Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Английский язык для специальных целей его преподавания как предмет исследования и обучения

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-57-66

Аннотация

Актуальность. Несмотря на хорошо изученную область языка для специальных целей (LSP), удивительно небольшое количество исследовательских работ посвящены разновидности языка, которая используется учителями и преподавателями непосредственно для проведения занятий по английскому языку. Можно констатировать, что на сегодняшний день в русскоязычном научном терминологическом поле отсутствует термин, который бы описывал и раскрывал содержание понятия «английский язык для специальных целей его преподавания».
Цель  настоящего исследования заключается в вопросе выделения и рассмотрения особой разновидности ESP (English for Specific Purposes) – английского языка для специальных целей, в частности, ELTP (English for Language Teaching Purposes) – английского языка для специальных целей его преподавания.
Методы исследования. В статье дан краткий обзор ключевых взглядов исследователей по данной теме, а также приводятся и анализируются немногочисленные зарубежные дефиниции данного понятия.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что впервые в отечественной науке предпринимается попытка переосмыслить и уточнить название и содержание англоязычного термина ELTP (English for Language Teaching Purposes), а также предложить соответствующий адекватный русскоязычный эквивалент. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа не только вносит вклад в теорию английского языка для специальных целей, но и создаёт предпосылки для создания и апробации на практике модели английского языка для специальных целей его преподавания.
Результаты исследования. В отечественный научный оборот вводится термин, который выполняет номинативную и описательную функцию применительно к понятию «английский язык для специальных целей его преподавания».
Выводы. Исследование может помочь в дальнейшем изучении способов оптимизации теоретической и практической подготовки высококвалифицированных кадров в сфере преподавания иностранных языков.

Об авторах

Ю. А. Гущина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гущина Юлия Александровна – преподаватель кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения

119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1



А. А. Коренев
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Коренев Алексей Александрович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения

119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. Москва: URSS, 2011. 375 с.

2. Гущина Ю. А. Профессиональная лексическая компетенция преподавателя иностранного языка: переосмысление понятия // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4. С. 191–197.

3. Гущина Ю. А. Лексический минимум для будущих преподавателей английского языка: опыт создания // Рема. 2021. № 4. С. 119–140.

4. Ершова Т. А., Коренев А. А. Использование интегрированных заданий на чтение и письменную речь для развития профессионально-коммуникативных и когнитивных умений студентов педагогических специальностей // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1. С. 159–168.

5. Комарова А. И. Язык для специальных целей (LSP): теория и метод. Москва: Московская ассоциация лингвистов-практиков, 1996. 193 с.

6. Коренев А. А. Профессионально-коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2016. № 1. С. 56–60.

7. Коренев М. Д., Макарычева А. А. Формулирование заданий как профессионально-коммуникативное умение будущих преподавателей // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 138–146.

8. Коренев А. А., Михайлова А. М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя английского языка в классе: описание и развитие // Иностранные языки в школе. 2019. № 3. С. 16–28.

9. Соловова Е. Н., Козлова З. А. Глобальный феномен “EMI” – английский язык как средство обучения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 144–149.

10. Тарева Е. Г., Викулова Л. Г. Культура речи учителя иностранного языка как основа педагогического мастерства: аналитический обзор материалов II Всероссийской конференции «Педагогический дискурс: качество речи учителя» / Москва, 27–29 марта 2020 г. // Иностранные языки в школе. 2020. № 8. С. 65–69.

11. Ellis R., Barkhuizen G. Analyzing Learner Language. Oxford: Oxford University Press, 2005. 416 p.

12. Ellis R. Understanding second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 2015. 376 p.

13. Freeman D. English-for-teaching: Rethinking teacher proficiency in the classroom // ELT journal. 2015. Vol. 69. № 2. P. 129–139.

14. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: a learning centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 183 p.

15. Krashen S. Second language acquisition // Second Language Learning. 1981. Vol. 3. № 7. P. 19–39.

16. Lindholm-Leary K. Dual language education. Bristol: Multilingual Matters, 2001. 384 p.

17. Richards J. C. Beyond training: Perspectives on language teacher education. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 228 p.

18. Richards J. C., Schmidt R. W. Longman dictionary of language teaching and applied linguistics. London: Routledge, 2013. 658 p.

19. Seedhouse P. The International Architecture of the Language Classroom: A Conversation Analysis Perspective. New Jersey: Blackwell Publishing, 2004. 280 p.

20. Sešek U. “Teacher English”: Teacher’s Target Language Use as Cornerstone of Successful Language Teaching // ELOPE: English language overseas perspectives and enquiries. 2005. Vol. 2. № 1-2. P. 223–230.

21. Sinclair J. M. H., Brazil D. Teacher talk. Oxford: Oxford University Press, 1982. 174 p.

22. Wright T. Classroom Management in Language Education. New York: Palgrave Macmillan, 2005. 497 p.

23. Young J. W. A design framework for the ELTeach program assessments [Электронный ресурс] // ETS Research Report Series. 2014. № 2. URL: https://onlinelibrary.wiley.com (дата обращения: 10.10.2021).


Рецензия

Просмотров: 332


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)