Методика выделения компонентов содержания социально-культурной компетенции архитектора
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-130-143
Аннотация
Цель. Описание методики выделения состава компонентов содержания социально-коммуникационной компетенции (СКК) будущего архитектора, учитывающей различия в психолого-педагогических подходах на этапах архитектурной подготовки. Формирование данной компетенции проводится с помощью практико-ориентированного ситуационного подхода, с учётом психолого-педагогических различий и методов формирования профессионального мастерства в условиях сложившейся системы архитектурного обучения.
Методология и методы. Методология данного исследования строится на совокупности общенаучных методов (анализе, синтезе, классификации, систематизации, обобщении), методе «привязки» ситуаций социально-коммуникативных ситуаций к психолого-педагогическим этапам системы архитектурного образования.
Результаты. Исследование обосновывает логически связанную последовательность действий: анализ целей обучения будущих зодчих на каждом этапе; подбор социально-коммуникационных ситуаций из архитектурной практики, наиболее полно отвечающих целям каждого этапа и моделируемых с помощью разных форм научно-образовательной деятельности; определение состава субъектов образовательного взаимодействия на каждом этапе и барьеров в коммуникациях; определение компонентов содержания СКК исходя из состава умений, требуемых для преодоления коммуникационных барьеров. Опирается на ранее выделенные типы коммуникативных ситуаций в архитектурной практике и связывая разные типы с психолого-педагогическими этапами обучения архитектурному проектированию. В развитии данного исследования планируется провести детализацию каждого компонента содержания для разработки методики оценки степени сформированности СКК и программы дополнительного профессионального образования для преподавателей высших школ архитектуры по формированию СКК у студентов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в самой постановке цели и планируемых результатах, а именно – определении взаимосвязанных целей и коммуникационных барьеров, характерных для этапов непрерывного архитектурного образования, которые предполагается использовать при разработке и проведении констатирующего и формирующего экспериментов. Практическая значимость данного исследования заключается в создании условий для внедрения в практику подготовки будущих зодчих методической системы формирования социально-коммуникативной компетенции архитекторов.
Выводы. Алгоритм выделения компонентов содержания социально-коммуникативной компетенции строится на сопоставлении коммуникативных подходах в предпроектной и проектной практики с психолого-педагогическими этапами подготовки будущих архитекторов. Достоверность методики достигается за счёт исследования опыта архитектурной практики и апробированных методов профессионального обучения. Ключевыми идеями выделения компонентов содержания данной компетенции являются учет интересов и особенностей мышления всех групп субъектов коммуникаций, стремление к преодолению коммуникационных барьеров для выработки взаимоприемлемых решений в архитектурно-градостроительном проектировании.
Об авторе
И. В. ТопчийМосковский архитектурный институт (государственная академия)
Россия
Топчий Ирина Владимировна – кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов; проф. МААМ (Международной академии архитектуры , Московское отделение); член СМА (Союза московских архитекторов); член-корреспондент НКО «Академия профессионального образования»
107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 11/4, к. 1, стр. 4
Список литературы
1. Борисова Ю. Н. Формирование профессиональных проектных компетенций будущих архитекторов при изучении культурологии: автореф. … канд. пед. наук. Орёл, 2021. 24 с.
2. Гришина Т. В., Шайхутдинов Т. Ф., Хабибуллин Ф. Ш. Формирование принципов личностно-ориентированного обучения современных архитекторов на основе культурологического подхода // Казанский педагогический журнал. 2023. №2 (157). С. 105–109.
3. Есаулов Г. В. Архитектурная наука и образование: векторы развития // Academia. Архитектура и строительство. 2016. №2. С. 5–12.
4. Кармазин Ю. И. Творческий метод архитектора: введение в теорию и методологию. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005. 493 с.
5. Кольстет О. А. Концептуальная модель поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. №117 (03). C. 3–16.
6. Маркова С. М., Наркозиев А. К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. №1. С. 2.
7. Матвеев В. В., Анненкова А. А. Развитие коммуникативной компетенции специалистов социально-культурной сферы при проектировании образовательных квест-комнат // Концепт. 2023. №5. С. 2–12.
8. Миронова И. А. Образцов П. И. Технология обучения как способ формирования индивидуального творческого стиля деятельности у студентов архитекторов и градостроителей в вузе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. №6 (1). P. 26–40.
9. Нечаев Н. Н. Моделирование как творчество: методологические и психологические основы формирования профессиональной проектной деятельности // Вестник московского государственного лингвистического университета. 2009. №563. С. 3–34.
10. Сериков В. В., Топчий И. В. Оценка будущими архитекторами процесса становления их инверсивно-коммуникативной компетенции // Образование и общество. 2023. №2 (139). С. 78–94.
11. Тихомиров Ю. А., Нанба С. Б., Цомартова Ф. В. Социальная концепция права: новый подход // Теоретические проблемы российского права и государственности. 2014. Т. 2. №8. С. 32–37.
12. Топчий И. В. Социально-коммуникативные условия инверсии профессиональных «полей» архитектуры // Ценности и смыслы. 2023. №1 (83). P. 30–46.
13. Топчий И. В. Территории объектно-субъектные образовательных коммуникаций в архитектуре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2. №4 (86). С. 28–39.
14. Топчий И. В. Ситуационное обучение средствам визуализации // Учёные записки Орловского государственного университета. 2020. №2 (87). С. 235– 241.
15. Топчий И. В. Субъекты архитектурно-градостроительной деятельности //Архитектура и современные информационные технологии. 2016. №3 (36). URL: http://marhi.ru/AMIT/2016/3kvart16/topchiy/abstract.php (дата обращения: 20.01.2023).
16. Фомин Н. В. Дидактические аспекты методики ситуационного обучения экономике // Наука и школа. 2013. №6. С. 134–139.
17. Халилова Ш. Т. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №2 (5). С. 142–148.
18. Швидковский Д. О. Пути развития российской архитектуры // Пространство и время. 2013. №1 (11). С. 103–116.
19. Abdullah F., Azmin A. K., Salleh N. H. Developing Graduates’ Collaboration Skill Based on Islamic Perspective through Integrated Multi-Disciplinary Course in the Built Environment // International Journal of Social Science and Humanity. 2014. Vol. 4. №2. P. 117–121.
20. Han J., Park D., Hua M. Is group work beneficial for producing creative designs in STEM design education? // The International Journal of Technology and Design Education. 2022. №32. P. 2801– 2826.
21. Haruka K. Preservation and Continuation of “Local Ecosystems”: The Case of Tokyo's Public Baths // Storia Urbana. 2022. №1. P. 169–186.
22. Kiyanenko K. Conceptualization of client ‘needs’ in architectural theory and practice // History and Theory of Modern Architecture. 2022. №48. P. 30–39.
23. Prado C., Cushing K., Figueroa E. The confidence to speak: Measuring impacts of a community leadership program on community leadership skills and self-identification // Community Development. 2021. №53 (3). P. 2–20.
24. Sabiescu. A., Charatzopoulou K. The Museum as Ecosystem and Museums in Learning Ecosystems // Museum Experience Design. Springer Series on Cultural Computing. Cham: Springer, 2018. 323 p.
25. Sanoff H. Seeing the Environment: An Advocacy Approach. Cornel: University of Cornel, 1975. 108 p.
26. Sheng Zh. Crowdfunding and Architectural Practice. A Testing Ground for Homestay-Hotel in China // Open Edition Journal. 2020. №1. URL: http://journals.openedition.org/ardeth (дата обращения: 15.10.2023).