Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Современный образовательный ландшафт и STEM-подход в обучении: трансформация традиционных сред подготовки инженеров

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-130-138

Аннотация

Актуальность. Лавинообразно появляющиеся технологии, которые требуют для своих развития, внедрения и устойчивости экономики качественного инженерного образования, остро нуждаются в комплексном способе решения сверхсложных задач и проблем. Возникающие задачи порой не могут быть решены старыми методами в рамках существующих различий. Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов и образовательных технологий в системе инженерного образования.
Цель работы – рассмотреть новые, связанные между собой и зависимые друг от друга ресурсы, питающие идею непрерывности профессионального инженерного и технологического образования.
Методы исследования. В исследовании использованы такие методы, как: анализ теоретических представлений об инженерной экономике, технологическом образовании, трансдисциплинарности и непрерывности обучения инженера будущего; анализ педагогического и исследовательского опыта в сфере технологического образования; локальный экспертный опрос, проведённый в декабре 2021 г. в онлайн-формате для выявления проблем и возможностей популярного сегодня STEM-образования; контент-анализ ответов на открытые вопросы, предлагаемые респондентам, работающим в технологии STEM.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Сделаны выводы о необходимости рефлексии особых оснащённости и ответственности по отношению к технологическому образовательному пространству.
Результаты исследования. В статье на основе исследования представлен взгляд на дуальность обучения инженеров новой формации, на совмещение их теоретической подготовки с формированием способности к практическому решению задач производства. Показано, что трансдисциплинарность задаёт важнейший вектор развития технологического образования.
Выводы. Интеграция, транснационализация, информационная открытость, коммерциализация и цифровизация всех сторон жизни предъявляют новые требования к воспитанию, развитию, обучению инженера. В связи с этим стратегии, ценности, смыслы и модели поведения субъектов инженерного образования требуют нового понимания и анализа.

Об авторе

Т. Ю. Кротенко
Государственный университет управления; Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова
Россия

Кротенко Татьяна Юрьевна – кандидат философских наук, доцент кафедры теории и организации управления; внешний совместитель кафедры государственного управления и кадровой политики

109542, г. Москва, Рязанский пр-т, д. 99

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28



Список литературы

1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020–2035 // Образовательная политика. 2020. Т. 81. № 1. С. 76–87.

2. Брянская О. Л. Модели обучения, применяемые в современной мировой практике высших учебных заведений // Педагогические науки. 2021. Т. 111. № 5. С. 13–17.

3. Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Кадровое обеспечение системы технологического образования молодёжи: проблемы и пути решения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 60–72.

4. Крамаренко Н. С., Крюков Е. В. Микрообучение в непрерывном образовании педагога в мире VUCА // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 4. С. 156–167.

5. Меренков А. В., Мельникова О. Я. Практики организации подготовки инженерных кадров, востребованных индустрий 4.0 // Инженерное образование. 2021. № 29. С. 23–33.

6. Орешина М. Н. Применение искусственного интеллекта в инновационной деятельности промышленных предприятий // E-Management. 2021. Т. 4. № 1. С. 29–37.

7. Розин В. М. Рефлексия оснований междисциплинарного изучения социальности // Вопросы философии. 2020. № 1. С. 64–73.

8. Романова И. Н. Непрерывное образование при подготовке инженерных кадров // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 7–10.

9. Скрипкина Т. П. Транзитивно-турбулентное общество: проблемы личности и образования // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 2. С. 188–208.

10. Hansen D., Møller N. Conceptualizing dynamic capabilities in lean production: what are they and how do they develop? // Engineering Management Journal. 2016. Vol. 28. № 4. P. 194–208.

11. Haseeb M., Hussain H. I., Ślusarczyk B. Industry 4.0: A Solution towards Technology Challenges of Sustainable Business Performance // Social Sciences. 2019. Vol. 8. № 5. P. 54.

12. Henriques D., Pereira R., Almeida R., Mira da Silva M. IT Governance Enablers // Foresight and STI Governance. 2020. Vol. 14. № 1. P. 48–59.

13. Lokuge S., Sedera D., Grover V. Organizational readiness for digital innovation: development and empirical calibration of a construct // Information & Management. 2019. Vol. 56. № 3. P. 445–461.

14. Savage G., Franz A., Wasek J. S. Holacratic Engineering Management and Innovation // Engineering Management Journal. 2019. Vol. 31. № 1. P. 8–21.

15. Shpak N., Odrekhivskyi M., Doroshkevych K. Simulation of innovative systems under industry 4.0 conditions // Social Sciences. 2019. Vol. 8. № 7. P. 202.


Рецензия

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)