Применение информационно-коммуникационных технологий для оценки знаний студентов вузов в области английского языка
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-167-179
Аннотация
Актуальность работы связана с необходимостью поиска оптимальных методов оценки знаний студентов вузов в области английского языка, а также современных образовательных технологий, повышающих эффективность педагогического процесса и, соответственно, его результатов.
Цель – описать имеющийся в педагогике опыт реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и оценить его с точки зрения применимости для оценки знаний студентов вузов.
Методы исследования. При проведении исследования были реализованы методы системного анализа, индукции, классификации, абстрагирования, синтеза и обобщения полученных результатов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научную работу отличает анализ имеющегося в педагогике опыта реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и отбор наиболее эффективных из них для оценки знаний студентов вузов.
Результаты исследования. Рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы, выделены наиболее приемлемые инструменты для оценки знаний обучающихся в области английского языка. Перспективой дальнейшего исследования может стать разработка полноценной системы тестирования для проверки знаний студентов нелингвистических вузов в области английского языка.
Выводы. Информационно-коммуникационные технологии имеют большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, и различные их инструменты могут быть успешно интегрированы в процесс обучения английскому языку в вузах, в том числе и для оценки знаний обучающихся.
Об авторах
О. Н. СолуяноваРоссия
Солуянова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка и профессиональной коммуникации (ИЯ и ПК)
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
О. А. Минеева
Россия
Минеева Ольга Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации
603002, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1
Список литературы
1. Архипова М. В. Особенности использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 4. С. 2–17.
2. Архипова М. В., Савкин А. Е. Использование компьютерных игр в обучении иностранному языку // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / 8–9 апреля 2021 г. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2021. С. 106–107.
3. Булгаков О. М., Дедикова А. О. Практические рекомендации по обеспечению достоверности оценивания учебных достижений обучающихся компьютерными тестами // Национальная ассоциация учёных. 2021. № 65-1. С. 25–29.
4. Исмаилова Ш. А. Применение информационно-коммуникативных технологий в условиях дистанционного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 2 (225). С. 31–37.
5. Новоселецкая Д. И. Информационно-коммуникационные технологии в обучении студентов иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 232–235.
6. Образ Н. Н. Потенциал использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве вуза // Стратегии и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей. Улан-Удэ: Новый проект, 2019. С. 96–101.
7. Павлова И. Н. Совершенствование самостоятельной работы студентов технического вуза средствами информационно-коммуникативных технологий // Заметки учёного. 2022. № 4. С. 158–165.
8. Полубиченко Л. В., Харламенко И. В. Тенденция развития иноязычного образования в рамках неязыкового вуза // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 1. С. 16–31.
9. Прокопчук А. Р., Гаврилова Е. А. Использование информационно-коммуникативных технологий для создания языковой среды в процессе обучения иностранному языку в вузе // Colloquium-Journal. 2020. № 8-4 (60). C. 51–53.
10. Смирнова Е. А. Об онлайн-тестировании в преподавании языковых дисциплин // Современное образование: содержание, технологии, качество: сборник научных статей. Т. 1. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина), 2021. С. 234–236.
11. Цветкова С. Е., Малинина И. А. Применение обучающих компьютерных программ в процессе профессионально-иноязычной подготовки будущих инженеров // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 153–164
12. Цветкова С. Е., Минеева О. А. Мониторинг формирования межкультурной коммуникативной компетенции бакалавров в неязыковом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 111–119.
13. Шек Е. Д., Григорян А. Э. Повышение качества образования посредством использования новых информационных технологий // Влияние новейших технологий, СМИ, Интернета на образование, язык и культуру: сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции / Москва, 28 ноября 2019 г. Москва: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2020. С. 268–273.
14. Brown H. Douglas Principles of Language Learning and Teaching. San Francisco: San Francisco State University Publishing, 2006. 410 p.
15. Guznova A. Visualization lecture in the digital educational process at the University // Advances in Digital Science.: International Conference on Advances and Digital Science. Paris: Cham, 2021. P. 138–148.
16. Lyashenko M. S., Povarenkina I. A., Savosina A. S. Development of collaborative assessment to improve educational outcomes at university // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 98–109.