Закономерности методической подготовки будущего учителя математики к работе в условиях индивидуализации обучения
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-87-99
Аннотация
Актуальность. Актуализация методической подготовки учителя математики, готового к работе в условиях индивидуализации обучения, является важной задачей системы высшего педагогического образования и отвечает запросам современной школы и общества.
Цель. Проведённое исследование направлено на анализ закономерностей методической подготовки учителя математики в контексте индивидуализации образования, выявление существующих проблем, научное обоснование идеи актуализации существующей концепции методической подготовки будущего педагога.
Методы исследования. Основными методами исследования являются аналитический метод, педагогический эксперимент и системный анализ.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Разработана авторская модель оценки уровня методической подготовки выпускников – будущих учителей математики в контексте готовности их к работе в условиях индивидуализации обучения математике и разработаны новые подходы к методической подготовке студентов, к концепции подготовки современного учителя математики.
Результаты исследования. Выдвинута идея актуализации методической подготовки будущего учителя математики, представлены результаты апробации и педагогического эксперимента, подтверждающие её научную обоснованность и практическую значимость.
Выводы. Для успешной адаптации будущего учителя математики к работе со школьниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с учащимися с ярко выраженными математическими способностями, в условиях индивидуализации школьного образования необходимо предусмотреть непрерывные индивидуальные образовательные маршруты освоения студентами – будущими учителями математики образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в том числе посредством специально выстроенной линии практической подготовки.
Об авторе
Е. Н. АлексееваРоссия
Алексеева Елена Николаевна – кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной деятельности
302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 95
Список литературы
1. Алексеева Е. Н. Формирование готовности будущего учителя к работе с математически одарёнными школьниками и развитию математических способностей учащихся при подготовке их к участию в математических олимпиадах различного уровня // Учёные записки Орловского государственного университета. 2021. № 1 (90). C. 101–106.
2. Алексеева Е. Н. О совершенствовании подготовки будущих учителей математики к работе с одарёнными детьми // Материалы Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе (MathEdu-2021)» / Казань, 22–28 марта 2021 г. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021. С. 16–22.
3. Алексеева Е. Н. Разработка модели взаимодействия основного и дополнительного математического образования как основа создания развивающей образовательной среды работы с одарёнными школьниками: подготовка педагогических кадров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психология творчества и одарённости» / Москва, 15–17 ноября 2021 г. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 178–181.
4. Алмазова Т. А. Методические аспекты подготовки студентов педагогических направлений по избранным разделам теории и методики обучения математике // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 2. С. 13–17.
5. Алмазова Т. А., Громова Н. О. Методические аспекты подготовки будущих учителей математики на примере вероятностно-статистической линии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 76.
6. Богун В. В. Организация единого информационного пространства в процессе обучения математике будущих педагогов // Ярославский Педагогический Вестник. 2018. № 3. С. 126–133.
7. Далингер В. А. Подготовка учителей математики в условиях новых государственных стандартов по направлению «педагогическое образование», профиль «математическое образование» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. C. 97.
8. Малова И. Е. Развитие способов контроля методической подготовки студентов // Материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов / Брянск, 7–9 октября 2021 г. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2021. C. 65–69.
9. Перминов Е. А. Об актуальности фундаментализации математической подготовки студентов педагогических направлений в цифровую эпоху // Образование и наука. 2019. № 5. С. 86–111.
10. Торогельдиева К. М. Некоторые аспекты эффективной подготовки будущих учителей математиков // Молодой учёный. 2017. № 4.1 (138.1). С. 98–100.
11. Тумашева О. В., Кириллова Н. А., Михалкина Е. А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 5. С. 42–60.
12. Тумашева О. В. Обучение математике в условиях реализации ФГОС: кадровые барьеры // Математика в школе. 2020. № 5. С. 3–7.
13. Червонный М. А. Педагогическое сопровождение подготовки будущих педагогов на основе наставничества в интегрированном образовательном пространстве высшего педагогического и дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 199–204.
14. Burton L. The Culture of Mathematics and the Mathematical Culture [Электронный ресурс] // University Science and Mathematics Education in Transition. [2020]. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-0-387-09829-6_8. (дата обращения: 22.08.2022).
15. Chang Y. L. Examining Relationships among Elementary Mathematics Teacher Efficacy and Their Students’ Mathematics Self-efficacy and Achievement // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2021. № 11 (6). P. 1307–1320.
16. Gross J., Robitzsch A., George A. C. Cognitive diagnosis models for baseline testing of educational standards in math // Journal of Applied Statistics. 2016. № 43. P. 229–243.