Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Актуализация регионального компонента развития системы педагогического образования на Дальнем Востоке России

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-18-32

Аннотация

Актуальность исследования определяется потребностью в совершенствовании педагогических технологий, адаптированных к условиям конкретного региона, что детерминировано постоянным обновлением нашего общества и высокими образовательными запросами отдельной личности независимо от места её проживания. Анализ региональных особенностей системы педагогического образования даёт возможность углублённо и всесторонне подходить к формированию приоритетных направлений её реформирования, в процессе реализации которого объединяются две тенденции, состоящие, с одной стороны, в укреплении единства и целостности системы педагогического образования, с другой стороны, в повышении уровня самостоятельности и комплексности развития регионов в различных сферах социокультурной жизни.
Цель. Вскрыть общее и специфическое системы педагогического образования на Дальнем Востоке России в сопоставлении с развитием общероссийской системы педагогического образования, что позволит плодотворно использовать лучшие образцы регионального опыта для повышения эффективности функционирования образовательных организаций педагогического образования в Дальневосточном регионе.
Методы исследования. Ведущим методом является диалектический метод познания, предполагающий теоретический, историко-логический, сравнительно-сопоставительный и системно-структурный анализ явлений и фактов. В процессе исследования использован комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, актуализация, систематизация, экстраполяция и др.) и эмпирические (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок). В исследовании использовался герменевтический метод, предусматривающий интерпретацию текстов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлены основные тенденции развития системы педагогического образования на Дальнем Востоке России в современный период, теоретически осмыслены и проанализированы характерные особенности становления и развития системы педагогического образования в Дальневосточном регионе. Развитие системы педагогического образования рассматривается как процесс, детерминированный историко-педагогическими, социокультурными и природно-климатическими региональными особенностями, а также как процесс, стимулирующий социально-экономическое и культурное развитие региона. Осуществлённый анализ опыта развития системы педагогического образования содействует совершенствованию программ, форм и методов педагогического образования на современном этапе. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике организаций педагогического образования, в частности при чтении лекционных курсов и спецкурсов по педагогике, истории педагогики и профессиональному образованию при реализации программ бакалавриата и магистерских программ направления «Педагогическое образование».
Результаты.  Результатом данного исследования является представление о становлении и развитии системы педагогического образования на Дальнем Востоке России как последовательного процесса накопления научно-педагогического знания и опыта с учётом как специфических особенностей данного региона, так и сохранения фундаментальных основ системы педагогического образования в России. На протяжении истории своего развития система педагогического образования адаптировалась к особым социокультурным, географическим и природно-климатическим условиям Дальневосточного региона. Развитие педагогического образования происходило в условиях полиэтнического и поликультурного пространства, при существенной удалённости региона от федерального центра, а также в суровых климатических условиях.
Выводы. Проведённый анализ региональных особенностей показал, что перспективными направлениями развития системы педагогического образования в условиях инновационного социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа являются развитие сетевого взаимодействия с вузами и научными центрами России, международного сотрудничества вузов, готовящих педагогические кадры, с профильными вузами Азиатско-Тихоокеанского региона в целях модернизации образования и осуществления научных исследований, развитие педагогического образования как социального института, ответственного за сохранение и трансляцию будущим поколениям культуры и языков малых коренных народов, совершенствование подготовки педагогических кадров для малокомплектных сельских школ, профессиональная ориентация выпускников школ на освоение педагогических специальностей, развитие на базе вузов подразделений дополнительного профессионального и постдипломного образования, их взаимодействие со службами занятости населения, активное привлечение к получению педагогических специальностей представителей коренных народов как естественных носителей и трансляторов социокультурных особенностей, свойственных малым народам Дальневосточного региона.

Об авторе

Н. А. Рачковская
Московский государственный областной университет
Россия

Рачковская Надежда Александровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Андреева Г. А. Развитие высшего педагогического образования в Англии: аксиологический аспект (70-е – 90-е гг. XX в.): дис.... д-ра пед. наук. Коломна, 2003. 343 c.

2. Балянова С. В. Становление и развитие высшего педагогического образования в Чувашии, 1917–1941 гг.: дис.... канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. 236 c.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. Москва: Издательство Университета российского инновационного образования, 1998. 576 с.

4. Болодурин В. С. Становление и развитие образования и педагогической мысли в Оренбуржье, 1735–1940 гг.: дис.... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2001. 371 c.

5. Денисов Р. П. Становление и развитие народного просвещения и педагогического образования в Амурской области, 1858–1941 гг.: дис.... д-ра пед. наук. Благовещенск, 2000. 413 c.

6. Дробышев Д. В., Рачковская Н. А. Современное состояние и перспективы интеграции России в новое образовательное пространство Евразии вдоль «Шёлкового пути» // Актуальные вопросы современной науки: труды Международной научно-практической конференции / Дедовск, 14–15 апреля 2016 г. Москва: Издательство Московского государственного областного университета, 2016. С. 69–72.

7. Захарова Е. Б. История развития учебно-методического обеспечения высшего заочного педагогического образования в СССР (50–80 гг. XX в.): дис.... канд. пед. наук. Москва, 2003. 227 c.

8. Перед именем твоим… Педагогическому образованию Дальнего Востока – 100 лет / В. И. Иващенко, А. И. Голоднев, А. В. Колесов, В. И. Тарасов. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2009. 112 с.

9. Казанцева Г. А. Становление и развитие инженерно-педагогического образования в Нижегородской области: дис.... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 182 с.

10. Князев Е. А. Развитие высшего педагогического образования в России, вторая половина ХVIII–начало XX вв.: дис.... д-ра пед. наук. Москва, 2002. 334 c.

11. Кожемякина Л. Н. Развитие высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае: дис.... канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. 173 с.

12. Моладикова А. А. Состояние и организация педагогического образования в Рязанской губернии во второй половине XIX – начале XX веков: дис.... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 209 с.

13. Рыскулуева Ф. И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990–2007 гг.: дис.... канд. пед. наук. Москва, 2009. 175 с.

14. Симановский С. В. Развитие высшего педагогического образования в Нижегородском Поволжье в 30-е гг. XX века: дис.... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2003. 149 c.

15. Стефаненко О. С., Рачковская Н. А. Развитие системы педагогического образования в Магаданской области // Инновационные технологии в образовании. 2019. № 1 (1). С. 207–217.

16. Тенчурина Х. Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX – начало 90-х XX в.): дис. … д-ра. пед. наук. Москва, 2002. 449 с.

17. Харамзин Т. Г., Хайрулина Н. Г. Обские угры: социально-экономическая ситуация на пороге третьего тысячелетия. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000. 194 с.

18. Цибульникова В. Е. Опережающее образование и опережающее управление: история и современность: Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием / Москва, 25 января 2010 года. Москва: Тиссо, 2010. С. 143–147.

19. Шкатова Е. А. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Магаданской области (1928–1991 гг.): автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2001. 23 с.

20. Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogic science and practice in the Digital age or seven maxims of modern pedagogy // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 6–26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.


Рецензия

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)