ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность исследования вызвана необходимостью реализации приоритета государственной политики, педагогической науки и практики – формирования стройной системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей у участников образовательного процесса, что возможно при осуществлении ценностно-ориентированного подхода к управлению общеобразовательной организацией, в том числе путём создания ценностно-смыслового ядра организационной культуры, разделяемой членами педагогического коллектива.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть особенности ценностно-ориентированного подхода к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации и системы жизненных смыслов современного педагога.
Методологические подходы и методы исследования. Исследование опирается на методологию культурологического, аксиологического, системного, деятельностного, человекоцентристского, средового, опережающего и здоровьесберегающего подходов. Методы исследования: системный анализ, моделирование, методика «Исследование системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыты особенности ценностно-ориентированного подхода к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации и системы жизненных смыслов современного педагога.
Результаты исследования. Определено, что ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации выступает в качестве интегративного механизма, объединяющего систему культурологического, аксиологического, системного, деятельностного, человекоцентристского, средового, опережающего и здоровьесберегающего подходов. Система жизненных смыслов современного учителя специфична в зависимости от психовозрастных особенностей педагога.
Актуальность исследования определяется потребностью в совершенствовании педагогических технологий, адаптированных к условиям конкретного региона, что детерминировано постоянным обновлением нашего общества и высокими образовательными запросами отдельной личности независимо от места её проживания. Анализ региональных особенностей системы педагогического образования даёт возможность углублённо и всесторонне подходить к формированию приоритетных направлений её реформирования, в процессе реализации которого объединяются две тенденции, состоящие, с одной стороны, в укреплении единства и целостности системы педагогического образования, с другой стороны, в повышении уровня самостоятельности и комплексности развития регионов в различных сферах социокультурной жизни.
Цель. Вскрыть общее и специфическое системы педагогического образования на Дальнем Востоке России в сопоставлении с развитием общероссийской системы педагогического образования, что позволит плодотворно использовать лучшие образцы регионального опыта для повышения эффективности функционирования образовательных организаций педагогического образования в Дальневосточном регионе.
Методы исследования. Ведущим методом является диалектический метод познания, предполагающий теоретический, историко-логический, сравнительно-сопоставительный и системно-структурный анализ явлений и фактов. В процессе исследования использован комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, актуализация, систематизация, экстраполяция и др.) и эмпирические (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок). В исследовании использовался герменевтический метод, предусматривающий интерпретацию текстов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлены основные тенденции развития системы педагогического образования на Дальнем Востоке России в современный период, теоретически осмыслены и проанализированы характерные особенности становления и развития системы педагогического образования в Дальневосточном регионе. Развитие системы педагогического образования рассматривается как процесс, детерминированный историко-педагогическими, социокультурными и природно-климатическими региональными особенностями, а также как процесс, стимулирующий социально-экономическое и культурное развитие региона. Осуществлённый анализ опыта развития системы педагогического образования содействует совершенствованию программ, форм и методов педагогического образования на современном этапе. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике организаций педагогического образования, в частности при чтении лекционных курсов и спецкурсов по педагогике, истории педагогики и профессиональному образованию при реализации программ бакалавриата и магистерских программ направления «Педагогическое образование».
Результаты. Результатом данного исследования является представление о становлении и развитии системы педагогического образования на Дальнем Востоке России как последовательного процесса накопления научно-педагогического знания и опыта с учётом как специфических особенностей данного региона, так и сохранения фундаментальных основ системы педагогического образования в России. На протяжении истории своего развития система педагогического образования адаптировалась к особым социокультурным, географическим и природно-климатическим условиям Дальневосточного региона. Развитие педагогического образования происходило в условиях полиэтнического и поликультурного пространства, при существенной удалённости региона от федерального центра, а также в суровых климатических условиях.
Выводы. Проведённый анализ региональных особенностей показал, что перспективными направлениями развития системы педагогического образования в условиях инновационного социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа являются развитие сетевого взаимодействия с вузами и научными центрами России, международного сотрудничества вузов, готовящих педагогические кадры, с профильными вузами Азиатско-Тихоокеанского региона в целях модернизации образования и осуществления научных исследований, развитие педагогического образования как социального института, ответственного за сохранение и трансляцию будущим поколениям культуры и языков малых коренных народов, совершенствование подготовки педагогических кадров для малокомплектных сельских школ, профессиональная ориентация выпускников школ на освоение педагогических специальностей, развитие на базе вузов подразделений дополнительного профессионального и постдипломного образования, их взаимодействие со службами занятости населения, активное привлечение к получению педагогических специальностей представителей коренных народов как естественных носителей и трансляторов социокультурных особенностей, свойственных малым народам Дальневосточного региона.
Актуальность исследования связана с усилением интереса к вопросам индивидуализации обучения как одного из условий результативности современного образования. Возрастает значение моделирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы как технологии деятельности современного педагога с современными детьми. В связи с этим особую актуальность приобретает теоретическое обоснование востребованной педагогической технологии – моделирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Цель исследования – раскрыть сущность и структуру моделирования индивидуального образовательного маршрута учащегося как технологии современного педагога.
Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ педагогической литературы, диссертационных исследований, научных статей, связанных с моделированием индивидуальных образовательных маршрутов. Применялась структуризация при построении технологии моделирования как выделение научно-обоснованных компонентов индивидуального образовательного маршрута. При проведении исследования использованы теоретические методы – обобщение, анализ, сравнение и сопоставление, педагогическое моделирование, а также практические – тестирование, анкетирование, опросы, экспертиза, анализ продуктов деятельности учащихся и программно-методического обеспечения педагогической деятельности.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость состоит в определении теоретических оснований моделирования индивидуального образовательного маршрута учащихся: базовые понятия, подходы (индивидуально-ориентированный, системный, деятельностный), групп и принципов (моделирования, маршрутизации, дистанционного обучения), а также компоненты технологии моделирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы в условиях дистанционного обучения (целевой, концептуальный, диагностический, организационно-деятельностный, результативный).
Выводы. Научно обоснована технология моделирования индивидуального образовательного маршрута учащихся. Выделены подходы, принципы технологии, показана взаимосвязь компонентов технологии моделирования. По итогам апробации представлена структура технологии моделирования индивидуальных образовательных маршрутов, обоснованы особенности её практического применения в педагогической практике образовательных организаций.
Актуальность. Вызовы современности побуждают вырабатывать стратегии влияния на будущее, определяя настоящее наших детей, что заставляет меняться образовательную реальность так же быстро, как и условия окружающей действительности. Современная экономика России остро нуждается в специалистах, которые не только обладают глубокими знаниями, но и способны к новаторству, к поиску и созданию инновационных решений. Один из способов решения этой проблемы – повышение эффективности учебного процесса при работе с одарёнными детьми. Разработанная авторами статьи SRH-технология обладает значительным потенциалом модернизации процесса обучения для разных категорий обучающихся, в том числе и при работе с одарёнными детьми.
Цель – теоретическое обоснование допустимости применения SRH-технологии обучения при работе с одарёнными детьми.
Методы исследования. В статье раскрывается потенциал применения в образовательном процессе SRH-технологии при работе с одарёнными детьми на основе теоретических методов исследования – анализа, синтеза, сравнения, моделирования, прогнозирования.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Приводимые авторами выводы позволяют оптимизировать обучение одарённых детей в соответствии с идеями трансформации образования в отечественной школе на основе положений элитарной педагогики.
Результаты исследования. Результаты теоретического исследования указывают на допустимость применения SRH-технологии обучения при работе с одарёнными детьми среднего и старшего школьного возраста.
Выводы. Предлагаемое авторами теоретическое обоснование возможности применения SRH-технологии при обучении одарённых детей раскрывает пути трансформации образовательного процесса в школе с учётом расширения возможностей построения индивидуальной образовательной траектории в целях повышения эффективности образовательного результата.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Актуальность. Актуальность исследования вызвана важной ролью анализа речевых ошибок в определении методов обучения в условиях отсутствия языковой среды.
Цель. Раскрытие типичных ошибок иранских студентов при выборе в речи полных и кратких прилагательных, с целью их преодоления.
Методы исследования. При проведении исследования применены методы анализа данных ассоциативного эксперимента для выявления языковых ошибок и сопоставительный метод.
Научная новизна и практическая значимость. Авторами впервые анализированы ошибки, возникающие при употреблении русских кратких прилагательных на уроках РКИ в иранской аудитории и предложены рекомендации для их преодоления.
Результаты исследования. В ходе исследования были анализированы и классифицированы ошибки иранских студентов при выборе кратких и полных форм русских прилагательных на основе сопоставления грамматики русского и персидского языков и определена роль интерференции.
Выводы. В статье авторы выявили, что неудача в определении синтаксической роли прилагательного в предложении, неудача в понимании значений полных и кратких форм одного и того же прилагательного и неуместное обобщение главных грамматических правил относительно русских прилагательных являются основной причиной возникновения ошибок в речи иранских студентов.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Ошибки, постоянно встречающиеся в студенческих работах по «лингвистике», являются следствием отсутствия правильно выстроенной системы их подготовки. Анализ таких ошибок, включающий их описание, подсчет, систематизацию и указание возможных путей исправления, основанный на комплексном понимании современных правил и требований к докладам по изучаемой тематике, позволяет выработать соответствующий алгоритм проверки работы и рекомендации для участников процесса ее подготовки.
Цель – провести квантитативно-описательный анализ ошибок в докладах по «лингвистике» и разработать на этой основе способствующие их предотвращению практические рекомендации и алгоритм проверки готовой работы.
Методы исследования. В статье используются теоретические методы: сравнительного анализа, интерпретации, моделирования. Применены методы наблюдения, квантитативного анализа и обобщения.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности систематизации процесса подготовки студенческих докладов по иностранным языкам; полученные данные, выявленные примеры и результаты планируется использовать для написания соответствующего учебно-методического пособия, а также разработки программы дисциплины «Основы научной грамотности» для магистратуры филиала «Протвино» государственного университета «Дубна».
Результаты исследования. Выявлены, посчитаны, распределены по тематическим блокам и описаны ошибки в докладах по «лингвистике»; составлены практические рекомендации и алгоритм проверки готовой работы.
Выводы. На основе установленной частотности всех выявленных ошибок наглядно продемонстрирована их взаимообусловленность, а также сделан вывод о необходимости единой, комплексной подготовки каждого доклада с целью устранения типичных недостатков и формирования у студентов навыков написания грамотной научной работы.
Аннотация
Актуальность. Актуализация методической подготовки учителя математики, готового к работе в условиях индивидуализации обучения, является важной задачей системы высшего педагогического образования и отвечает запросам современной школы и общества.
Цель. Проведенное исследование направлено на анализ закономерностей методической подготовки учителя математики в контексте индивидуализации образования, выявление существующих проблем, научное обоснование идеи актуализации существующей концепции методической подготовки будущего педагога.
Методы исследования. Основными методами исследования являются аналитический метод, педагогический эксперимент и системный анализ.
Научная новизна/ теоретическая и / или практическая значимость. Разработана авторская модель оценки уровня методической подготовки выпускников – будущих учителей математики в контексте готовности их к работе в условиях индивидуализации обучения математике и разработаны новые подходы к методической подготовке студентов, к концепции подготовки современного учителя математики.
Результаты исследования. Выдвинута идея актуализации методической подготовки будущего учителя математики, представлены результаты апробации и педагогического эксперимента, подтверждающие ее научную обоснованность и практическую значимость.
Выводы. Для успешной адаптации будущего учителя математики к работе со школьниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с учащимися с ярко выраженными математическими способностями, в условиях индивидуализации школьного образования необходимо предусмотреть непрерывные индивидуальные образовательные маршруты освоения студентами – будущими учителями математики образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в том числе посредством специально выстроенной линии практической подготовки.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Несмотря на хорошо изученную область языка для специальных целей (LSP), удивительно небольшое количество исследовательских работ посвящены разновидности языка, которая используется учителями и преподавателями непосредственно для проведения занятий по английскому языку. Можно констатировать, что на сегодняшний день в русскоязычном научном терминологическом поле отсутствует термин, который бы описывал и раскрывал содержание понятия «английский язык для специальных целей его преподавания».
Цель настоящего исследования заключается в вопросе выделения и рассмотрения особой разновидности ESP (English for Specific Purposes) – английского языка для специальных целей, в частности, ELTP (English for Language Teaching Purposes) – английского языка для специальных целей его преподавания.
Методы исследования. В статье дан краткий обзор ключевых взглядов исследователей по данной теме, а также приводятся и анализируются немногочисленные зарубежные дефиниции данного понятия.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что впервые в отечественной науке предпринимается попытка переосмыслить и уточнить название и содержание англоязычного термина ELTP (English for Language Teaching Purposes), а также предложить соответствующий адекватный русскоязычный эквивалент. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа не только вносит вклад в теорию английского языка для специальных целей, но и создаёт предпосылки для создания и апробации на практике модели английского языка для специальных целей его преподавания.
Результаты исследования. В отечественный научный оборот вводится термин, который выполняет номинативную и описательную функцию применительно к понятию «английский язык для специальных целей его преподавания».
Выводы. Исследование может помочь в дальнейшем изучении способов оптимизации теоретической и практической подготовки высококвалифицированных кадров в сфере преподавания иностранных языков.
Актуальность исследования вызвана важностью анализа речевых ошибок при определении методов обучения в условиях отсутствия языковой среды.
Цель – раскрыть типичные ошибки использования иранскими студентами полных и кратких прилагательных и обозначить методику их преодоления.
Методы исследования. При проведении исследования применены метод анализа данных ассоциативного эксперимента для выявления языковых ошибок и сопоставительный метод.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Авторами впервые проанализированы ошибки, возникающие при употреблении русских кратких прилагательных на уроках РКИ в иранской аудитории, и предложены рекомендации для их преодоления.
Результаты исследования. В ходе исследования были проанализированы и классифицированы ошибки иранских студентов при выборе кратких и полных форм русских прилагательных на основе сопоставления грамматики русского и персидского языков и определена роль интерференции.
Выводы. В статье авторы выявили, что неправильное определение синтаксической роли прилагательного в предложении, неправильное понимание значений полных и кратких форм одного и того же прилагательного и неверная интерпретация главных грамматических правил, связанных с русскими прилагательными, являются основной причиной возникновения ошибок в речи иранских студентов.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что оптимизация метода комбинированных оттисков в процессе обучения художников улучшает качество, а также повышает уровень художественного образования обучающихся.
Цель исследования заключается в выявлении инновационного метода комбинированных оттисков как способа оптимизации обучения будущих художников.
Методы исследования. В статье рассмотрен инновационный метод комбинированных оттисков в системе занятий обучения художников художественно-графического факультета. Основное содержание исследования составляет анализ технико-технологического аспекта комбинированных оттисков, авторской программы с применением творческого проекта.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. В рабочую практику и методику преподавания миниатюрной композиции введён инновационно-системный подход, содействующий развитию творческих способностей обучающихся, что позволяет по-новому раскрыть пути и методы совершенствования в области обучения изобразительному искусству. Занятия по миниатюрной композиции расширяют кругозор и мировоззрение обучающихся, активизируют их стремление к практике и совершенствованию нового материала по исследуемой теме в дополнительных структурах и спецкурсах.
Результаты исследования получены с помощью использования схем золотого сечения и комбинированных форм изображения. Исследование подтвердило важную взаимосвязь между технико-технологическим аспектом и построением композиции, которая влияет на качество обучения изобразительному искусству.
Выводы. Результаты исследования подтвердили идею, что инновационный метод комбинированных оттисков способствует формированию личностных качеств обучающихся, развитию их творческих способностей в системе занятий обучения художников в рамках дисциплины «Миниатюрная композиция».
Актуальность. Актуализация методической подготовки учителя математики, готового к работе в условиях индивидуализации обучения, является важной задачей системы высшего педагогического образования и отвечает запросам современной школы и общества.
Цель. Проведённое исследование направлено на анализ закономерностей методической подготовки учителя математики в контексте индивидуализации образования, выявление существующих проблем, научное обоснование идеи актуализации существующей концепции методической подготовки будущего педагога.
Методы исследования. Основными методами исследования являются аналитический метод, педагогический эксперимент и системный анализ.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Разработана авторская модель оценки уровня методической подготовки выпускников – будущих учителей математики в контексте готовности их к работе в условиях индивидуализации обучения математике и разработаны новые подходы к методической подготовке студентов, к концепции подготовки современного учителя математики.
Результаты исследования. Выдвинута идея актуализации методической подготовки будущего учителя математики, представлены результаты апробации и педагогического эксперимента, подтверждающие её научную обоснованность и практическую значимость.
Выводы. Для успешной адаптации будущего учителя математики к работе со школьниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с учащимися с ярко выраженными математическими способностями, в условиях индивидуализации школьного образования необходимо предусмотреть непрерывные индивидуальные образовательные маршруты освоения студентами – будущими учителями математики образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в том числе посредством специально выстроенной линии практической подготовки.
Актуальность. Исследование особенностей подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников является своевременным и актуальным по ряду причин, среди которых – постоянно растущий интерес к данному интеллектуальному проекту со стороны учащихся и учителей, а также высокая значимость олимпиадного движения для повышения интеллектуального потенциала нации.
Цель – раскрыть особенности современного олимпиадного конкурса по английскому языку, а также показать системный характер подготовки к олимпиаде.
Методы исследования. Среди основных методов исследования – анализ публикационной активности современных авторов по заявленной тематике, контент-анализ содержания заданий прошлых лет, изучение официальных документов, опубликованных центральной предметно-методической комиссией.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В статье уточняется значение термина «олимпиада», а также указываются особенности подготовки школьников на современном этапе.
Результаты исследования. Системный характер подготовки к олимпиадным турам и понимание эволюции конкурса позволяют добиваться качественных результатов.
Выводы. Олимпиадное движение является одним из основных драйверов улучшения качества образования в стране, участие в олимпиаде концептуально позволяет воспитать школьников, умеющих самостоятельно и креативно мыслить.
Актуальность. Ошибки, постоянно встречающиеся в студенческих работах по теме «Лингвистика», являются следствием отсутствия правильно выстроенной системы подготовки студентов. Анализ таких ошибок, включающий их описание, подсчёт, систематизацию и указание возможных путей исправления, основанный на комплексном понимании современных правил и требований к докладам по изучаемой тематике, позволяет выработать соответствующий алгоритм проверки работы и рекомендации для участников процесса её подготовки.
Цель – провести квантитативно-описательный анализ ошибок в докладах по теме «Лингвистика» и разработать на этой основе способствующие их предотвращению практические рекомендации и алгоритм проверки готовой работы.
Методы исследования. В статье используются теоретические методы: сравнительного анализа, интерпретации, моделирования. Применены методы наблюдения, квантитативного анализа и обобщения.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности систематизации процесса подготовки студенческих докладов по иностранным языкам; полученные данные, выявленные примеры и результаты планируется использовать для написания соответствующего учебно-методического пособия, а также разработки программы дисциплины «Основы научной грамотности» для магистратуры филиала «Протвино» государственного университета «Дубна».
Результаты исследования. Выявлены, посчитаны, распределены по тематическим блокам и описаны ошибки в докладах по «лингвистике»; составлены практические рекомендации и алгоритм проверки готовой работы.
Выводы. На основе установленной частотности всех выявленных ошибок наглядно продемонстрирована их взаимообусловленность, а также сделан вывод о необходимости единой комплексной подготовки каждого доклада с целью устранения типичных недостатков и формирования у студентов навыков написания грамотной научной работы.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Лавинообразно появляющиеся технологии, которые требуют для своих развития, внедрения и устойчивости экономики качественного инженерного образования, остро нуждаются в комплексном способе решения сверхсложных задач и проблем. Возникающие задачи порой не могут быть решены старыми методами в рамках существующих различий. Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов и образовательных технологий в системе инженерного образования.
Цель работы – рассмотреть новые, связанные между собой и зависимые друг от друга ресурсы, питающие идею непрерывности профессионального инженерного и технологического образования.
Методы исследования. В исследовании использованы такие методы, как: анализ теоретических представлений об инженерной экономике, технологическом образовании, трансдисциплинарности и непрерывности обучения инженера будущего; анализ педагогического и исследовательского опыта в сфере технологического образования; локальный экспертный опрос, проведённый в декабре 2021 г. в онлайн-формате для выявления проблем и возможностей популярного сегодня STEM-образования; контент-анализ ответов на открытые вопросы, предлагаемые респондентам, работающим в технологии STEM.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Сделаны выводы о необходимости рефлексии особых оснащённости и ответственности по отношению к технологическому образовательному пространству.
Результаты исследования. В статье на основе исследования представлен взгляд на дуальность обучения инженеров новой формации, на совмещение их теоретической подготовки с формированием способности к практическому решению задач производства. Показано, что трансдисциплинарность задаёт важнейший вектор развития технологического образования.
Выводы. Интеграция, транснационализация, информационная открытость, коммерциализация и цифровизация всех сторон жизни предъявляют новые требования к воспитанию, развитию, обучению инженера. В связи с этим стратегии, ценности, смыслы и модели поведения субъектов инженерного образования требуют нового понимания и анализа.
Актуальность. Впервые на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом» рассматривается проблема формирования медиаграмотности на примере изучения русского языка у нерусскоговорящих студентов.
Цель. Показать на конкретных примерах использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) при формировании медиаграмотности студентов.
Методы исследования. В ходе исследования использовались: направленное наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение и абстрагирование; цифровые технологии, самоанализ; метод репрезентации и интерпретации информации.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие дидактики, обогащая теоретические представления о традиционных и инновационных технологиях в образовательном процессе в системе обучения как студентов, так и школьников. При растущем интересе к практико-ориентированному характеру образовательного процесса в системе высшего образования сформулированные требования и выявленные условия использования инновационных диалогических технологий становятся ведущим фактором активизации профессиональной деятельности современного педагога.
Результаты исследования. В статье представлены результаты проведённого анкетирования со студентами до и после занятия, а также тестирования, организованного во время занятия. Полученные результаты показали, что студенты приобрели теоретические знания о медиаграмотности, а также сформировали элементы критического мышления, роль которого возрастает в условиях цифровой трансформации общества.
Выводы. Методы развития критического мышления способствуют развитию следующих умений студента: графически организовать текстовый материал, производить интерпретирование и дифференцирование информации по степени новизны и ценности. Таким образом эти методы формируют медиаграмотность специалистов в области языкознания.
Актуальность исследования определяется современными ценностно-смысловыми детерминантами, национальными идеями и ключевыми стратегиями развития образования в Российской Федерации, актуализирующими необходимость научного поиска и практической реализации новых подходов к подготовке и личностно-профессиональному развитию учителей иностранного языка в педагогическом образовании и национальной системе учительского роста (НСУР).
Цель. Раскрыть сущность и ресурсные возможности интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка как ядра современного педагогического образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования» (учитель)» и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлениям УГСН Образование и педагогические науки.
Методы исследования. Исследование опирается на единство и взаимодействие системно-деятельностного, интегративного и компетентностного подходов к совершенствованию психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка. Методы исследования: теоретический анализ литературы и специальных исследований; проектирование содержания и технологий обучения; опытно-экспериментальное обучение; тестирование.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна проведённого исследования заключается во вкладе в разработку интегрированного подхода к подготовке учителя иностранного языка с использованием возможностей и резервов освоения студентами предметов психолого-педагогического и предметно-методического циклов. Разработаны способы усиления профессиональной направленности языковой подготовки будущих учителей иностранного языка за счёт опоры на интеграцию психолого-педагогических и предметно-методических знаний. Анализ проблемы интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка, представленный в статье, обогащает содержание теории и практики трансформирующегося педагогического образования в целом и иноязычного образования учителя в частности. Выявленные и охарактеризованные ресурсные возможности и резервы интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка расширяют научное представление о ядре педагогического образования и могут быть положены в основу дальнейшей методологической и научно-теоретической разработки интегрированного подхода к совершенствованию подготовки учителя для школы 4.0.
Результаты. Систематизированы и охарактеризованы научно-теоретические подходы к изучению сущности интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка. Обоснованы образовательно-развивающие возможности реализации интегративного подхода к совершенствованию подготовки учителя иностранного языка в системе педагогического образования. Теоретический анализ литературы, анализ образовательной практики позволил сделать вывод, что интеграция психолого-педагогической и предметно-методической подготовки как ядро содержания и технологий педагогического образования является надёжным ресурсом и эффективным инструментом формирования профессиональной культуры и личностно-профессионального развития учителя иностранного языка. Представлены примеры кейсов из практического опыта авторов.
Выводы. Проведённое лонгитюдное исследование, основу которого составило проектирование содержание обучения и технологий интегрированного подхода к подготовке учителя иностранного языка с использованием возможностей и резервов освоения студентами предметов психолого-педагогического и предметно-методического циклов, доказало свою эффективность за счёт усиления принципа профессиональной направленности языкового (иноязычного) образования педагогического образования. Разработанные способы усиления профессиональной направленности языковой подготовки будущих учителей иностранного языка за счёт опоры на интеграцию психолого-педагогических и предметно-методических знаний могут быть использованы в массовой образовательной деятельности по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность «Иностранный язык»), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки «Иностранный язык» + «Иностранный язык»).
Актуальность работы связана с необходимостью поиска оптимальных методов оценки знаний студентов вузов в области английского языка, а также современных образовательных технологий, повышающих эффективность педагогического процесса и, соответственно, его результатов.
Цель – описать имеющийся в педагогике опыт реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и оценить его с точки зрения применимости для оценки знаний студентов вузов.
Методы исследования. При проведении исследования были реализованы методы системного анализа, индукции, классификации, абстрагирования, синтеза и обобщения полученных результатов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научную работу отличает анализ имеющегося в педагогике опыта реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и отбор наиболее эффективных из них для оценки знаний студентов вузов.
Результаты исследования. Рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы, выделены наиболее приемлемые инструменты для оценки знаний обучающихся в области английского языка. Перспективой дальнейшего исследования может стать разработка полноценной системы тестирования для проверки знаний студентов нелингвистических вузов в области английского языка.
Выводы. Информационно-коммуникационные технологии имеют большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, и различные их инструменты могут быть успешно интегрированы в процесс обучения английскому языку в вузах, в том числе и для оценки знаний обучающихся.
Актуальность обусловлена потребностью государства в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями. В целях правого обеспечения деятельности государства и общества важно обеспечить подготовку будущего юриста, который будет соответствовать не только предъявляемым работодателями требованиям, но и будет способен адаптироваться к работе в быстро меняющихся реалиях перехода государства к новой модели управления.
Цель. Выявить педагогические условия формирования цифровых компетенций у юристов в высшей школе.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы эмпирические методы исследования (опрос, тестирование), с помощью которых был выявлен уровень знаний о цифровых сервисах у студентов-юристов, проведён анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен уровень освоения цифровых сервисов студентами-юристами при изучении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности». Практическая значимость исследования заключается в предложенных к изучению цифровых сервисах, которые могут быть включены при изучении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», в целях формирования у юристов компетенций в области информационных технологий, в том числе способности работать с информацией в интернете.
Результаты исследования. Анализ проведённого исследования показал, что будущий юрист не обладает достаточными знаниями о существующих цифровых сервисах, необходимых ему для будущей профессиональной деятельности. Обязательным аспектом в изучении цифровых сервисов студентами-юристами является совокупность теоретических знаний и практики. Основным способом формирования рассматриваемых компетенций является практическая работа с цифровыми сервисами в рамках практических занятий. При разработке учебных планов и рабочей программы дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» необходимо учитывать больший объём практических занятий для формирования знаний, умений и навыков, связанных с цифровыми сервисами.
Выводы. В целях овладения выпускником-юристом способностью использовать цифровые сервисы для решения профессиональных задач образовательным организациям следует включать в содержание дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» обязательное изучение цифровых сервисов, способствующих быстрому и эффективному решению будущим-юристом профессиональных задач.
ISSN 2949-4974 (Online)