыми материалами в китайской аудитории, создать оптимальную модель использования тестов с учётом особенностей психологии китайских учащихся и используемых в Китае методик тестирования.
Выводы. Используемая в российской парадигме преподавания русского языка как иностранного методика тестирования по РКИ является достаточно сложной для китайских учащихся. Это связано с особенностями их психологии, а также со сформировавшимся в Китае отношением к тестам как к способу унификации контроля, а не как к методу комплексной проверки знаний, что характерно для западного подхода к тестированию. В связи с этим подготовка китайских учащихся к тестированию по РКИ требует больше времени и усилий, чем подготовка учащихся из других стран.
Список литературы
1. Ватлина Т.Н., Демчинская Е.А. История тестового метода проверки знаний // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021 г. — Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований (АПНИ)», 2021. — С. 115-119.
2. Гайдукова О.В., Маркина Н.А. Некоторые особенности восприятия и усвоения текстовой информации китайскими обучающимися на начальном этапе // III Международный конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ "Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. IV Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан": сборник статей, Москва, 16–18 октября 2019 года. – М: Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 126-129.
3. Гайдукова О.В., Маркина Н.А., Шурупова И.В. Проблемы комплексного обучения иностранных слушателей на подготовительном факультете // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: Сборник материалов V Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и VI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17–20 ноября 2021 года. – М: Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2022. — С. 114-118.
4. Маркина Н.А., Шурупова И.В. К проблеме обучения китайских студентов русскому языку на начальном этапе // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: Сборник материалов Международного научного конгресса. В 3-х частях, Москва, 06–10 декабря 2021 года / М.Н. Русецкая (гл. ред.), М.А. Осадчий (отв. ред.). Часть II. – М: Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 322-325.
5. Мухаммад Л.П. Конструирование оптимальной модели учебного процесса по иностранному языку в современных условиях // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 8. – С. 47-52.
6. Тан В., Калиновская М.М. Тестологическая компетенция как важный компонент в профессиональной деятельност и преподавателя РКИ // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве vol. 2.0: Материалы Международной научно-практической конференции, Псков, 19–21 декабря 2019 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 322-326.
7. Цао Но. Банк тестовых заданий: структура, содержание и требования // Гуманитарные и социальные науки, 2018. — №1. — С. 224-229.
8. Чатоева З.Б. Типологическая характеристика тестовых заданий для формирования и развития компетенций при овладении русским языком как иностранным // вестник ОГУ, 2021. — №2 (230). — С. 58-64.
9. Alderson J. C. Innovation in language testing: Can the micro-computer help? [R]. Special Report No.1: Language Testing Update. English Language Institute, University of Lancaster, 1988.
10. Davies A. Demands of being professional in language testing [J]. Language Testing, 14(3), 1997. — pp. 328–339.
11. He L. & Qi L. Gui Shichun: Founding father of language testing in China [J]. Language Assessment Quarterly, 7(4), 2010. — pp. 359–371.
12. Zhang Quan. "From GITEST to RASCH-GZ — Inheritance and Development of Rasch-based Research in China” International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE), vol 9, no. S1, 2022. — pp. 1-7.