Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Особенности системной подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку: традиции и инновации

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-100-113

Аннотация

Актуальность. Исследование особенностей подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников является своевременным и актуальным по ряду причин, среди которых – постоянно растущий интерес к данному интеллектуальному проекту со стороны учащихся и учителей, а также высокая значимость олимпиадного движения для повышения интеллектуального потенциала нации.
Цель – раскрыть особенности современного олимпиадного конкурса по английскому языку, а также показать системный характер подготовки к олимпиаде.
Методы исследования. Среди основных методов исследования – анализ публикационной активности современных авторов по заявленной тематике, контент-анализ содержания заданий прошлых лет, изучение официальных документов, опубликованных центральной предметно-методической комиссией.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В статье уточняется значение термина «олимпиада», а также указываются особенности подготовки школьников на современном этапе.
Результаты исследования. Системный характер подготовки к олимпиадным турам и понимание эволюции конкурса позволяют добиваться качественных результатов.
Выводы. Олимпиадное движение является одним из основных драйверов улучшения качества образования в стране, участие в олимпиаде концептуально позволяет воспитать школьников, умеющих самостоятельно и креативно мыслить.

Об авторе

А. П. Гулов
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ
Россия

Гулов Артем Петрович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка №6

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Список литературы

1. Абрамова Л. А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 47–51.

2. Барышников Н. В., Бернштейн В. Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений // Язык и культура. 2018. № 43. С. 136–147.

3. Ветчинова М. Н. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов вузов в рамках компетентностного подхода // Язык и культура. 2021. № 53. С. 145–161.

4. Городецкая Л. А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 51–61.

5. Кузнецова И. В. Преемственность общих компетенций ФГОС СПО и универсальных компетенций ФГОС ВО // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 167–173.

6. Курасовская Ю. Б. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2018. № 11. С. 32–47.

7. Курасовская Ю. Б. Трансформация формата заданий ЕГЭ в заданиях Всероссийской олимпиады школьников // Педагогические измерения. 2021. № 1. С. 71–79.

8. Максимчик О. А. Практические рекомендации по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (на примере муниципального этапа в Самарской области) // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 258–265.

9. Мамонтова А. К. Всероссийская олимпиада по английскому языку как эффективный инструмент развития лингвистической одарённости учащихся // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сборник научных статей / под ред. Н. В. Кормилиной, Н. Ю. Шугаевой. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2018. С. 211–219.

10. Никитина Г. А. Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 2 (26). С. 72–76.

11. Погребная И. Ф. Предметная олимпиада по английскому языку: теория и практика. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2020. 164 с.

12. Попов А. И. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater: Вестник высшей школы. 2017. № 6. С. 65–71.

13. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.

14. Шварц Е. Д. Как создаются конкурсные задания по говорению (Всероссийские олимпиады для школьников по английскому языку) // Учитель. Ученик. учебник: материалы IX Международной научно-практической конференции / Москва, 18–19 октября 2018 г. Москва: Университет, 2019. С. 482–487.

15. Шилова С. А. Корреляция системы универсальных компетенций со шкалой жизненных компетенций (the Cambridge framework of life competencies) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Саратов, 25–26 февраля 2021 г. Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 379–385.

16. Энзельдт Н. В. Коммуникативная компетенция – основа универсальных компетенций будущего // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы 73-й научно-практической конференции / Ярославль, 05–06 марта 2019 г. / под науч. ред. Л. В. Байбородовой.. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 39–44.

17. Anwarudin M., Dafik, Ridlo Z. R. The analysis of olympiad student’s metacognition skills in solving the national sciences olympiad problem on two-variables linear equation system material // Journal of Physics: Conference Series. 2021. № 1. URL: https://iopscience.iop.org (дата обращения: 14.11.2021).

18. Stringer K., Mace K., Clark T. STEM focused extracurricular programs: who’s in them and do they change STEM identity and motivation? // Research in Science and Technological Education. 2020. № 38 (4). P. 507–522.

19. Sahin A., Gulacar O., Stuessy C. High School Students’ Perceptions of the Effects of International Science Olympiad on Their STEM Career Aspirations and Twenty-First Century Skill Development // Research in Science Education. 2015. № 45 (6). P. 785–805.

20. Smith K. N., Jaeger A. J., Thomas D. “Science Olympiad Is Why I’m Here”: the Influence of an Early STEM Program on College and Major Choice // Research in Science Education. 2021. № 51. P. 443–459.

21. Kim Y. C., Jo J. S., Jung J. H. Making smart students smarter: The cultural production of olympiad winners through secret shadow curriculum // Theorizing Shadow Education and Academic Success in East Asia: Understanding the Meaning, Value, and Use of Shadow Education by East Asian Students. London: Routledge, 2021. P. 195–211.


Рецензия

Просмотров: 267


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)