Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-6-17

Аннотация

Актуальность исследования вызвана необходимостью реализации приоритета государственной политики, педагогической науки и практики – формирования стройной системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей у участников образовательного процесса, что возможно при осуществлении ценностно-ориентированного подхода к управлению общеобразовательной организацией, в том числе путём создания ценностно-смыслового ядра организационной культуры, разделяемой членами педагогического коллектива.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть особенности ценностно-ориентированного подхода к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации и системы жизненных смыслов современного педагога.
Методологические  подходы и методы исследования. Исследование опирается на методологию культурологического, аксиологического, системного, деятельностного, человекоцентристского, средового, опережающего и здоровьесберегающего подходов. Методы исследования: системный анализ, моделирование, методика «Исследование системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова.
Научная  новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыты особенности ценностно-ориентированного подхода к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации и системы жизненных смыслов современного педагога.
Результаты исследования. Определено, что ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации выступает в качестве интегративного механизма, объединяющего систему культурологического, аксиологического, системного, деятельностного, человекоцентристского, средового, опережающего и здоровьесберегающего подходов. Система жизненных смыслов современного учителя специфична в зависимости от психовозрастных особенностей педагога.

Об авторе

В. Е. Цибульникова 
Московский государственный областной университет
Россия

Цибульникова Виктория Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий

1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз»: монография. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2001. 316 с.

2. Бердяев Н. А. Судьба России: Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 541 с.

3. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Едиториал УРСС, 1997. 448 с.

4. Введенский А. И. Условие допустимости веры в смысл жизни: публичная лекция, прочитанная 7 апреля 1896 г. в Санкт-Петербургских высших женских курсах. Санкт-Петербург: Типография В. С. Балашева и К°, 1896. 33 с.

5. Вопросы конструирования содержания общего среднего образования: сборник научных трудов / под ред. В. В. Краевского. Москва: Научно-исследовательский институт общей педагогики, 1980. 120 с.

6. Конаржевский Ю. А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 38 с.

7. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-1 (54). С. 148–153.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Москва: Политиздат, 1977. 304 с.

9. Лефевр В. А. О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании // Проблемы исследования систем и структур: материалы конференции / Москва, 1965 г. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1965. С. 61–68.

10. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 190 с.

11. Мардахаев Л. В. Личность и авторитет преподавателя социокультурной среды вуза // Вестник Калужского университета. 2009. № 3. С. 6–10.

12. Реан А. А. Психология педагогической деятельности: (Проблемный анализ). Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1994. 81 с.

13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 508 с.

14. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Москва: Наука, 1974. 280 с.

15. Скаткин М. Н. Теория содержания общего среднего образования. Проблемы и перспективы: методологический аспект. Москва: НИИ обшей педагогики, 1977. 44 с.

16. Треушников И. А. Приоритеты духовного развития российского общества // Вестник Российского университета кооперации. 2012. № 4 (10). С. 136–141.

17. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Денисенко Р. Н. Теория и практика формирования эколого-валеологической культуры у младших школьников. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2018. 219 с.

18. Цибульникова В. Е. Прогнозирование как функция опережающего управления рисками профессионального здоровья педагога // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 62–66.

19. Шамова Т. И. Научиться опережающему управлению // Управление школой. 2009. № 5. С. 3–12.

20. Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2008. № 1. С. 109.

21. Шацкий С. Т. Среда-воспитатель и проблема детского сада: из работ 1-ой Опытной станции по народному образованию Наркомпроса: сборник / под ред. С. Т. Шацкого. Москва: Работник просвещения, 1925. 66 с.

22. Щедровицкий Г. П. Знак и деятельность. Москва: Восточная литература, 2005. 463 с.

23. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. Москва: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.

24. Яблонский А. И. Модели и методы исследования науки. Москва: Едиториал УРСС, 2001. 400 с.

25. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 366 с.


Рецензия

Просмотров: 237


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)