№ 1 (2010)
Скачать выпуск
PDF
7-10 50
Аннотация
В данной статье автор делит-
ся опытом взаимодействия общеобразователь-
ной школы и дополнительного образования.
Одной из основных задач педагогики является
гармоничное развитие личности ребенка и до-
стижение нового качества целостного образо-
вательного процесса. Личностно-развивающая
педагогика - это педагогика сегодняшнего дня,
это современная система дополнительного об-
разования детей.
ся опытом взаимодействия общеобразователь-
ной школы и дополнительного образования.
Одной из основных задач педагогики является
гармоничное развитие личности ребенка и до-
стижение нового качества целостного образо-
вательного процесса. Личностно-развивающая
педагогика - это педагогика сегодняшнего дня,
это современная система дополнительного об-
разования детей.
10-12 63
Аннотация
В статье рассматриваются ос-
новные положения системно-синергетической
парадигмы как одного из теоретических осно-
ваний проектирования педагогических техно-
логий в рамках педагогической системы инди-
видуально-дифференцированного обучения.
Педагогический процесс анализируется как
организованная стихийность, а субъекты про-
цесса - учитель и ученик - как сверхсложные и
уникальные системы.
новные положения системно-синергетической
парадигмы как одного из теоретических осно-
ваний проектирования педагогических техно-
логий в рамках педагогической системы инди-
видуально-дифференцированного обучения.
Педагогический процесс анализируется как
организованная стихийность, а субъекты про-
цесса - учитель и ученик - как сверхсложные и
уникальные системы.
12-16 39
Аннотация
В статье рассматривается
проблема создания новой образовательной
модели общего образования, которая опирает-
ся на расширенное толкование понятия «куль-
тура». Уделяется внимание организации само-
стоятельной научно-исследовательской работы
старших школьников. Проводится идея необхо-
димости гуманизации естественнонаучной со-
ставляющей школьного обучения
проблема создания новой образовательной
модели общего образования, которая опирает-
ся на расширенное толкование понятия «куль-
тура». Уделяется внимание организации само-
стоятельной научно-исследовательской работы
старших школьников. Проводится идея необхо-
димости гуманизации естественнонаучной со-
ставляющей школьного обучения
17-24 47
Аннотация
В данной статье раскрывает-
ся проблема проектной деятельности, которая
является основной технологией при разработ-
ке и реализации систем мониторинга в обра-
зовании. Мониторинг рассматривается как от-
слеживание состояния системы образования,
ее прогресса, и является способом фиксации
достижений и провалов через количественные
и качественные показатели. В системе общего
среднего образования функцию проектирова-
ния выполняет Программа развития школы.
ся проблема проектной деятельности, которая
является основной технологией при разработ-
ке и реализации систем мониторинга в обра-
зовании. Мониторинг рассматривается как от-
слеживание состояния системы образования,
ее прогресса, и является способом фиксации
достижений и провалов через количественные
и качественные показатели. В системе общего
среднего образования функцию проектирова-
ния выполняет Программа развития школы.
24-28 94
Аннотация
В статье рассматриваются
проблемы теории и практики обновления со-
держания современного образования в со-
ответствии с методологическим принципом
гуманитарности. На основе выявленных компо-
нентов гуманитарности автор раскрывает кри-
терии гуманитарной экспертизы содержания
современного школьного учебника.
проблемы теории и практики обновления со-
держания современного образования в со-
ответствии с методологическим принципом
гуманитарности. На основе выявленных компо-
нентов гуманитарности автор раскрывает кри-
терии гуманитарной экспертизы содержания
современного школьного учебника.
28-31 42
Аннотация
Идея подготовки специалис-
тов на основе социального заказа общества и
современной экономики приобрела популяр-
ность в практике управления образованием.
Такое внимание к проблеме связано с ожидани-
ями прогресса в развитии образования, с учас-
тием общественности и работодателей в отра-
ботке новых программ образования, которые
уже не могут создаваться только исключитель-
но академическим сообществом.
тов на основе социального заказа общества и
современной экономики приобрела популяр-
ность в практике управления образованием.
Такое внимание к проблеме связано с ожидани-
ями прогресса в развитии образования, с учас-
тием общественности и работодателей в отра-
ботке новых программ образования, которые
уже не могут создаваться только исключитель-
но академическим сообществом.
32-38 66
Аннотация
Высшую школу можно оха-
рактеризовать следующими признаками: целос-
тность и единство образовательного процесса;
многокомпонентная и иерархическая система;
множество системообразующих связей, кото-
рые обеспечивают эффективное функциониро-
вание всех составляющих на уровне педагоги-
ческой системы.
Основная цель деятельности современ-
ного высшего учебного заведения заключается
в мотивации человека к познанию и творчеству,
в осуществлении образовательных программ и
оказании различных услуг, которые отвечают
интересам и ожиданиям личности, общества и
государства. Решение этой проблемы рассмат-
ривается в предоставлении индивидуально
ориентированных форм обучения.
рактеризовать следующими признаками: целос-
тность и единство образовательного процесса;
многокомпонентная и иерархическая система;
множество системообразующих связей, кото-
рые обеспечивают эффективное функциониро-
вание всех составляющих на уровне педагоги-
ческой системы.
Основная цель деятельности современ-
ного высшего учебного заведения заключается
в мотивации человека к познанию и творчеству,
в осуществлении образовательных программ и
оказании различных услуг, которые отвечают
интересам и ожиданиям личности, общества и
государства. Решение этой проблемы рассмат-
ривается в предоставлении индивидуально
ориентированных форм обучения.
38-43 47
Аннотация
В рамках проблемы нравс-
твенных идеалов рассматривается ряд средств
воспитания гармонично развитой личности
- нравственное воспитание, воспитание рели-
гиозности, роль христианского учения в вос-
питании, гармония личного и общественного,
принцип доступности, а также взаимоотноше-
ния человека и божества. При этом ключевым
моментом в воспитании смиренномудрия явля-
ются определенные осознанные свободы воли.
Вместе с этим ставится вопрос об ортодоксаль-
ной христианской схеме взаимоотношений ро-
дителя и ребенка.
твенных идеалов рассматривается ряд средств
воспитания гармонично развитой личности
- нравственное воспитание, воспитание рели-
гиозности, роль христианского учения в вос-
питании, гармония личного и общественного,
принцип доступности, а также взаимоотноше-
ния человека и божества. При этом ключевым
моментом в воспитании смиренномудрия явля-
ются определенные осознанные свободы воли.
Вместе с этим ставится вопрос об ортодоксаль-
ной христианской схеме взаимоотношений ро-
дителя и ребенка.
43-47 81
Аннотация
С целью развития творческих
способностей учащихся профильных классов на
уроке целесообразно использовать интегриро-
ванное обучение. Оно позволяет формировать
целостное научное мировоззрение об окружа-
ющем мире, изучаемых явлениях; активизиро-
вать познавательную деятельность учащихся,
повышать качество усвоения изучаемого мате-
риала; создавать творческую обстановку в кол-
лективе учащихся, выявлять их способности и
особенности, развивать творческие способнос-
ти всех учащихся; повышать интерес учащихся
к получению знаний. Качество обучения будет
удовлетворять требованиям современного
мира только тогда, когда школьники овладева-
ют учебным материалом на достаточно высо-
ком уровне, смогут применять творчески свои
знания на практике в новых условиях.
способностей учащихся профильных классов на
уроке целесообразно использовать интегриро-
ванное обучение. Оно позволяет формировать
целостное научное мировоззрение об окружа-
ющем мире, изучаемых явлениях; активизиро-
вать познавательную деятельность учащихся,
повышать качество усвоения изучаемого мате-
риала; создавать творческую обстановку в кол-
лективе учащихся, выявлять их способности и
особенности, развивать творческие способнос-
ти всех учащихся; повышать интерес учащихся
к получению знаний. Качество обучения будет
удовлетворять требованиям современного
мира только тогда, когда школьники овладева-
ют учебным материалом на достаточно высо-
ком уровне, смогут применять творчески свои
знания на практике в новых условиях.
47-53 44
Аннотация
В статье рассмотрен процесс
формирования ответственности у студентов
педагогических вузов: выявлены характер и
уровни ответственности в традиционном учеб-
но-воспитательном процессе педагогическо-
го вуза (на примере МГОГИ г. Орехово-Зуево),
предложены эффективные формы работы по
формированию данного качества личности (уп-
ражнения со структурно-логическими схемами,
имитационная игра).
формирования ответственности у студентов
педагогических вузов: выявлены характер и
уровни ответственности в традиционном учеб-
но-воспитательном процессе педагогическо-
го вуза (на примере МГОГИ г. Орехово-Зуево),
предложены эффективные формы работы по
формированию данного качества личности (уп-
ражнения со структурно-логическими схемами,
имитационная игра).
57- 38
Аннотация
В данной статье автор рас-
крывает проблемы нового качества образова-
ния. Представлена совокупность показателей,
характеризующих эффективность деятельности.
Рассматривается управление качеством образо-
вания: планирование, обеспечение, управление
несоответствиями. Представлен компетентнос-
тный подход, обеспечивающий эффективность
образования, и ключевые компетенции как ус-
ловие качества образования.
крывает проблемы нового качества образова-
ния. Представлена совокупность показателей,
характеризующих эффективность деятельности.
Рассматривается управление качеством образо-
вания: планирование, обеспечение, управление
несоответствиями. Представлен компетентнос-
тный подход, обеспечивающий эффективность
образования, и ключевые компетенции как ус-
ловие качества образования.
58-63 45
Аннотация
Автор предлагает модель
обучения младшеклассников с пониженной или
искаженной мотивацией, включающую четыре
этапа: психолого-педагогическая диагностика и
анализ причин снижения или искажения моти-
вации; планирование коррекционной деятель-
ности; собственно деятельность по педагогичес-
кой коррекции мотивации; анализ результатов.
В ходе педагогического эксперимента данная
модель была наполнена практическим содер-
жанием и показала свою эффективность.
обучения младшеклассников с пониженной или
искаженной мотивацией, включающую четыре
этапа: психолого-педагогическая диагностика и
анализ причин снижения или искажения моти-
вации; планирование коррекционной деятель-
ности; собственно деятельность по педагогичес-
кой коррекции мотивации; анализ результатов.
В ходе педагогического эксперимента данная
модель была наполнена практическим содер-
жанием и показала свою эффективность.
64-66 44
Аннотация
Работа посвящена поиску но-
вых способов обучения химии, ориентирован-
ных на формирование и развитие экологических
компетенций, на готовность учащихся активно
использовать полученные знания в практичес-
кой деятельности по охране окружающей при-
родной среды.
вых способов обучения химии, ориентирован-
ных на формирование и развитие экологических
компетенций, на готовность учащихся активно
использовать полученные знания в практичес-
кой деятельности по охране окружающей при-
родной среды.
67-68 47
Аннотация
В статье рассматриваются
основы проектирования системы взаимодейс-
твия между педагогами и родителями учащих-
ся, исследуются характеристики проектировоч-
ной деятельности субъектов образовательного
процесса, анализируются этапы проектирова-
ния системы работы школы и семьей.
основы проектирования системы взаимодейс-
твия между педагогами и родителями учащих-
ся, исследуются характеристики проектировоч-
ной деятельности субъектов образовательного
процесса, анализируются этапы проектирова-
ния системы работы школы и семьей.
68-72 41
Аннотация
В теоретическом пространс-
тве дидактики до сих пор не существует единой
теории методов обучения. Ее созданию пре-
пятствуют мифы и заблуждения, маскирующие
собой реальную действительность. В данной
статье проанализирован миф об активных ме-
тодах обучения, который отвлекает усилия пе-
дагогов от решения действительных проблем
преподавания.
тве дидактики до сих пор не существует единой
теории методов обучения. Ее созданию пре-
пятствуют мифы и заблуждения, маскирующие
собой реальную действительность. В данной
статье проанализирован миф об активных ме-
тодах обучения, который отвлекает усилия пе-
дагогов от решения действительных проблем
преподавания.
72- 32
Аннотация
В статье сформулированы
особенности развития корпоративного профес-
сионального образования в условиях российс-
кого атомного энергопромышленного комплек-
са (РА ЭПК). Авторами проведен теоретический
и эмпирический анализ развития непрерывно-
го профессионального образования в атомной
отрасли.
особенности развития корпоративного профес-
сионального образования в условиях российс-
кого атомного энергопромышленного комплек-
са (РА ЭПК). Авторами проведен теоретический
и эмпирический анализ развития непрерывно-
го профессионального образования в атомной
отрасли.
76- 43
Аннотация
В статье раскрыты методо-
логические принципы и подходы, на которых
базируется дополнительное образование. В ос-
нове формирования системы дополнительного
образования детей лежит принцип дополни-
тельности и синергетический подход как новое
междисциплинарное направление, синтезиру-
ющее компоненты синергетического знания,
инициирующего глубокие изменения в методо-
логических основаниях современной науки.
логические принципы и подходы, на которых
базируется дополнительное образование. В ос-
нове формирования системы дополнительного
образования детей лежит принцип дополни-
тельности и синергетический подход как новое
междисциплинарное направление, синтезиру-
ющее компоненты синергетического знания,
инициирующего глубокие изменения в методо-
логических основаниях современной науки.
80-84 52
Аннотация
В данной статье автор рас-
сматривает теоретические основы и историю
проблемы проектирования технологии педа-
гогической поддержки школьников в совре-
менных условиях, которую характеризует как
стратегию и тактику образования двадцать пер-
вого века. Проблема рассматривается на осно-
ве сложности понимания системной природы
проектной деятельности в образовательной
среде. Ставится вопрос об умении субъекта об-
разовательного процесса анализировать ныне
существующие проектные технологии.
сматривает теоретические основы и историю
проблемы проектирования технологии педа-
гогической поддержки школьников в совре-
менных условиях, которую характеризует как
стратегию и тактику образования двадцать пер-
вого века. Проблема рассматривается на осно-
ве сложности понимания системной природы
проектной деятельности в образовательной
среде. Ставится вопрос об умении субъекта об-
разовательного процесса анализировать ныне
существующие проектные технологии.
84-88 30
Аннотация
В статье рассмотрена про-
цедура самооценки деятельности вуза: как
процесс всесторонней рефлексивной оценки
организационно-педагогической деятельнос-
ти коллектива с точки зрения его способности
гарантировать соответствие содержания, уров-
ня и качества подготовки выпускников требо-
ваниям ГОС и эффективность использования
ресурсов; как инструмент повышения качества
образовательного процесса и стимул к совер-
шенствованию всех сфер деятельности вуза.
цедура самооценки деятельности вуза: как
процесс всесторонней рефлексивной оценки
организационно-педагогической деятельнос-
ти коллектива с точки зрения его способности
гарантировать соответствие содержания, уров-
ня и качества подготовки выпускников требо-
ваниям ГОС и эффективность использования
ресурсов; как инструмент повышения качества
образовательного процесса и стимул к совер-
шенствованию всех сфер деятельности вуза.
89-95 40
Аннотация
Процесс нравственного вос-
питания позволяет создать специальные ус-
ловия для возникновения этических пережи-
ваний, их благоприятного протекания за счёт
эмоциональной поддержки. Однако педагогам
не всегда ясно, какие условия эффективно влия-
ют на развитие этических переживаний старше-
го дошкольника в образовательном процессе
ДОУ.
питания позволяет создать специальные ус-
ловия для возникновения этических пережи-
ваний, их благоприятного протекания за счёт
эмоциональной поддержки. Однако педагогам
не всегда ясно, какие условия эффективно влия-
ют на развитие этических переживаний старше-
го дошкольника в образовательном процессе
ДОУ.
95-98 47
Аннотация
В данной статье изложена
Концепция воспитательной системы средней
общеобразовательной школы № 71 города Ли-
пецка, цель которой ориентирована на воспи-
тание творчески развитой, социально ориен-
тированной личности со сформированными
навыками самообразования, самовоспитания и
саморазвития. Раскрываются задачи, функции,
принципы и педагогические условия, необхо-
димые для успешной реализации данной кон-
цепции
Концепция воспитательной системы средней
общеобразовательной школы № 71 города Ли-
пецка, цель которой ориентирована на воспи-
тание творчески развитой, социально ориен-
тированной личности со сформированными
навыками самообразования, самовоспитания и
саморазвития. Раскрываются задачи, функции,
принципы и педагогические условия, необхо-
димые для успешной реализации данной кон-
цепции
99-103 145
Аннотация
При реализации функцио-
нального принципа изучения единиц языка
лингвостилистический анализ текста играет
обучающую роль, так как знакомит учащихся с
текстовыми функциями глаголов и других час-
тей речи. В основе данного анализа лежит вы-
деление словесных рядов, которые образуют
композицию текста. Цель анализа - обнаруже-
ние знаков авторской позиции, что поможет
школьникам выйти на понимание основной
мысли текста.
нального принципа изучения единиц языка
лингвостилистический анализ текста играет
обучающую роль, так как знакомит учащихся с
текстовыми функциями глаголов и других час-
тей речи. В основе данного анализа лежит вы-
деление словесных рядов, которые образуют
композицию текста. Цель анализа - обнаруже-
ние знаков авторской позиции, что поможет
школьникам выйти на понимание основной
мысли текста.
104-113 46
Аннотация
Статья позволяет учителю
расширить возможности преподавания литера-
туры. Автор предлагает проведение нового вида
экскурсии - экскурсии-композиции. Использо-
вание нетрадиционной формы, основанной на
краеведческом материале, открывает реальные
пути преодоления трудностей, связанных с пре-
подаванием литературы.
В живой, увлекательной форме ведётся
повествование участниками экскурсии-компо-
зиции о сложном и трагическом периоде в жиз-
ни М. И. Цветаевой в Болшево.
Предложенный вид урока углубляет пред-
ставление о поэте, обогащает знаниями о жизни
и творчестве, пробуждает у школьников инте-
рес, даёт возможность глубже понять нелёгкую
судьбу М. И. Цветаевой, ощутить её незауряд-
ный литературный талант.
расширить возможности преподавания литера-
туры. Автор предлагает проведение нового вида
экскурсии - экскурсии-композиции. Использо-
вание нетрадиционной формы, основанной на
краеведческом материале, открывает реальные
пути преодоления трудностей, связанных с пре-
подаванием литературы.
В живой, увлекательной форме ведётся
повествование участниками экскурсии-компо-
зиции о сложном и трагическом периоде в жиз-
ни М. И. Цветаевой в Болшево.
Предложенный вид урока углубляет пред-
ставление о поэте, обогащает знаниями о жизни
и творчестве, пробуждает у школьников инте-
рес, даёт возможность глубже понять нелёгкую
судьбу М. И. Цветаевой, ощутить её незауряд-
ный литературный талант.
114-117 44
Аннотация
В статье автор исследует про-
блему понимания сознания человека как много-
уровневого и многомерного текста. На основе
теории В. Налимова рассматривается возмож-
ность соотнесения каждого уровня сознания с
адекватным ему языком как средством пости-
жения бытия. Данный подход может стать ос-
новным в понимании сущности гуманитарного
образования, ключевыми понятиями которого
выступают смыслы, сознание, мышление, язык,
текст.
блему понимания сознания человека как много-
уровневого и многомерного текста. На основе
теории В. Налимова рассматривается возмож-
ность соотнесения каждого уровня сознания с
адекватным ему языком как средством пости-
жения бытия. Данный подход может стать ос-
новным в понимании сущности гуманитарного
образования, ключевыми понятиями которого
выступают смыслы, сознание, мышление, язык,
текст.
117-120 52
Аннотация
Данная статья посвящена
проблеме преподавания математики в классах
гуманитарного направления в связи с перехо-
дом школ на профильно-дифференцированное
обучение, поиску путей повышения организа-
ции познавательной деятельности учащихся
классов гуманитарного направления, в част-
ности по математике. Пути поиска должны быть
направлены на обеспечение комплекса умений,
которые можно формировать средствами мате-
матики. Статья адресована учителям математи-
ки, работникам системы образования, а также
специалистам в области педагогики.
проблеме преподавания математики в классах
гуманитарного направления в связи с перехо-
дом школ на профильно-дифференцированное
обучение, поиску путей повышения организа-
ции познавательной деятельности учащихся
классов гуманитарного направления, в част-
ности по математике. Пути поиска должны быть
направлены на обеспечение комплекса умений,
которые можно формировать средствами мате-
матики. Статья адресована учителям математи-
ки, работникам системы образования, а также
специалистам в области педагогики.
120-125 41
Аннотация
В целях профилактики появ-
ления трудностей в обучении письму в млад-
шем школьном возрасте у детей с задержкой
психического развития, в дошкольном возрасте
необходимо предпринимать ряд мероприятий,
которые были бы направлены на предупрежде-
ние трудностей в обучении письму. Такие ме-
роприятия, прежде всего, вызваны усложнив-
шимся контингентом детей, воспитывающихся
в дошкольных учреждениях, которые в после-
дующем поступают в школу, в которой, в свою
очередь, усложнились требования приема пер-
воклассников.
ления трудностей в обучении письму в млад-
шем школьном возрасте у детей с задержкой
психического развития, в дошкольном возрасте
необходимо предпринимать ряд мероприятий,
которые были бы направлены на предупрежде-
ние трудностей в обучении письму. Такие ме-
роприятия, прежде всего, вызваны усложнив-
шимся контингентом детей, воспитывающихся
в дошкольных учреждениях, которые в после-
дующем поступают в школу, в которой, в свою
очередь, усложнились требования приема пер-
воклассников.
125-128 46
Аннотация
В данной статье рассматрива-
ются формы письменного мониторинга знаний,
умений и навыков студентов по иностранному
языку. Осуществляется описание стимулирую-
щей и мотивирующей функций контроля. Да-
ются характеристики тестирования как формы
контроля и рассматриваются его преимущес-
тва относительно других форм мониторинга.
Указывается целесообразность использование
тестирования для контроля лексической ком-
петенции. Рассматривается самоконтроля как
важная составная часть контроля.
ются формы письменного мониторинга знаний,
умений и навыков студентов по иностранному
языку. Осуществляется описание стимулирую-
щей и мотивирующей функций контроля. Да-
ются характеристики тестирования как формы
контроля и рассматриваются его преимущес-
тва относительно других форм мониторинга.
Указывается целесообразность использование
тестирования для контроля лексической ком-
петенции. Рассматривается самоконтроля как
важная составная часть контроля.
128-130 38
Аннотация
В статье рассматриваются
педагогические условия спецшколы открыто-
го типа для детей с девиантным поведением,
как совокупность мер, которые обеспечивают
достижение учащимися необходимого уровня
знаний, умений и навыков, а также социализа-
цию подростков в обществе.
педагогические условия спецшколы открыто-
го типа для детей с девиантным поведением,
как совокупность мер, которые обеспечивают
достижение учащимися необходимого уровня
знаний, умений и навыков, а также социализа-
цию подростков в обществе.
131-136 36
Аннотация
В статье описаны состав и
структура, функциональное назначение компо-
нентов учебно-методического пособия как ис-
кусственной образовательной системы, по сути
являющегося тренажером по освоению и ус-
воению изучаемых сведений. Раскрыто его со-
держательное наполнение на основании педа-
гогических принципов обучения и воспитания.
В обобщенном виде для тренажера раскрыто
понятие «паспорт учебника».
структура, функциональное назначение компо-
нентов учебно-методического пособия как ис-
кусственной образовательной системы, по сути
являющегося тренажером по освоению и ус-
воению изучаемых сведений. Раскрыто его со-
держательное наполнение на основании педа-
гогических принципов обучения и воспитания.
В обобщенном виде для тренажера раскрыто
понятие «паспорт учебника».
136-141 30
Аннотация
В статье описаны направле-
ния преобразования математической подготов-
ки студентов вузов на примере студентов, обу-
чающихся на психологических специальностях.
Конкретизированы элементы системы обуче-
ния, применительно к обучению математике и
указано, в каких направлениях эту систему мож-
но преобразовывать. В качестве подтверждения
указанных преобразований приведены резуль-
таты эксперимента, проводимого на факультете
психологии в 2008/2009 учебном году.
ния преобразования математической подготов-
ки студентов вузов на примере студентов, обу-
чающихся на психологических специальностях.
Конкретизированы элементы системы обуче-
ния, применительно к обучению математике и
указано, в каких направлениях эту систему мож-
но преобразовывать. В качестве подтверждения
указанных преобразований приведены резуль-
таты эксперимента, проводимого на факультете
психологии в 2008/2009 учебном году.
141-145 50
Аннотация
Важным в личностно ориен-
тированном подходе к образованию являются
специальные формы взаимодействия всех учас-
тников образовательного процесса (учеников,
учителей, родителей). Для решения этой задачи
использован кластерный подход к обучению.
Мы также рассматриваем кластерный подход
как один из современных и прогрессивных под-
ходов к обучению. В статье раскрывают суть
кластерного подхода и приведен пример урока
математики, построенного на основе кластер-
ного подхода.
тированном подходе к образованию являются
специальные формы взаимодействия всех учас-
тников образовательного процесса (учеников,
учителей, родителей). Для решения этой задачи
использован кластерный подход к обучению.
Мы также рассматриваем кластерный подход
как один из современных и прогрессивных под-
ходов к обучению. В статье раскрывают суть
кластерного подхода и приведен пример урока
математики, построенного на основе кластер-
ного подхода.
146-148 32
Аннотация
Этапы создания и развития
здоровьесберегающих технологий в высшем
учебном заведении: разработка модели, ста-
новление и развитие системы. Приоритетные
направления становления системы здоровьес-
берегающих технологий в вузе. Организация
психолого-педагогической поддержки в усло-
виях образовательно-воспитательного процес-
са в вузе.
здоровьесберегающих технологий в высшем
учебном заведении: разработка модели, ста-
новление и развитие системы. Приоритетные
направления становления системы здоровьес-
берегающих технологий в вузе. Организация
психолого-педагогической поддержки в усло-
виях образовательно-воспитательного процес-
са в вузе.
149-152 38
Аннотация
Современные исследования
показывают, что существует проблема совер-
шенствования существующих и разработка
новых методических подходов к повышению
квалификации учителей информатики. Для ре-
шения указанных проблем необходимо исполь-
зование формальных методов представления
знаний и организация процесса обучения на ос-
нове использования достижений кибернетики,
теории искусственного интеллекта в аспектах
развития и расширения понятий, принципов и
педагогических технологий.
показывают, что существует проблема совер-
шенствования существующих и разработка
новых методических подходов к повышению
квалификации учителей информатики. Для ре-
шения указанных проблем необходимо исполь-
зование формальных методов представления
знаний и организация процесса обучения на ос-
нове использования достижений кибернетики,
теории искусственного интеллекта в аспектах
развития и расширения понятий, принципов и
педагогических технологий.
153-156 44
Аннотация
В учебном процессе большое
внимание уделяется усвоению информации,
преобразующего характера. Следствие это-
го - деление информации на декларативную и
процедурную. Автор, рассматривая структуру
процедурной информации, предлагает класси-
фикацию на основе содержания процедуры.
внимание уделяется усвоению информации,
преобразующего характера. Следствие это-
го - деление информации на декларативную и
процедурную. Автор, рассматривая структуру
процедурной информации, предлагает класси-
фикацию на основе содержания процедуры.
156-159 30
Аннотация
В статье обоснованы и сфор-
мулированы принципы проектирования обра-
зовательных порталов управления знаниями.
Описана технология их использования в обра-
зовательном процессе.
мулированы принципы проектирования обра-
зовательных порталов управления знаниями.
Описана технология их использования в обра-
зовательном процессе.
159-162 30
Аннотация
В статье выдвинута гипотеза
о том, что при помощи специально созданной
программы развития творческого компонента
технологической подготовки в рамках элек-
тивного курса «Дизайн театрального костюма»
можно в значительной степени оптимизировать
процесс развития творческих способностей.
о том, что при помощи специально созданной
программы развития творческого компонента
технологической подготовки в рамках элек-
тивного курса «Дизайн театрального костюма»
можно в значительной степени оптимизировать
процесс развития творческих способностей.
163-168 45
Аннотация
Обсуждаются вопросы ис-
пользования виртуальных и натурных экспери-
ментов в процессе обучения физике. Отмеча-
ется, что виртуальные лаборатории органично
встраиваются в информационно-образователь-
ную среду учебного заведения, что, однако, не
исключает их изолированного применения.
Анализируются существующие пакеты про-
грамм, позволяющие реализовать виртуальные
эксперименты. Формулируются дидактические
требования к компьютерным моделям учебно-
го назначения.
пользования виртуальных и натурных экспери-
ментов в процессе обучения физике. Отмеча-
ется, что виртуальные лаборатории органично
встраиваются в информационно-образователь-
ную среду учебного заведения, что, однако, не
исключает их изолированного применения.
Анализируются существующие пакеты про-
грамм, позволяющие реализовать виртуальные
эксперименты. Формулируются дидактические
требования к компьютерным моделям учебно-
го назначения.
169-171 39
Аннотация
В статье изложены методи-
ческие принципы использования корпоратив-
ных порталов управления знаниями для ор-
ганизации адаптивного обучения, приведены
основные требования к формированию набора
учебных объектов.
ческие принципы использования корпоратив-
ных порталов управления знаниями для ор-
ганизации адаптивного обучения, приведены
основные требования к формированию набора
учебных объектов.
172- 60
Аннотация
В статье рассматривается
специфика электронного текста - его гипер-
текстовая основа. Особое внимание уделяется
размещению информации на СD или в сетях, а
также особенностям восприятия электронной
информации. В связи с этим подчеркивается
необходимость обучения старшеклассников
чтению сетевого текста с использованием эле-
ментов быстрого чтения.
специфика электронного текста - его гипер-
текстовая основа. Особое внимание уделяется
размещению информации на СD или в сетях, а
также особенностям восприятия электронной
информации. В связи с этим подчеркивается
необходимость обучения старшеклассников
чтению сетевого текста с использованием эле-
ментов быстрого чтения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
176-182 39
Аннотация
Предложено понятие «фунда-
ментальная профессиональная деятельность».
Принцип выделения фундаментальной профес-
сиональной деятельности является ведущим
принципом проектирования системы подготов-
ки учителя. В соответствии с этим принципом
определяются содержательный и процессуаль-
ный инварианты подготовки, обеспечивающие
накопление критического объема информации.
Этот критический объем необходим для само-
развития личности учителя.
ментальная профессиональная деятельность».
Принцип выделения фундаментальной профес-
сиональной деятельности является ведущим
принципом проектирования системы подготов-
ки учителя. В соответствии с этим принципом
определяются содержательный и процессуаль-
ный инварианты подготовки, обеспечивающие
накопление критического объема информации.
Этот критический объем необходим для само-
развития личности учителя.
183-185 47
Аннотация
В статье приводятся факты
из биографии Д.И. Менделеева связанные с его
деятельностью в области органической химии,
нефтяной промышленности, разработки пи-
роксилинового пороха, исследовании водных
растворов спирта, которые имеют практичес-
кое применение и в настоящее время. А также
рассматривается возможность использования
их на уроках органической химии в школе.
из биографии Д.И. Менделеева связанные с его
деятельностью в области органической химии,
нефтяной промышленности, разработки пи-
роксилинового пороха, исследовании водных
растворов спирта, которые имеют практичес-
кое применение и в настоящее время. А также
рассматривается возможность использования
их на уроках органической химии в школе.
186-188 31
Аннотация
В статье рассматривается
развитие эмоционально-ценностного и интел-
лектуального компонентов научного мировоз-
зрения учащихся на примере учебного предме-
та «Биология» с применением разработанной
автором методики. Реализация этой цели осу-
ществляется на материале по истории анатомии
и физиологии человека, позволяющий каждому
ученику сформировать свое понимание, отно-
шение к достижениям каждого этапа развития
науки
развитие эмоционально-ценностного и интел-
лектуального компонентов научного мировоз-
зрения учащихся на примере учебного предме-
та «Биология» с применением разработанной
автором методики. Реализация этой цели осу-
ществляется на материале по истории анатомии
и физиологии человека, позволяющий каждому
ученику сформировать свое понимание, отно-
шение к достижениям каждого этапа развития
науки
188-193 82
Аннотация
Статья посвящена методи-
ческому мышлению, которое рассматривается
как разновидность профессионального педа-
гогического мышления. В статье определены
компоненты содержания методического мыш-
ления и его связи с методическим мастерством.
Автор рассматривает методическое мышление
как одну из целей обучения будущего учителя в
педагогическом вузе, как важнейшее средство
управления деятельностью учителя.
ческому мышлению, которое рассматривается
как разновидность профессионального педа-
гогического мышления. В статье определены
компоненты содержания методического мыш-
ления и его связи с методическим мастерством.
Автор рассматривает методическое мышление
как одну из целей обучения будущего учителя в
педагогическом вузе, как важнейшее средство
управления деятельностью учителя.
194-197 32
Аннотация
В статье анализируется и
уточняется интегративное понятие «фольклор-
ная музыкальная традиция» в рамках широкой
культурологической трактовки категории «тра-
диция». Выявляется и характеризуется воспи-
тательный потенциал данного воспитательного
фактора. Рассматриваемый потенциал может
быть широко использован в социальном воспи-
тании школьников в современных социально-
культурных условиях.
уточняется интегративное понятие «фольклор-
ная музыкальная традиция» в рамках широкой
культурологической трактовки категории «тра-
диция». Выявляется и характеризуется воспи-
тательный потенциал данного воспитательного
фактора. Рассматриваемый потенциал может
быть широко использован в социальном воспи-
тании школьников в современных социально-
культурных условиях.
197-200 49
Аннотация
В статье рассматриваются
аспекты моделирования процесса воспитания
младших школьников средствами музыкаль-
ного фольклора с включением игрового ком-
понента как структурного и функционального
контекста в системе эмотивно-познавательных
контекстов данного средства. Подобная моде-
лирующая деятельность оптимизирует воспи-
тательный процесс, насыщая его новыми техно-
логическими возможностями.
аспекты моделирования процесса воспитания
младших школьников средствами музыкаль-
ного фольклора с включением игрового ком-
понента как структурного и функционального
контекста в системе эмотивно-познавательных
контекстов данного средства. Подобная моде-
лирующая деятельность оптимизирует воспи-
тательный процесс, насыщая его новыми техно-
логическими возможностями.
200-203 46
Аннотация
Приводятся сведения о дис-
сертациях по проблемам педагогического тес-
тирования, защищенным в СССР и РФ в 1971
- 2008 гг. Статья представляет интерес для пре-
подавателей, студентов, аспирантов, докторан-
тов и соискателей ученых степеней, для лиц, ин-
тересующихся проблемами тестирования
сертациях по проблемам педагогического тес-
тирования, защищенным в СССР и РФ в 1971
- 2008 гг. Статья представляет интерес для пре-
подавателей, студентов, аспирантов, докторан-
тов и соискателей ученых степеней, для лиц, ин-
тересующихся проблемами тестирования
204-206 44
Аннотация
Профессиональная подго-
товка учителей предполагает создание такой
учебной среды, в которой процесс обучения
развивается и в которой его функционирование
определяется системой социально значимых
функций, способствующих самовоспитанию
личности. В этом заключается суть профессио-
нальной культуры педагога.
товка учителей предполагает создание такой
учебной среды, в которой процесс обучения
развивается и в которой его функционирование
определяется системой социально значимых
функций, способствующих самовоспитанию
личности. В этом заключается суть профессио-
нальной культуры педагога.
206-209 31
Аннотация
В условиях социального
кризиса перед современным Российским об-
ществом особенно остро стоят проблемы со-
циализации личности подростка. Автор, решая
эту проблему, обращается к исследованию "со-
циализация личности подростка в процессе
физического воспитания на базе международ-
ного лагеря "Союз" в Словакии". Отмечается на-
учность и практическая значимость проведён-
ной экспериментальной работы. При этом
социализирующий элемент физического воспи-
тания определяется как новизна проведённого
исследования.
кризиса перед современным Российским об-
ществом особенно остро стоят проблемы со-
циализации личности подростка. Автор, решая
эту проблему, обращается к исследованию "со-
циализация личности подростка в процессе
физического воспитания на базе международ-
ного лагеря "Союз" в Словакии". Отмечается на-
учность и практическая значимость проведён-
ной экспериментальной работы. При этом
социализирующий элемент физического воспи-
тания определяется как новизна проведённого
исследования.
209-212 145
Аннотация
Организация духовно-нравс-
твенного воспитания детей осуществляется
через вовлечение обучающихся в различные
направления деятельности: через общешколь-
ные и классные мероприятия, систему дополни-
тельного образования, факультативные курсы,
систему классных часов, различные конкурсы,
викторины, индивидуальную работу с каждым
школьником. Воспитание сильной личности не-
возможно без духовно-нравственной базы.
твенного воспитания детей осуществляется
через вовлечение обучающихся в различные
направления деятельности: через общешколь-
ные и классные мероприятия, систему дополни-
тельного образования, факультативные курсы,
систему классных часов, различные конкурсы,
викторины, индивидуальную работу с каждым
школьником. Воспитание сильной личности не-
возможно без духовно-нравственной базы.
213-217 42
Аннотация
Управление качеством де-
ятельности заместителя директора школы по
воспитательной работе в современных услови-
ях обновления воспитания, является чрезвы-
чайно актуальной, так как разработка гуманис-
тических компонентов воспитания учащихся
позволяет развивать отношения сотрудничест-
ва, поиск средств и форм педагогической под-
держки процесса саморазвития личности, ее
самопознания и самоопределения. Реализация
этих задач возможна только, если они становят-
ся приоритетными в деятельности администра-
ции школы и, прежде всего заместителя дирек-
тора школы по воспитательной работе.
ятельности заместителя директора школы по
воспитательной работе в современных услови-
ях обновления воспитания, является чрезвы-
чайно актуальной, так как разработка гуманис-
тических компонентов воспитания учащихся
позволяет развивать отношения сотрудничест-
ва, поиск средств и форм педагогической под-
держки процесса саморазвития личности, ее
самопознания и самоопределения. Реализация
этих задач возможна только, если они становят-
ся приоритетными в деятельности администра-
ции школы и, прежде всего заместителя дирек-
тора школы по воспитательной работе.
217-220 34
Аннотация
В статье широко представлен
здоровьесберегающий компонент в професси-
ональной деятельности педагогов, обосновы-
вается необходимость обращения педагогов к
здоровьесберегающим технологиям.
здоровьесберегающий компонент в професси-
ональной деятельности педагогов, обосновы-
вается необходимость обращения педагогов к
здоровьесберегающим технологиям.
220-222 94
Аннотация
В данной статье речь идет об
обновлении системы общего среднего педаго-
гического образования. В результате появляет-
ся такая модель обучения как образовательный
маршрут. Раскрыта сущность задач тьютора при
организации образовательных маршрутов и их
содержательные параметры. Характеризуются
виды образовательных маршрутов и основания
для избрания одного из них.
обновлении системы общего среднего педаго-
гического образования. В результате появляет-
ся такая модель обучения как образовательный
маршрут. Раскрыта сущность задач тьютора при
организации образовательных маршрутов и их
содержательные параметры. Характеризуются
виды образовательных маршрутов и основания
для избрания одного из них.
223-225 144
Аннотация
данной статье анализируют-
ся понятия «компетенции» и «компетентности»,
обуславливаются их основные отличия, а также
рассматриваются их основные составляющие.
Автором раскрывается значение понятия ког-
нитивной компетентности и ее места среди
ключевых компетентностей развития личности.
Часть статьи посвящается описанию и анализу
процесса формирования когнитивной компе-
тентности. В данной работе предлагается вов-
лекать студентов в участие в самостоятельной
познавательной работе, так как когнитивная
компетентность формируется лишь в опыте
собственной деятельности, поэтому образова-
тельная среда должна выстраиваться таким об-
разом, чтобы студент оказывался в ситуациях,
способствующих их становлению - а именно в
процессе самостоятельной познавательной ра-
боты.
ся понятия «компетенции» и «компетентности»,
обуславливаются их основные отличия, а также
рассматриваются их основные составляющие.
Автором раскрывается значение понятия ког-
нитивной компетентности и ее места среди
ключевых компетентностей развития личности.
Часть статьи посвящается описанию и анализу
процесса формирования когнитивной компе-
тентности. В данной работе предлагается вов-
лекать студентов в участие в самостоятельной
познавательной работе, так как когнитивная
компетентность формируется лишь в опыте
собственной деятельности, поэтому образова-
тельная среда должна выстраиваться таким об-
разом, чтобы студент оказывался в ситуациях,
способствующих их становлению - а именно в
процессе самостоятельной познавательной ра-
боты.
225-230 72
Аннотация
В статье обозначены особен-
ности современного языкового образования,
раскрывается необходимость актуализации
регионального историко-педагогического опы-
та для совершенствования процесса обучения
иностранным языкам. Дается историко-педаго-
гический анализ становления учебного предме-
та «иностранный язык» в одном их российских
регионов, выделяются ведущие доминанты раз-
вития и ценность педагогических идей.
ности современного языкового образования,
раскрывается необходимость актуализации
регионального историко-педагогического опы-
та для совершенствования процесса обучения
иностранным языкам. Дается историко-педаго-
гический анализ становления учебного предме-
та «иностранный язык» в одном их российских
регионов, выделяются ведущие доминанты раз-
вития и ценность педагогических идей.
231-233 43
Аннотация
Образование должно стать
более индивидуализированным, функциональ-
ным и эффективны. Данная задача решается
через индивидуализацию и дифференциацию
профильного обучения с возможностью пост-
роения индивидуального учебного плана, ин-
дивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная траектория
учащегося позволяет формировать компетен-
ции учащихся.
более индивидуализированным, функциональ-
ным и эффективны. Данная задача решается
через индивидуализацию и дифференциацию
профильного обучения с возможностью пост-
роения индивидуального учебного плана, ин-
дивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная траектория
учащегося позволяет формировать компетен-
ции учащихся.
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)