Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Формирование медиаграмотности на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом»

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-139-148

Аннотация

Актуальность. Впервые на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом» рассматривается проблема формирования медиаграмотности на примере изучения русского языка у нерусскоговорящих студентов.
Цель. Показать на конкретных примерах использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) при формировании медиаграмотности студентов.
Методы исследования. В ходе исследования использовались: направленное наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение и абстрагирование; цифровые технологии, самоанализ; метод репрезентации и интерпретации информации.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие дидактики, обогащая теоретические представления о традиционных и инновационных технологиях в образовательном процессе в системе обучения как студентов, так и школьников. При растущем интересе к практико-ориентированному характеру образовательного процесса в системе высшего образования сформулированные требования и выявленные условия использования инновационных диалогических технологий становятся ведущим фактором активизации профессиональной деятельности современного педагога.
Результаты исследования. В статье представлены результаты проведённого анкетирования со студентами до и после занятия, а также тестирования, организованного во время занятия. Полученные результаты показали, что студенты приобрели теоретические знания о медиаграмотности, а также сформировали элементы критического мышления, роль которого возрастает в условиях цифровой трансформации общества.
Выводы. Методы развития критического мышления способствуют развитию следующих умений студента: графически организовать текстовый материал, производить интерпретирование и дифференцирование информации по степени новизны и ценности. Таким образом эти методы формируют медиаграмотность специалистов в области языкознания.

Об авторах

Г. Г. Еркибаева
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмета Ясави
Казахстан

Еркибаева Гульфайруз Гинаятовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры мировых языков

161226, Туркестанская обл., г. Туркестан, ул. Бекзата Саттарханова, д. 29



Л. П. Илларионова
Московский государственный областной университет
Россия

Илларионова Людмила Петровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий Института развития образования

1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



А. Е. Ерзакова
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмета Ясави
Казахстан

Ерзакова Акалтын Ерболатовна – студентка 4 курса 

161226, Туркестанская обл., г. Туркестан, ул. Бекзата Саттарханова, д. 29



Список литературы

1. Бахши Махди А. Концептуальная модель программы обучения «Философия для детей» в общеобразовательных школах: автореф. дис. … канд. пед. наук. Душамбе, 2015. 17 с. 1

2. Еркибаева Г. Г. Методы работы с текстом. Туркестан: Туран, 2020. 128 с.

3. Жамантаева Ж. К., Дигенова Б. К., Шамекешев К. Е. Технология критического мышления как средство саморазвития личности // Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие: сборник материалов областного семинара. Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020. С. 54–68.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта», 2003. 284 с.

5. Павленко В. Г. Использование видеоматериала в преподавании иностранного языка в вузе [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17774 (дата обращения: 24.01.2022).

6. Поповская Л. В. Лингвистический анализ художественного текста. Москва: Юрайт, 2018. 510 с.

7. Сморчкова В. П. Супервизия в профнессиях социономического типа // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося российского учёного-педагога В. А. Сластёнина / Новосибирск, 26–27 сентября 2011 г. / под ред. Е. И. Артамонова. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, 2011. С. 114–119.

8. Уалиев С. С. Почему необходимо мыслить критически? // Сборник материалов областного семинара «Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие». Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020. С. 14.

9. Узтурк Ф. Основы формирования критического мышления в обучении английскому языку в школах нового типа: дис.... канд. пед. наук. Душанбе, 2016. 173 с.

10. Федоров А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С. 30–47.

11. Хасеинова В. А. Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования // Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие: сборник статей. Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020. С. 29.


Рецензия

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)