Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Пути эффективизации процесса предвыездной адаптации китайских студентов к культурно-образовательной среде российских вузов

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-121-129

Аннотация

Цель исследования. На основании частотно встречающихся социокультурных и образовательных адаптационных трудностей китайских студентов предложить эффективные пути повышения качества предвыездной адаптации рассматриваемой категории учебных мигрантов.

Методология и методы. Основное содержание статьи заключается в анализе частотно проявляющихся адаптационных трудностей китайских студентов. На основе выявленных посредством метода анализа научной и научно-методической литературы аргументов, автором статьи предлагается описание содержания элективного курса «Я еду в Россию учиться» (метод моделирования), который нацелен на минимизацию возможных проблем китайских обучающихся, препятствующих их успешному вхождению в иноязычную, инокультурную, иноакадемическую среду. Кроме того, в работе используются такие методы, как анализ, синтез, сравнение и систематизация.

Результаты. В ходе исследования установлено, что студенты из Китайской Народной Республики представляют собой своеобразную «группу риска» в ходе адаптации к российским реалиям, поскольку обладают рядом устойчивых национально детерминированных личностных характеристик и установок, препятствующих их эффективной интеграции в российскую образовательную и культурную среду. Автором подчёркивается необходимость реализации комплексного подхода в организации предвыездной адаптации китайских обучающихся, предлагаются пути и средства предупреждения возможных адаптационных трудностей учебных мигрантов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая ценность исследования заключается в уточнении понятия «предвыездная адаптация». Описанные в статье пути эффективизации процесса предвыездной адаптации китайских студентов могут оказаться востребованными в практике работы специалистов и педагогов, занимающихся вопросами адаптации потенциальных учебных мигрантов.

Выводы. Развитие института предвыездной адаптации иностранных студентов, отправляющихся зарубеж с целью получения высшего образования, должно носить системный и комплексный характер, поддерживающийся на государственном уровне, поскольку такая деятельность, проводимая на пропедевтическом уровне, способствует предупреждению трудностей вхождения инофона в иные социокультурные и академические условия.

Об авторах

Н. М. Романенко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Россия

Романенко Надежда Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Гоу Тао
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Россия

Гоу Тао – аспирант кафедры педагогики и психологии

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Список литературы

1. Гаврилов П. С. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы адаптации (на примере китайских студентов) // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. №3 (86). С. 47–56.

2. Дугина Г. А., Малых О. А. Исследование международной академической мобильности в Китае в контексте трудностей межкультурной адаптации // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. №2 (56). С. 8–22. DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.01.

3. Думнова Э. М., Муха В. Н. Лингвокультурная адаптация мигрантов в условиях образовательной миграции в Россию // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. №2. С. 131–142. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-2-131-142.

4. Дышин А. В., Демина Д. Ю. Социокультурная адаптация студентов из китайской Народной Республики в российских вузах (на примере ДВФУ) // Заметки учёного. 2021. №5–1. С. 348–352.

5. Злобина Ю. И. Социоинтеграция китайских студентов на трансграничной территории: проблемы адаптации // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2021. Т. 2. №10. С. 99–106.

6. Леденева В. Ю., Абдуллаев Р. С., Гусейнова Л. Д. Факторы социокультурной адаптации иностранных студентов из Азербайджана и Китая в российских вузах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №10. С. 118–134. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134.

7. Лю Ш. Доминирующие факторы и проблемы самоутверждения китайских студентов в русскоязычной образовательной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. №5 (109). С. 72–78. DOI: 10.24158/spp.2023.5.9.

8. Надинов Р. Е. Проблемы адаптации китайских студентов в российских учебных заведениях (на примере ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет») // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XIV Всероссийской научной конференции / Астрахань, 17 мая 2018 года / под ред. Е. Г. Тимофеевой. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2018. С. 182–183.

9. Новикова И. А., Новиков А. Л., Шляхта Д. А. «Шкала аккультурации к России» для китайских студентов: адаптация и психометрическая проверка // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. №4. С. 801–824. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-4-801-824.

10. Овчинникова М. В. Проблемы академической адаптации китайских студентов в российских вузах и пути их решения // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2020. №1 (19). С. 18–21.

11. Рыбакова М. В., Иванова Н. А. Адаптация китайских студентов в российских вузах: некоторые проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2022. №3. С. 410–417. DOI: 10.34823/SGZ.2022.3.51823.

12. Се Ч., Чжан Ц. Восприятие России современной китайской студенческой молодёжью // Мир русскоговорящих стран. 2020. №2 (4). С. 5–25. DOI: 10.20323/2658-7866-2020-2-4-5-25.

13. Столетова Е. К., Пахомова Е. П. К проблеме академической адаптации иностранных учащихся подготовительных факультетов и отделений (на примере вьетнамских и китайских учащихся): некоторые трудности, способы их преодоления, дидактические рекомендации // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник статей / Москва, 06–07 сентября 2017 года / под ред. М. Н. Русецкой. Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2017. С. 329–334.

14. У Тин. Адаптация китайских студентов в российских вузах: проблемы, пути решения // Образование и право. 2020. №11. С. 187–190. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-11128.

15. Фан М. Адаптация китайских студентов в зависимости от культурно-просветительской деятельности // Вестник педагогических наук. 2021. №4. С. 16–22.

16. Шептура А. В., Крупнов А. И. Соотношение уверенности и адаптивности у китайских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. №2. С. 24–28.

17. Fan F., Shuyi Zh., Tariq E. Role of prior intercultural learning in Chinese university students’ crosscultural adaptation // Pertanika: Social sciences & Humanities. 2020. №28 (3). P. 1599–1619.

18. Ren P., Mao S. Factors affecting the cultural adaptation of Chinese students in Uppsala University // Thesis Department of Business Studies Uppsala University (Spring Semester of 2017). Uppsala: Uppsala university, 2017. 76 p.

19. Tan Ch. Journey to the West. The experience of Chinese international students’ sociocultural, academic and psychological adaptations in Spain. Madrid: Universidad Autónoma de Madrid, 2018. 201 p.

20. Wang D. The Cross-Cultural Academic Adaptation of Chinese Students in an American University: Academic Challenges, Influential Factors and Coping Strategies // Research in Social Sciences. 2022. №5 (1). P. 43–53.


Рецензия

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)