ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ
Аннотация
Актуальность. Электронный лабораторный практикум способствует развитию навыков экспериментального исследования естественнонаучных законов природы при изучении физики, которые формируют общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Цель исследования – применение электронного лабораторного практикума в учебном процессе физики студентами вузов для формирования общепрофессиональных компетенций.
Методы исследования. Нами были проанализированы возможности использования электронных лабораторных установок для выполнения экспериментальных исследований по физике студентами вузов. Была разработана технологическая модель организации теоретической, практической и экспериментальной частей лабораторного практикума. На основе модели описана инструкция оформления электронного лабораторного практикума в виде технологической карты. Представлен пример применения электронной лаборатории для исследования дискретности энергий атомов ртути опытами Франка и Герца раздела квантовой физики.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что разработана методика обучения физики, основанная на применении электронного лабораторного практикума в образовательном процессе. Выявлены соответствия между знаниевым, умениевым и владениевым компонентами компетенций и задачами образовательной деятельности, обеспечивающими успешную реализацию обучения. Практическая значимость исследования заключается в приведении примера использования электронного лабораторного практикума из атомной физики, формирующего общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Результаты исследования. Педагогический эксперимент оценил эффективность использования электронного лабораторного практикума методом 𝛘2 критерия Пирсона студентов Московского государственного университета технологии и управления имени К. Г. Разумовского. Установлено, что студенты, изучающие курс физики с применением электронных лабораторных установок, успешно усвоили систему знаний, практических умений и способов экспериментальной деятельности, формирующие общепрофессиональные компетенции.
Вывод. Электронный лабораторный практикум способствует формированию профессиональных компетенций у студентов вуза.
Ключевые слова
Об авторе
Наталья Валерьевна ЗубоваРоссия
доцент кафедры физики
Список литературы
1. Аношина О. В. Виртуальный лабораторный практикум: преимущества и недостатки // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2019. №2. С. 46–52.
2. Даммер М. Д., Никитина Т. В. Содержание и целевые ориентиры физического практикума с применением цифрового лабораторного оборудования // Учебный эксперимент в образовании. 2022. №3 (103). С. 40–52.
3. Дорожкин Е. М., Изюрова Я. С. Роль электронной информационно-образовательной среды в системе высшего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. №2. С. 71–85.
4. Зубова Н. В., Исследовательский метод изучения физики как способ формирования общепрофессиональной компетенции у студентов вузов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. №3. С. 24–30.
5. Камалова Д. И., Сибгатуллин М. Э., Салахов М. Х. Методические указания к выполнению лабораторной работы по физике атомных явлений «Опыты Франка и Герца»: учебно-методическое пособие для студентов третьего курса Института физики. Казань. 2013. 25 с.
6. Ким В. С. Виртуальные эксперименты в обучении физике: монография. Уссурийск: Издательство Филиала Дальневосточного федерального университета, 2012. 184 с.
7. Половникова Л. Б. Виртуальный лабораторный практикум как средство формирования научно-исследовательских компетенций будущего инженера // Современные наукоемкие технологии. 2020. №4 (часть 2). С. 311–316.
8. Рязанский В. П. Модифицированный критерий Пирсона в экономических исследованиях // Фундаментальные исследования. 2016. № 9–2. С. 419–423.
9. Сорокин А. А., Коваленко Р. А., Яковлева Е. А. Вопросы эффективности усвоения учебного материала при работе с программными лабораторными комплексами // Актуальные вопросы современной педагогики: XIII Международная научная конференция / Казань, 20–27 июня 2020 г. / под ред. И. Г. Ахметова. Казань: Молодой ученый, 2020. С. 63–66.
10. Фомичева Е. Е. Виртуальные лабораторные работы в дистанционном обучении физике // Мир науки, культуры, образования. 2022. №1 (92). С. 64–69.
11. Abushkin Kh. Kh., Kharitonova A. A., Khvastunov N. N. Theoretical-methodological bases of formation of logic of universal educational activities in physics lessons // Revista publicando. 2018. Vol. 5. No. 17. Р. 17–24.
Дополнительные файлы
|
1. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(1MB)
|
Метаданные ▾ |