Аннотация
Актуальность. В фокусе внимания автора статьи находится профессионально-ориентированный текст педагогического дискурса как средство профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов педагогической специальности.
Цель. Выявление критериев отбора профессионально-ориентированных текстов педагогического дискурса на основе анализа их лингвоструктурных особенностей.
Методы исследования. При проведении исследования применены методы обобщения, интерпретации и анализа научной литературы.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию обучения иноязычному чтению и методику преподавания иностранных языков в высшей школе.
Результаты исследования. В статье представлены основные лингвоструктурные особенности и характеристики профессионально-ориентированного текста педагогического дискурса, который является средством формирования умений и навыков профессионально направленного иноязычного чтения и источником расширения профессионального опыта обучающегося. На основе данных характеристик были выделены аспекты, которые должны быть приняты во внимание при отборе профессионально-ориентированных текстов педагогического дискурса.
Выводы. Профессионально-ориентированный иноязычный текст является средством формирования умений и навыков профессионально направленного иноязычного чтения, а также источником расширения профессионального опыта обучающегося с помощью профессионально-значимой информации, которая содержится в данном тексте. Учитывая лингвоструктурные особенности таких текстов, преподавателю необходимо принимать во внимание следующие критерии их отбора: насыщенность педагогической и методической терминологией, структура, аутентичность, степень сложности текста, проблемная заостренность, смысловая корректность и смысловая насыщенность. Выбор профессионально-значимых педагогических текстов в связи с вышеназванными критериями будет стимулировать повышение эффективности усвоения специальной педагогической терминологии, и в дальнейшем способствовать успешной подготовке студентов к применению на практике иностранного языка и навыков и умений педагогической деятельности.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность исследования вызвана необходимостью осмысления ценности патриотизма как приоритета государственной и образовательной политики России. В статье рассматриваются актуальные методологические и методические аспекты формирования патриотизма у молодёжи в современной России. Важность проблемы связывается с поиском идей, способных создать фундамент суверенитета и самобытного развития российского государства.
Цель – выявление организационно-педагогических условий формирования патриотизма у современной российской молодёжи.
Методами исследования выступали: анализ, синтез, систематизация, документарная экспертиза, обобщение.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены организационно-педагогические условия формирования патриотизма молодёжи в современных социокультурных условиях: опора на комплексность российской идентичности; формирование представлений о специфике России как государства и цивилизации, глубокое понимание и следование традиционным российским духовно-нравственным ценностям; акцент на формирование деятельностного характера патриотизма, гражданской ответственности и созидательной активности; сосредоточенность воспитательной работы на осознании и понимании молодёжью российских интересов, ценностей, исторической ответственности за будущее российского государства; грамотное обращение к эмоционально-чувственной сфере молодёжи; готовность организаторов воспитательной деятельности к аргументированному разговору о патриотическом воспитании.
Результаты исследования. Выявлена органическая связь категории патриотизма с проблемой идентичности, что позволит выделить виды патриотизма и, соответственно, методологические и методические инструменты его формирования. Охарактеризованы включённости проблематики патриотизма в современный дискурс традиционных российских ценностей. Раскрыты правовые инструменты формирования патриотизма в новой редакции Конституции России 2020 г. и в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Выявлены критерии патриотичности сознания и поведения человека, групп населения, народа в целом. Определены общеприменимые средства формирования патриотизма в процессе воспитательной работы в целом, а также в ходе образовательного процесса в вузах.
Выводы. Отмечены объективные препятствия деятельности по формированию патриотизма и условия её эффективности. Сделан акцент на комплексность и содержательность воспитательного воздействия, подчёркнута при этом необходимость нешаблонного и неформального подхода, важность не количества протокольных мероприятий в календарном плане воспитательной работы и в программах воспитательной работы, а выверенной ценностной основы патриотического воспитания. В работе были сформулированы соответствующие методические рекомендации.
Актуальность. В статье раскрывается активный поиск путей решения проблем профилактики мобильной зависимости подростков, осуществляемый учёными в области педагогики, психологии и медицины и развивающийся в двух направлениях: изучение непосредственно самого процесса профилактики мобильной зависимости несовершеннолетних с определением структуры, форм и методов её организации, а также рассмотрение вопросов реализации этого поведения несовершеннолетних в таких видах, как кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернет-зависимость).
Цель. Обоснование аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков.
Методология и методы исследования. Методологическую основу предпринятого исследования составляют содержательные основы аксиологического подхода в контексте профилактики мобильной зависимости подростков. Изыскание проводилось с использованием сравнительного анализа источников и содержания анализируемых дефиниций, синтеза полученной информации по вопросам профилактики мобильной зависимости, систематизации и обобщения при уточнении исследуемых понятий. Методами исследования послужили анализ и обобщение научно-педагогической литературы, сравнение, сопоставление, моделирование.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при организации непосредственно профилактической работы с несовершеннолетними, проявляющими поведенческие отклонения, связанные с мобильной зависимостью. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия профилактики мобильной зависимости подростков, которое недостаточно исследовано в трудах учёных-педагогов и психологов в контексте аксиологических оснований названной деятельности. Практическая значимость заключена в определении основы формирования у несовершеннолетних системы ценностей, базирующейся на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.
Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести выявление аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков, опирающихся на ценностные аспекты организации их жизнедеятельности и ориентирование в работе с ними на выработку ценностного мировоззрения гуманистического характера.
Выводы. Процесс профилактики мобильной зависимости подростков объективно может опираться на аксиологические основания этой деятельности, основанной на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.
Аннотация
Актуальность. Актуальность темы статьи заключается в том, что роль церковнославянского языка в духовно-нравственном воспитании современной молодежи чрезвычайно велика. Церковнославянский язык на протяжении более чем тысячи лет был хранителем русского и других славянских языков. В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос о судьбе церковнославянского языка, его роли в жизни современной России, преподавании языка в условиях модернизации современного духовного образования.
Цель – проанализировать и обобщить актуальные проблемы, связанные с современной практикой преподавания церковнославянского языка в духовных школах Русской Православной Церкви.
Методы исследования. В процессе исследования применялся метод сравнительного анализа – при обзоре различных мнений по указанному вопросу. Метод обобщения, синтеза и богословской интерпретации – для формулировки выводов и выявления литургического статуса церковнославянского языка. В статье выявляются положительные и отрицательные тенденции различных образовательных моделей, подчеркиваются особенности современной методики преподавания, приводятся рекомендации ведущих специалистов в данной области.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Новизна исследования заключается в том, что автор синтезирует традиции и современные методики преподавания.
Результаты исследования. В процессе обучения церковнославянскому языку необходимо взращивать в студентах уверенность в том, что церковнославянский язык не теряет своей актуальности и представляет собой большую ценность, как для самого образовательного процесса, так и для богословской науки в целом.
Выводы. Учитывая некоторые ошибки прошлого, можно выстроить оптимальную программу обучения церковнославянскому языку, для реализации которой нужны высококвалифицированные преподаватели. Данная дисциплина в программах духовных семинарий и академий актуализирует прошлое в настоящем.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью в преодолении трудностей детей-инофонов в изучении русского языка в начальной школе и в выявлении соответствующего методического обеспечения педагогов.
Цель. Уточнение содержания работы педагогов с учащимися-инофонами и способов его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методы исследования. Проведен сопоставительный контент-анализ методики обучения русскому языку в начальной школе, методики обучения русскому языку как иностранному и данных теории и практики логопедии, касающихся этапов, содержания и методов речевой работы с детьми младшего школьного возраста. Проведено эмпирическое исследование обучения детей-инофонов русскому языку в начальных классах для уточнения содержания и способов соответствующей работы учителя и логопеда.
Теоретическая и практическая значимость. Обосновано содержание речевой работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, необходимое для успешного освоения ими предмета «Русский язык»; уточненa процедура отбора данного содержания и способы его реализации в процессе обучения младших школьников-инофонов с учетом нормативных требований соответствующей общеобразовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы учителями и логопедами, работающими с учениками-инофонами в начальной школе.
Результаты. Отобрано дополнительное к программе по русскому языку содержание работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, посильное для учащихся названной категории и необходимое для подготовки их к выполнению требований общеобразовательной программы по русскому языку. Выявлены приемы и средства работы учителя и логопеда с учащими-инофонами, способствующие успешному освоению ими общеобразовательной программы по русскому языку.
Выводы. Дополнительная речевая работа с детьми-инофонами включает тренировку в понимании инструкций, смысловых связей в повествовательных и вопросительных предложениях; коррекцию, уточнение и расширение их словаря. Содержание данной работы отбирается с учетом языковой интерференции и результатов обследования речи; реализуется логопедом. На уроке русского языка наиболее эффективными являются: объяснительно-иллюстративный метод с элементами моделирования проблемы, приемы ассоциаций, введение дидактического героя с подобным инофону уровнем владения языком; развернутые алгоритмы способов предметных действий. Достижение метапредметных результатов обучения русскому языку осуществляется за счет формирования и развития посильных для инофонов универсальных учебных действий, к которым относятся анализ, синтез, сравнение; моделирование; извлечение конкретной информации; восприятие вопроса и его формулировка. Перечисленные умения осваиваются за счет копирования образцов аналогичных действий.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Актуальность.
Статья посвящена одной из важных теории ошибок при переводе – эрратологии. Представлены результаты эксперимента, направленного на выявление и классификацию типичных ошибок при переводе с персидского языка на русский язык на среднем этапе обучения русскому языку в иранской аудитории.
Цель.
Целью исследования считается представление типичных ошибок преподавателям и студентам русского языка в Иране для предотвращения этих ошибок в речи студентов.
Методы исследования.
С точки зрения методологии, настоящее исследование является описательным исследованием, проведенным применением комплексного подхода. Статистическая совокупность этого исследования включала учащихся мужского и женского пола среднего этапа обучения русскому языку университета имени Алламе Табатабаи. Шестьдесят учащихся мужского и женского пола были отобраны методом случайной многоступенчатой выборки и ответили на наши вопросы.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость.
Новизна этого исследования заключается в том, что в первый раз типичные ошибки персоговорящих учащихся рассматриваются с применением теории ошибок – эрратологии.
Результаты исследования.
В статье классифицируются типичные ошибки персоговорящих студентов, изучающих русский язык на среднем этапе обучения, и представляются некоторые пути их предотвращения.
Выводы.
Эрратология помогает преподавателям русского языка в иранской аудитории признавать типичные ошибки студентов и избегать этих ошибок при переводе с персидского языка на русский.
Актуальность исследования. Процессы глобализации в современном мире определяют необходимость преподавания профессионально ориентированного языка и, соответственно, профессионально ориентированного перевода, что необходимо учитывать при составлении учебных программ и написании учебно-методических пособий.
Цель работы: предложить методику преподавания специального вида перевода на примере устного политического перевода. Политический перевод – весьма важная составляющая при обучении устному переводу, так как навыки перевода в этой области позволяют выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда и при приеме на работу в таких областях как, например, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, пресса и пр.).
Методы исследования. Автор рассматривает основы преподавания политического перевода на всех уровнях: синтаксическом, лексическом, стилистическом. На синтаксическом уровне комментируются различия в грамматической структуре предложений политического английского и русского языков из-за различия отношений тема-рема. На лексическом и стилистическом уровнях внимание студентов акцентируется на конкретных языковых явлениях и стилистических особенностях свойственных политическому английскому. Автором предлагается целый комплекс упражнений призванный развивать навыки политического перевода.
Научная новизна и практическая значимость определяются оригинальной разработанной методикой преподавания специального вида перевода (на примере политического перевода), которая системно представлена в пособии.
Результаты исследования: политический перевод, хотя и характеризуется разнообразием типов текстов, имеет в основе набор определенных навыков, которые автор предлагает выделять и развивать, предлагая необходимое учебно-методическое сопровождение с учетом требований современного лингвистического образования в целом, и требований, предъявляемых переводчику, в частности.
Выводы: предложенная методика преподавания и разработанный обширный комплекс упражнений обучит студентов специальному виду перевода (политическому переводу) и сделает выпускников профессиональными и конкурентоспособными. Методическую основу пособия можно применить к обучению любым другим видам специального перевода.
Актуальность. Автор рассуждает о традиционных академических принципах трактовки скульптурных ученических работ, которые призваны остаться базовыми, и их внедрения в сферу разнообразных визуальных коммуникаций. Актуальность обозначается тем, что современная школа разных уровней, быстрыми темпами внедряющая в учебный процесс разнообразные средства визуализации, все же нуждается в корректировке и серьезном анализе результативности используемых средств.
Цель. Целью статьи является определение уровня значимости новых визуальных средств в интерпретации студенческих пластических работ, нацеленных на высокий результат.
Методы исследования. В статье используется аналитический метод характеристики скульптурного образа в контексте современных визуальных коммуникаций. С целью применения новых виртуальных возможностей в учебном процессе органичным выступает сравнительный метод, позволяющий привлечь схожие исторические аналогии в оценке эстетических качеств произведений, чему также способствует искусствоведческий метод анализа.
Научная новизна. Теоретическая/практическая значимость. В среде все расширяющейся значимости компьютерных информационных технологий реальный пластический образ оказывается наиболее ценным как прямое выражение авторской мысли, стиля, эпохи. Можно предположить, что постановка еще недостаточно исследованного вопроса о его ценности подведет к новым суждениям и выводам в широкой среде интеллектуалов: педагогических работников, культурологов, социологов, искусствоведов. В данной сфере необходимы серьезные методические разработки для всех звеньев образования.
Результаты исследования. Произведенный анализ показал, что в современном учебном процессе, насыщенном новыми техническими средствами визуализации, реальный скульптурный образ, выполненный руками учащегося, обретает особую значимость. В виртуальной среде он призван дополнить свои характеристики, способствуя раскрытию новых граней познания.
Выводы. Автор приходит к выводу, что использование современных приемов визуализации выступает дополнительными средствами познания, призванных оказывать помощь в обучении, расширять кругозор восприятия материи, но не заменять собой реальный многосторонний мир.
Актуальность. В статье рассмотрены содержание и пути формирования надпрофессиональных компетенций самоорганизации и самообразования студентов технического вуза, наличие которых обеспечит будущему специалисту возможность эффективно и постоянно повышать свою компетентность в профессиональной деятельности. Цель статьи – обозначить элементы программы обучения, внедрение которых будет способствовать формированию и развитию надпрофессиональной компетенции самоорганизации и саморазвития. Результаты исследования. Авторами выявлено, что надпрофессиональные компетенции складываются из нескольких групп когнитивных универсальных учебных действий, освоение которых связано с обработкой информации, ее адекватным восприятием, логическим ее структурированием, дополнением и обогащением. Не менее важными в формировании надпрофессиональных компетенций выступают умения авторефлексии и соответствующие этапам авторефлексии универсальные учебные действия. Итогом работы становится построение студентами обобщенного алгоритма работы с научной информацией, применение которого в каждых конкретных условиях дальнейшей познавательной деятельности предполагает некоторые модификации в зависимости от конкретных условий работы. Выводы. В результате проведенного опытного обучения наблюдались ускорение темпа и повышение качества студенческих работ, значительное усиление интереса обучающихся к деятельности алгоритмизации и осмысленного использования когнитивных механизмов и мыслительных операций, стремление к оптимизации своей учебной работы и достижению устойчивых положительных результатов, поиску и применению индивидуальных приемов самообразования и способов трансфера полученных знаний, умений и навыков.
Актуальность. Электронный лабораторный практикум способствует развитию навыков экспериментального исследования естественнонаучных законов природы при изучении физики, которые формируют общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Цель исследования – применение электронного лабораторного практикума в учебном процессе физики студентами вузов для формирования общепрофессиональных компетенций.
Методы исследования. Нами были проанализированы возможности использования электронных лабораторных установок для выполнения экспериментальных исследований по физике студентами вузов. Была разработана технологическая модель организации теоретической, практической и экспериментальной частей лабораторного практикума. На основе модели описана инструкция оформления электронного лабораторного практикума в виде технологической карты. Представлен пример применения электронной лаборатории для исследования дискретности энергий атомов ртути опытами Франка и Герца раздела квантовой физики.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что разработана методика обучения физики, основанная на применении электронного лабораторного практикума в образовательном процессе. Выявлены соответствия между знаниевым, умениевым и владениевым компонентами компетенций и задачами образовательной деятельности, обеспечивающими успешную реализацию обучения. Практическая значимость исследования заключается в приведении примера использования электронного лабораторного практикума из атомной физики, формирующего общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Результаты исследования. Педагогический эксперимент оценил эффективность использования электронного лабораторного практикума методом 𝛘2 критерия Пирсона студентов Московского государственного университета технологии и управления имени К. Г. Разумовского. Установлено, что студенты, изучающие курс физики с применением электронных лабораторных установок, успешно усвоили систему знаний, практических умений и способов экспериментальной деятельности, формирующие общепрофессиональные компетенции.
Вывод. Электронный лабораторный практикум способствует формированию профессиональных компетенций у студентов вуза.
Актуальность исследования вызвана необходимостью раскрыть специфику использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников, проводимых в техническом университете.
Цель данной работы – обобщить и проанализировать опыт включения ситуационных задач в олимпиады по математике, показать связь предлагаемых для решения ситуационных задач не только с математикой, но и знаниями, полученными в процессе изучения других школьных предметов, таких как физика, информатика; показать связь тематических заданий с профориентацией технического университета имени Н.Э. Баумана на космическую отрасль.
Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, статистические методы.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Показана связь олимпиадных ситуационных задач по математике в техническом вузе с выявлением одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способные к техническому творчеству и инновационному мышлению. Указана значимость заданий в формировании у школьников представление о математике как фундаментальной дисциплине, применение методов и средств которой позволяет решать прикладные, в том числе и профессиональные задачи.
Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов доказана целесообразность использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе. Решая ситуационные задачи, учащийся комплексно работает с информацией, поэтапно совершая интеллектуальные операции, используя при этом как предметные, так и межпредметные и метапредметные знания. Знакомство с такого рода заданиями способствует формированию у обучаемого интереса к предмету и росту мотивации по его изучению. Выявлены и проанализированы основные ошибки, возникающие при решении ситуационных задач.
Выводы. Делается вывод о важности включения в математические олимпиады школьников ситуационных задач, способствующих получению профессионально значимых знаний в техническом вузе.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность исследования вызвана необходимостью модернизации высшего образования в условиях внедрения цифровых технологий и подготовки специалистов, обладающих цифровым мышлением и цифровыми компетенциями.
Цель – обоснование постановки и разработка методики проведения лабораторного практикума по курсу общей физики с применением современного цифрового оборудования и программного обеспечения.
Методы исследования. Исследования опираются на методологию проведения лабораторного практикума по курсу общей физики, основанную на многолетнем опыте работы преподавателей Института физики и математики Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ). Применяется аналитический метод при анализе и классификации современного лабораторного оборудования по физике.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Разработана методика проведения лабораторного практикума по курсу общей физики, которая позволит подготовить выпускников образовательных программ по естественно-научным направлениям, обладающих необходимыми навыками и компетенциями в условиях цифровой трансформации вузов.
Результаты исследования. Предложен лабораторный практикум по курсу общей физики для вузов с применением цифровых технологий. Дан анализ современного цифрового оборудования, используемого при проведении лабораторных работ. Проведена классификация работ по методике проведения эксперимента и обработки результатов с применением программного обеспечения.
Выводы. Использование цифрового оборудования при проведении физического лабораторного практикума в вузах способствует повышению качества обучения студентов, повышает их мотивацию и способствует формированию цифровых и исследовательских компетенций, что является необходимым условием подготовки современных специалистов в условиях цифровой трансформации современного общества.
Актуальность исследования вызвана необходимостью раскрыть специфику использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников, проводимых в техническом университете.
Цель данной работы – обобщить и проанализировать опыт включения разработанных авторами статьи ситуационных задач в олимпиады по математике; показать связь предлагаемых для решения ситуационных задач не только с математикой, но и со знаниями, полученными в процессе изучения других школьных предметов, таких как физика, информатика; показать связь тематических заданий с профориентацией технического университета имени Н. Э. Баумана на космическую отрасль; систематизировать основные ошибки, возникающие при решении ситуационных задач; провести сравнительный анализ степени решаемости школьниками ситуационных задач с «традиционными» олимпиадными задачами; разработать алгоритм аргументированного оценивания решения каждой задачи.
Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, статистические методы.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Показана связь олимпиадных ситуационных задач по математике в техническом вузе с выявлением одарённых школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению. Составлена классификация типов ситуационных задач, включаемых в математические олимпиады для школьников с учётом специфики технического вуза. Разработан алгоритм оценивания решения каждой предлагаемой для решения задачи. Указаны значимость заданий в формировании у школьников представления о математике как фундаментальной дисциплине, важность применения методов и средств, которые позволяют решать прикладные, в том числе и профессиональные, задачи.
Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов доказана целесообразность использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе. Решая ситуационные задачи, учащийся комплексно работает с информацией, поэтапно совершая интеллектуальные операции, используя при этом как предметные, так и межпредметные и метапредметные знания. Знакомство с такого рода заданиями способствует формированию у обучаемого интереса к предмету и росту мотивации по его изучению. Выявлены и проанализированы основные ошибки, возникающие при решении ситуационных задач.
Выводы. Делается вывод о важности включения в математические олимпиады школьников ситуационных задач, способствующих получению профессионально значимых знаний в техническом вузе.
Актуальность. Стремительное развитие информационных технологий обуславливает значимость процесса цифровизации системы образования в Российской Федерации. Цифровизация внедрила в образовательный процесс изучения физики инновационные возможности, способствующие визуализации изучаемых явлений природы, а также позволила исследовать с точки зрения решения экспериментальных задач. Приобретаемые навыки способствуют развитию личностных качеств обучаемых для их будущей профессиональной деятельности и, как следствие, формируют в них компетенции. Использование электронного лабораторного практикума на занятиях физики способствует развитию навыков экспериментального исследования естественнонаучных законов природы при изучении физики, которые формируют общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Цель исследования – разработать образовательную методику включения электронного практикума в учебный процесс по физике для формирования общепрофессиональных компетенций студентов вуза.
Методы исследования. Нами были проанализированы возможности использования электронных лабораторных установок для выполнения экспериментальных исследований по физике студентами вузов. Была разработана технологическая модель организации теоретической, практической и экспериментальной частей лабораторного практикума. На основе модели описана инструкция оформления электронного лабораторного практикума в виде технологической карты. Представлен пример применения электронной лаборатории для исследования дискретности энергий атомов ртути опытами Франка и Герца, раздела квантовой физики.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что разработана методика обучения физике, основанная на применении электронного лабораторного практикума в образовательном процессе. Выявлены соответствия между знаниевым, умениевым и владениевым компонентами компетенций и задачами образовательной деятельности, обеспечивающими успешную реализацию обучения. Практическая значимость исследования заключается в приведении примера использования электронного лабораторного практикума из атомной физики, формирующего общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Результаты исследования. Статистическая обработка данных педагогического эксперимента осуществлялась методом 𝛘2 критерия Пирсона. Она позволила оценить эффективность использования электронного лабораторного практикума при обучении студентов Московского государственного университета технологии и управления имени К. Г. Разумовского. Установлено, что студенты, изучающие курс физики с применением электронных лабораторных установок, успешно усвоили систему знаний, практических умений и способов экспериментальной деятельности, формирующих общепрофессиональные компетенции.
Вывод. Электронный лабораторный практикум способствует формированию профессиональных компетенций у студентов вуза.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления трудностей детейинофонов в изучении русского языка в начальной школе и в выявлении соответствующего методического обеспечения педагогов.
Цель исследования состоит в том, чтобы уточнить содержание работы педагогов с учащимися-инофонами и способы его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Методы исследования. Проведён сопоставительный контент-анализ методики обучения русскому языку в начальной школе, методики обучения русскому языку как иностранному и данных теории и практики логопедии, касающихся этапов, содержания и методов речевой работы с детьми младшего школьного возраста. Проведено эмпирическое исследование обучения детей-инофонов русскому языку в начальных классах для уточнения содержания и способов соответствующей работы учителя и логопеда.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём уточнено содержание работы педагогов с учащимисяинофонами и способы его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Обосновано содержание речевой работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, необходимое для успешного освоения ими предмета «Русский язык». Определены процедура отбора данного содержания и способы его реализации в процессе обучения младших школьников-инофонов с учётом нормативных требований соответствующей общеобразовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы учителями и логопедами, работающими с учениками-инофонами в начальной школе.
Результаты. Отобрано дополнительное к программе по русскому языку содержание работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, посильное для учащихся названной категории и необходимое для подготовки их к выполнению требований общеобразовательной программы по русскому языку. Выявлены приёмы и средства работы учителя и логопеда с учащими-инофонами, способствующие успешному освоению ими общеобразовательной программы по русскому языку.
Выводы. Дополнительная речевая работа с детьми-инофонами включает: тренировку в понимании инструкций, смысловых связей в повествовательных и вопросительных предложениях; коррекцию, уточнение и расширение их словаря. Содержание данной работы отбирается с учётом языковой интерференции и результатов обследования речи, реализуется логопедом. На уроке русского языка наиболее эффективными являются: объяснительно-иллюстративный метод с элементами моделирования проблемы, приёмы ассоциаций, введение дидактического героя с подобным инофону уровнем владения языком, развёрнутые алгоритмы способов предметных действий. Достижение метапредметных результатов обучения русскому языку осуществляется за счёт формирования и развития посильных для инофонов универсальных учебных действий, к которым относятся анализ, синтез, сравнение, моделирование, извлечение конкретной информации, восприятие вопроса и его формулировка. Перечисленные умения осваиваются за счёт копирования образцов аналогичных действий.
Актуальность исследования вызвана необходимостью осмысления новых приёмов трёхмерного компьютерного 3D-моделирования и их использования в сфере разнообразных визуальных коммуникаций высшей школы, которые наряду с традиционными формами академического обучения призваны стать фундаментальными. В наше время они всё активнее внедряются в образовательный процесс. Современная школа разных уровней быстрыми темпами внедряет в образовательную среду разнообразные средства визуализации, в частности, большую популярность приобретает 3D-моделирование.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть особенности процесса моделирования архитектурного образа в компьютерных 3D-программах, реализуемых студентами, и результаты их экспериментов.
Методы исследования. В статье используется системный метод анализа, который предусматривает описание эксперимента 3D-моделирования, его аналитический разбор, включая все стадии данного процесса в рамках проектной дизайнерской деятельности, помогающий фиксировать последовательные этапы архитектурного конструирования, использования различных материалов, фактур и пр. С целью применения новых средств визуализации в учебном процессе органичным выступает искусствоведческий метод, дающий возможность привлечь схожие исторические аналогии в оценке эстетических качеств произведений, дать характеристику архитектурного образа в контексте современных визуальных коммуникаций. Культурологический подход позволяет определить место новых технологий в системе современного образования и культуры в целом.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна, исследования состоит в том, что в нём раскрыты особенности процесса моделирования архитектурного образа в компьютерных 3D-программах, реализуемых студентами, и особенности результатов их экспериментов. Включённость архитектуры в образовательный процесс компьютерного моделирования – явление относительно новое. Исторически сложившийся традиционный художественный образ выступает носителем авторской мысли, стиля, эпохи. Погружённый в среду информационных компьютерных технологий, он приобретает другое качество, становится более технологичным, при этом он способен утратить авторское индивидуальное начало. Можно предположить, что постановка ещё недостаточно исследованного вопроса о его ценности подведёт к новым суждениям и выводам в широкой среде интеллектуалов: педагогических работников, культурологов, социологов, искусствоведов. В данной сфере необходимы серьёзные методические разработки для всех звеньев образования.
Результаты исследования. Произведённый анализ показал, что в современном учебном процессе, насыщенном новыми техническими компьютерными средствами визуализации, реальный архитектурный образ, выполненный руками студентов, обретает особую значимость. Средствами компьютерного 3D-показа он призван обогащать свои характеристики, способствуя раскрытию новых граней познания.
Выводы. Автор приходит к выводу, что использование современных приёмов визуализации выступает дополнительными средствами познания, призванными оказывать помощь в обучении, расширять кругозор восприятия материи, но не заменять собой реальный многосторонний мир.
Актуальность. Статья посвящена одной из важных теорий – теории ошибок при переводе – эрратологии. Представлены результаты эксперимента, направленного на выявление и классификацию типичных ошибок при переводе с персидского языка на русский язык на среднем этапе обучения русскому языку в иранской аудитории.
Цель – представление типичных ошибок преподавателям и студентам русского языка в Иране для предотвращения этих ошибок в речи студентов.
Методы исследования. С точки зрения методологии, настоящее исследование является описательным исследованием, проведённым с применением комплексного подхода и системного анализа. Статистическая совокупность этого исследования включала учащихся мужского и женского пола среднего этапа обучения русскому языку университета имени Алламе Табатабаи. Шестьдесят учащихся мужского и женского пола были отобраны методом случайной многоступенчатой выборки для участия в опросе.
Научная новизна. Новизна этого исследования заключается в том, что впервые типичные ошибки персоговорящих учащихся рассматриваются с применением теории ошибок – эрратологии.
Результаты исследования. В статье классифицируются типичные ошибки персоговорящих студентов, изучающих русский язык на среднем этапе обучения, и представляются некоторые пути предотвращения этих ошибок.
Выводы. Эрратология помогает преподавателям русского языка в иранской аудитории найти типичные ошибки студентов и избегать этих ошибок при переводе с персидского языка на русский.
Актуальность. В фокусе внимания автора статьи находится профессионально-ориентированный текст педагогического дискурса как средство профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов педагогической специальности.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить критерии отбора профессионально-ориентированных текстов педагогического дискурса на основе анализа их лингвоструктурных особенностей.
Методы исследования. При проведении исследования применены методы обобщения, интерпретации и анализа научной литературы.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования определена тем, что в нём раскрыто комплексное понятие «профессионально-ориентированный текст педагогического дискурса», а также определены его сущность и лингвоструктурные особенности. Результаты исследования вносят вклад в теорию обучения иноязычному чтению и методику преподавания иностранных языков в высшей школе. Проведён анализ учебно-методической и специальной литературы по проблеме исследования. Обобщённый материал и выводы научной работы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения темы исследования.
Результаты исследования. В статье представлены основные лингвоструктурные особенности и характеристики профессионально-ориентированного текста педагогического дискурса, который является средством формирования умений и навыков профессионально направленного иноязычного чтения и источником расширения профессионального опыта обучающегося. На основе данных характеристик были выделены аспекты, которые должны быть приняты во внимание при отборе профессионально-ориентированных текстов педагогического дискурса.
Выводы. Профессионально-ориентированный иноязычный текст является средством формирования умений и навыков профессионально направленного иноязычного чтения, а также источником расширения профессионального опыта обучающегося с помощью профессионально-значимой информации, которая содержится в данном тексте. Учитывая лингвоструктурные особенности таких текстов, преподаватель должен принимать во внимание следующие критерии их отбора: насыщенность педагогической и методической терминологией, структура, аутентичность, степень сложности текста, проблемная заострённость, смысловая корректность и смысловая насыщенность. Выбор профессионально-значимых педагогических текстов в связи с вышеназванными критериями будет стимулировать повышение эффективности усвоения специальной педагогической терминологии и в дальнейшем способствовать успешной подготовке студентов к применению на практике иностранного языка и навыков и умений педагогической деятельности.
Актуальность. В настоящее время в сфере образования в целом пересматриваются методики преподавания. В духовных семинариях после длительного перерыва в советское время возобновилась практика преподавания церковнославянского языка. Однако необходимо переосмыслить подходы к преподаванию этого языка с учётом исторического опыта и современных реалий. При этом следует принимать во внимание лингвистические особенности и цели преподавания этого языка в духовных семинариях в XXI в.
Цель – определить наиболее эффективный подход к преподаванию церковнославянского языка в духовных семинариях XXI в.
Методы исследования. Для выявления основных проблем в современной практике преподавания церковнославянского языка проводится анализ содержания учебных пособий, учебных программ и практики организации учебного процесса в духовных семинариях.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Новизна исследования заключается в том, что автор предпринимает попытку синтеза традиций и современных подходов к преподаванию церковнославянского языка.
Результаты исследования. Современная форма организации преподавания церковнославянского языка частично учитывает лингвистические особенности этого языка, в некоторой степени ориентируется на опыт прошлого, учитывает современные реалии.
Выводы. Наиболее эффективный путь к преподаванию церковнославянского языка в духовной семинарии заключается в следующем: в учёте целей преподавания; учёте лингвистических особенностей языка; необходимости междисциплинарного подхода.
Актуальность. Процессы глобализации в современном мире определяют необходимость преподавания профессионально ориентированного языка и, соответственно, профессионально ориентированного перевода, что необходимо учитывать при составлении учебных программ и написании учебно-методических пособий.
Цель работы: предложить методику преподавания специального вида перевода на примере устного политического перевода. Политический перевод – весьма важная составляющая при обучении устному переводу, т. к. навыки перевода в этой области позволяют выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда и при приёме на работу в таких областях, как, например, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, пресса и пр.).
Методы исследования. Автор рассматривает основы преподавания политического перевода на всех уровнях: синтаксическом, лексическом, стилистическом. На синтаксическом уровне комментируются различия в грамматической структуре предложений политического английского и русского языков из-за различия отношений тема-рема. На лексическом и стилистическом уровнях внимание студентов акцентируется на конкретных языковых явлениях и стилистических особенностях, свойственных политическому английскому. Автором предлагается целый комплекс упражнений, призванный развивать навыки политического перевода.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. определяются оригинальной разработанной методикой преподавания специального вида перевода (на примере политического перевода), которая системно представлена в пособии.
Результаты исследования. Политический перевод, хотя и характеризуется разнообразием типов текстов, должен быть осуществлён с помощью определённых навыков, которые автор предлагает выделять и развивать, предлагая необходимое учебно-методическое сопровождение с учётом требований современного лингвистического образования в целом, и требований, предъявляемых переводчику, в частности.
Выводы: предложенная методика преподавания и разработанный обширный комплекс упражнений обучит студентов специальному виду перевода (политическому переводу) и сделает выпускников профессиональными и конкурентоспособными. Методическую основу пособия можно применить к обучению любым другим видам специального перевода.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Актуальность связана с необходимостью актуализации программы переводчиков в Сибири с учётом специфики этнопереводоведения. Этнопереводоведение рассматривается как часть программ подготовки переводчиков и предполагает создание специальных курсов, которые ориентированы на региональную культуру, историю, литературу и языки.
Цель. Определение и осмысление вызовов в подготовке переводчиков относительно имеющегося культурного контекста и разработка основ модели подготовки переводчиков в регионах России и рекомендаций к ним.
Методы исследования. Использованы дескриптивный метод, а также методы наблюдения и анализа научной литературы. Поскольку особое внимание в работе уделяется региональному аспекту подготовки переводчиков будущего, что предполагает обращение к культурно-языковыми и семиотическими параметрам этнотекстов коренных народов Сибири и вопросам перевода текстов, содержащих уникальную культурную информацию и память, одним из методов стал герменевтический метод.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в обращении к региональному материалу, который может быть использован для становления этнопереводоведения как фронтирной области современной гуманитаристики и подготовки переводчиков по данному направлению.
Практическое применение результаты мероприятий подготовки переводчиков в Сибирском федеральном университете по основным и дополнительным образовательным программам нашли во внедрении в учебный процесс новых учебных пособий, а также в реализации проектов по ревивализации и возрождению языков коренных народов Сибири.
Результаты. Определены основные цели и задачи подготовки переводчиков-профессионалов, способных выполнять этноперевод, а также осуществлять эффективное посредничество с учётом региональных культурных особенностей в чрезвычайных ситуациях.
Выводы. Доминирующая и всеобъемлющая глобализация обнаруживает в различных областях деятельности человека очевидную связь с противоположной тенденцией – глокализацией, проявлением которой является сочетание культурной унификации с процессами, направленными на сохранение и усиление региональной культурной специфики, что диктует необходимость корректировки и изменений образовательных целей и траекторий в подготовке профессионалов будущего.
Актуальность. В современном дополнительном профессиональном образовании особую актуальность приобретает проблема менторского сопровождения молодых педагогических кадров, что придаёт послевузовскому непрерывному образованию рефлексивный характер и позволяет сделать более эффективным процесс совершенствования их профессионального мастерства. Ментор как более опытный наставник способен не только передать свой опыт обучающимся в готовом виде, но и активно взаимодействовать с ними, оказывая необходимую консультативную помощь. Обращение к проблеме менторского сопровождения педагогических кадров обусловлено также тем, что современное образование характеризуется высокой ориентацией на принципы индивидуализации и персонализации, в наибольшей степени учитывающими индивидуальные образовательные запросы и раскрывающими профессиональный потенциал личности.
Цель – выявить особенности и обосновать эффективность реализации технологии менторского сопровождения педагогических кадров в дополнительном профессиональном образовании.
Методы исследования. Основными методами в работе являются контент-анализ, наблюдение, анкетирование, анализ и синтез информации, обобщение.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что проблема менторского сопровождения рассмотрена в контексте непрерывного профессионального педагогического образования. Теоретическая значимость заключается в уточнении понятийного поля проблемы менторства. Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности организаций непрерывного дополнительного профессионального педагогического образования.
Результаты исследования. Раскрыты практические аспекты реализации менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании.
Выводы. Делается вывод, что реализация технологии менторского сопровождения в непрерывном педагогическом образовании в максимальной степени способствует индивидуализации и персонификации образовательного процесса по программам дополнительного профессионального образования.
Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов к проблеме преодоления опасений студентов в соревновательный период. В статье обобщены эффективные приёмы работы тренера-преподавателя по преодолению тревоги у студентов, участвующих в спортивных соревнованиях, представлены результаты сопоставительного анализа причин тревоги и способов её преодоления у студентов-профессиональных спортсменов и спортсменов-любителей.
Цель исследования – определение эффективных приёмов работы тренера-преподавателя по преодолению тревоги и опасений у студентов, участвующих в спортивных соревнованиях.
Методы исследования. В качестве методов исследования использовались опрос студентов Петрозаводского государственного университета и Государственного училища (техникума) олимпийского резерва в г. Кондопоге, педагогическое наблюдение приёмов работы тренеровпреподавателей по подготовке студентов к спортивным соревнованиям.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём обоснован рейтинг причин тревоги студентов в период соревнований. Практическая значимость проведённого исследования состоит в систематизации приёмов работы тренера-преподавателя по решению заявленной проблемы.
Результаты исследования. В результате опроса студентов авторам удалось составить рейтинг наиболее распространённых причин тревоги в соревновательный период, выявить её проявления, в ходе наблюдения – определить эффективные индивидуальные и групповые способы её преодоления.
Выводы отражают основные причины опасений студентов – профессиональных спортсменов и спортсменов-любителей в соревновательный период и утверждают необходимость и возможность их преодоления.
Актуальность исследования заключается в разработке и апробации педагогической модели, внедрение которой в образовательный процесс колледжа искусств способствует успешному формированию способности студента к взаимодействию с родителями обучающегося детской школы искусств. С применением системного подхода и основного его метода – моделирования – была спроектирована педагогическая модель, обеспечивающая в процессе профессиональной подготовки формирование способности будущего преподавателя к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств. Автором создана, верифицирована и описана педагогическая модель, реализация которой обеспечивает постепенное и упорядоченное развитие познавательно-ориентационного, эмоционально-ценностного, мотивационно-волевого и деятельностно-практического компонентов способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся детской школы искусств. Актуальность исследования состоит в том, что реализуемая в настоящее время Концепция развития дополнительного образования (до 2030 г.), утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, ставит новые цели, достижение которых требует максимальной интеграции семьи музыкально одарённого ребёнка в образовательный процесс с установлением партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса. Статья адресована специалистам, работающим в системе среднего профессионального образования, преподавателям детских школ искусств.
Цель. На основе анализа теоретической и научно-методической литературы спроектировать педагогическую модель формирования способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся детской школы искусств, включающую в себя целевой, методологический теоретический, технологический и результативный блоки.
Методы исследования. В процессе исследования использован комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, моделирование и др.) и эмпирические методы (анализ опыта преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования, педагогический эксперимент).
Научная новизна / теоретическая и практическая значимость. Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что в его результате была спроектирована педагогическая модель формирования способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся детской школы искусств, характеризующаяся иерархической соподчинённостью составляющих её компонентов. Нами были сформулированы педагогические принципы, внутренние и внешние факторы, а также педагогические условия формирования способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств.
Результаты. Результатом исследования является теоретическое представление о процессе формирования у студента колледжа искусств способности взаимодействовать с семьёй музыкально одарённого ребёнка.
Выводы. Успешное формирование способности к взаимодействию определяется опорой на общепедагогические (принцип систематичности и последовательности, принцип самостоятельности и активности, принцип уважения личности и требовательности к ней, принцип связи обучения и самообразования, принцип связи теории с практикой, принцип научности содержания и методов образовательного процесса, принцип прочности овладения знаниями) и специфические (принцип гармоничного формирования у студентов музыкальной и педагогической культуры, принцип создания положительного эмоционального фона образовательного процесса, принцип диалогизма, принцип сотрудничества, принцип индивидуального подхода в обучении, принцип контекстности в обучении) принципы; актуализацией внутренних (стимулирование познавательного интереса студента к осваиваемой профессии, осознание студентом важности взаимодействия с родителями для успешного обучения музыкально одарённого ребёнка в ДШИ; ретроспективная рефлексия студентами своего опыта обучения в ДШИ; развитая аксиосфера студента, утверждающая роль семьи в музыкальном развитии ребёнка; развитая эмоциональная сфера студента; потребность реализовать педагогическую направленность личности и достичь педагогического мастерства; установка на успешную педагогическую деятельность; способность управлять своими эмоциональными состояниями и проявлениями; коммуникативная культура студента; рефлексия собственной профессионально-педагогической деятельности в период практики) и внешних (интеграция проблематики семьи в содержание профессионального образования; включение переживания в основу методики преподавания психолого-педагогических дисциплин; психологически комфортная среда колледжа; создание активизирующей среды педагогического творчества в период прохождения педагогической практики) факторов.
Актуальность. В статье рассмотрены содержание и пути формирования надпрофессиональных компетенций самоорганизации и самообразования студентов технического вуза, наличие которых обеспечит будущему специалисту возможность эффективно и постоянно повышать свою компетентность в профессиональной деятельности.
Цель исследования – обозначить элементы программы обучения, внедрение которых будет способствовать формированию и развитию надпрофессиональной компетенции самоорганизации и саморазвития.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались системный, интегративный, компетентностный, личностно-ориентированный, психолингвистический, когнитивный и психосемантический подходы, а также следующие методы исследования: метод комплексного теоретического анализа изучаемого явления; опросно-диагностические методы; обсервационные методы; метод моделирования.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. С опорой на принципы когнитивного и психосемантического подходов построена классификация групп когнитивных универсальных учебных действий (далее – УДД), конкретизировано содержание групп. Определены комплекс процедурных знаний и образовательные модули, внедрение которых в учебный процесс целесообразно для освоения когнитивных УУД студентами. Описаны методы, приёмы и последовательность работы педагога и студентов в процессе формирования УУД, включающей использование алгоритмов выявления пресуппозиций и авторефлексивной деятельности.
Результаты исследования. Авторами выявлено, что надпрофессиональные компетенции складываются из нескольких групп когнитивных универсальных учебных действий, освоение которых связано с обработкой информации, её адекватным восприятием, логическим её структурированием, дополнением и обогащением. Не менее важными в формировании надпрофессиональных компетенций выступают умение авторефлексии и соответствующие её этапам универсальные учебные действия. Итогом исследования становится организация работы студентов по построению обобщённого алгоритма работы с научной информацией, применение которого в каждых конкретных условиях дальнейшей познавательной деятельности предполагает некоторые модификации в зависимости от конкретных условий работы.
Выводы. В результате проведённого опытного обучения наблюдались: ускорение темпа и повышение качества студенческих работ; значительное усиление интереса обучающихся к деятельности, алгоритмизации; осмысленное использование когнитивных механизмов и мыслительных операций, стремление к оптимизации своей учебной работы и достижение устойчивых положительных результатов; поиск и применение индивидуальных приёмов самообразования и способов трансфера полученных знаний, умений и навыков.
ISSN 2949-4974 (Online)