Интеграция психолого-педагогических дисциплин и методик обучения как проблема педагогического образования
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-149-166
Аннотация
Актуальность исследования определяется современными ценностно-смысловыми детерминантами, национальными идеями и ключевыми стратегиями развития образования в Российской Федерации, актуализирующими необходимость научного поиска и практической реализации новых подходов к подготовке и личностно-профессиональному развитию учителей иностранного языка в педагогическом образовании и национальной системе учительского роста (НСУР).
Цель. Раскрыть сущность и ресурсные возможности интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка как ядра современного педагогического образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования» (учитель)» и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлениям УГСН Образование и педагогические науки.
Методы исследования. Исследование опирается на единство и взаимодействие системно-деятельностного, интегративного и компетентностного подходов к совершенствованию психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка. Методы исследования: теоретический анализ литературы и специальных исследований; проектирование содержания и технологий обучения; опытно-экспериментальное обучение; тестирование.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна проведённого исследования заключается во вкладе в разработку интегрированного подхода к подготовке учителя иностранного языка с использованием возможностей и резервов освоения студентами предметов психолого-педагогического и предметно-методического циклов. Разработаны способы усиления профессиональной направленности языковой подготовки будущих учителей иностранного языка за счёт опоры на интеграцию психолого-педагогических и предметно-методических знаний. Анализ проблемы интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка, представленный в статье, обогащает содержание теории и практики трансформирующегося педагогического образования в целом и иноязычного образования учителя в частности. Выявленные и охарактеризованные ресурсные возможности и резервы интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка расширяют научное представление о ядре педагогического образования и могут быть положены в основу дальнейшей методологической и научно-теоретической разработки интегрированного подхода к совершенствованию подготовки учителя для школы 4.0.
Результаты. Систематизированы и охарактеризованы научно-теоретические подходы к изучению сущности интеграции психолого-педагогической, предметно-методической и языковой подготовки учителя иностранного языка. Обоснованы образовательно-развивающие возможности реализации интегративного подхода к совершенствованию подготовки учителя иностранного языка в системе педагогического образования. Теоретический анализ литературы, анализ образовательной практики позволил сделать вывод, что интеграция психолого-педагогической и предметно-методической подготовки как ядро содержания и технологий педагогического образования является надёжным ресурсом и эффективным инструментом формирования профессиональной культуры и личностно-профессионального развития учителя иностранного языка. Представлены примеры кейсов из практического опыта авторов.
Выводы. Проведённое лонгитюдное исследование, основу которого составило проектирование содержание обучения и технологий интегрированного подхода к подготовке учителя иностранного языка с использованием возможностей и резервов освоения студентами предметов психолого-педагогического и предметно-методического циклов, доказало свою эффективность за счёт усиления принципа профессиональной направленности языкового (иноязычного) образования педагогического образования. Разработанные способы усиления профессиональной направленности языковой подготовки будущих учителей иностранного языка за счёт опоры на интеграцию психолого-педагогических и предметно-методических знаний могут быть использованы в массовой образовательной деятельности по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность «Иностранный язык»), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки «Иностранный язык» + «Иностранный язык»).
Об авторах
Ж. Е. ВойноваРоссия
Войнова Жанна Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Института иностранных языков
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33
Е. Н. Федорова
Россия
Федорова Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В А Сластенина Института педагогики и психологии
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Список литературы
1. Алмазова Н. И., Гальскова Н. Д., Шульгина Е. М. Лингводидактическая характеристика отличительных особенностей профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам и интегрированного предметно-языкового обучения // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов: монография. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2018. С. 53–73.
2. Аксиология иноязычного педагогического образования : монография по итогам Международного научно-педагогического форума, посвящённого 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета / Москва, 6–7 декабря 2019 г. / Н. Д. Гальскова, Т. А. Дмитриенко, Е. Н. Землянская, А. В. Малев, З. Н. НикитенкоМосква: Издательство Московского педагогического государственного университета, 2020. 423 с.
3. Барабанова Г. В., Корж Т. Н. Обучение пониманию иноязычных профессионально-ориентированных текстов: анализ аудиторного дискурса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 2 (64). С. 15–19.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. Москва: Искусство, 1979. 423 c.
5. Бессмельцева Е. С. Межпредметная интеграция в обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 27. С. 106–109.
6. Войнова Ж. Е. Формирование ключевых компетенций и ценностных ориентаций будущих учителей английского языка при обсуждении темы «Образование в Великобритании и России» // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений / Одинцово, 21 февраля 2016 г. / отв. ред. В. Е. Цибульникова. М.: Перо, 2016. С. 253–256.
7. Войнова Ж. Е. Использование речевых ситуаций при обсуждении темы «Образование в Великобритании и России. Профессия учителя в современном обществе» будущими учителями английского языка // Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования: сборник научных трудов 4 Международной заочной научно-практической конференции. Макеевка: Доннаса, 2020. С. 82–90.
8. Гальскова Н. Д. Современное лингвообразование в социокультурном и аксиологическом аспектах // Иностранные языки в школе. 2019. № 8. С. 4–10.
9. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования: монография. Ростов-на-Дону: Издательство Российского государственного педагогического университета, 2000. 440 с.
10. Кармазина Н. В., Федоров А. М Образование для XXI века: новые вызовы в условиях системных изменений // Развитие высшего образования в России и зарубежных странах: монография. Ульяновск: Зебра, 2020. С. 21–32.
11. Колесников А. А. Ценностно-смысловые аспекты профессиональной подготовки учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования: монография: материалы Международного научно-практического форума, посвящённого 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета / Москва, 6–7 декабря 2019 г. Москва: Издательство Московского педагогического государственного университета, 2019. С. 94–95.
12. Лекторский В. А. Неопределённость, непредсказуемость и суперопределённость // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачёвские научные чтения / 17–19 мая 2018 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов, 2018. С. 114–116.
13. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. Москва: Смысл, 2016. 528 с.
14. Самойлова Е. В., Назарова О. В., Корнилецкая Н. С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 2. С. 117–123.
15. Степин В. С. Социальные системы и методология прогнозирования их будущих событий // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачёвские научные чтения / 17–19 мая 2018 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов, 2017. 628 с.
16. Титова С. В. Оценивание проектных заданий в предметно-языковом интегрированном курсе: этапы, формы, онлайн-инструменты // Высшее образование в России. 2022. № 2. С. 94–106.
17. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. Л. М. Бурмистровой. Москва: АСТ, 2010. 795 с.
18. Цибульникова В. Е. Опережающее образование и опережающее управление: история и современность // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: cборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием / Москва, 25 января 2010 г. Москва: Тиссо, 2010. С. 143–147.
19. Цибульникова В. Е., Афанасьева Н. А., Афанасьев Е. А. Истоки и тенденции развития опережающего образования в России: Опережающее образование как фактор инновационного развития образовательных систем // Сборник статей по итогам научной сессии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета / Москва, 17 марта 2011 г. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2011. С. 73–79.