Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Аннотация

Аннотация

Актуальность. Актуальность темы статьи заключается в том, что роль церковнославянского языка в духовно-нравственном воспитании современной молодежи чрезвычайно велика. Церковнославянский язык на протяжении более чем тысячи лет был хранителем русского и других славянских языков. В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос о судьбе церковнославянского языка, его роли в жизни современной России, преподавании языка в условиях модернизации современного духовного образования.

Цель – проанализировать и обобщить актуальные проблемы, связанные с современной практикой преподавания церковнославянского языка в духовных школах Русской Православной Церкви.

Методы исследования. В процессе исследования применялся метод сравнительного анализа – при обзоре различных мнений по указанному вопросу. Метод обобщения, синтеза и богословской интерпретации – для формулировки выводов и выявления литургического статуса церковнославянского языка. В статье выявляются положительные и отрицательные тенденции различных образовательных моделей, подчеркиваются особенности современной методики преподавания, приводятся рекомендации ведущих специалистов в данной области.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Новизна исследования заключается в том, что автор синтезирует традиции и современные методики преподавания.

Результаты исследования. В процессе обучения церковнославянскому языку необходимо взращивать в студентах уверенность в том, что церковнославянский язык не теряет своей актуальности и представляет собой большую ценность, как для самого образовательного процесса, так и для богословской науки в целом.

Выводы. Учитывая некоторые ошибки прошлого, можно выстроить оптимальную программу обучения церковнославянскому языку, для реализации которой нужны высококвалифицированные преподаватели. Данная дисциплина в программах духовных семинарий и академий актуализирует прошлое в настоящем.

Об авторе

Максим Иванович Архипов
Сретенская духовная академия, Московская духовная академия
Россия

аспирант Московской духовной академии

7732-0802



Список литературы

1. Борисова Т. С. Церковнославянский язык как язык богопознания: о новых подходах к преподаванию языковедческих дисциплин для студентов нефилологических специальностей // Христианство и педагогика: материалы III Международной научно-практической конференции / под общей ред. прот. Вадима Ершова. 2019. С. 16–26.

2. Будейко В. Э. О некоторых особенностях учебных пособий церковнославянского языка. Современная проблематика // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: материалы конференции. № 29, 2019. С. 224–228.

3. Горький М. А. Собрание сочинений: в 30 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. Т. 27. 590 с.

4. Журавлев В. К. Церковнославянский язык в современной русской национальной школе. М., 2002. 116 с.

5. Карпенко Л. Б. Лингводидактические принципы обучения церковнославянскому языку // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: материалы конференции. № 30, 2020. С. 243–245.

6. Кравцова М. Опыт преподавания церковнославянского языка и древнерусской литературы в школе и вузе // Этнодиалоги. № 2 (56), 2018. С. 201–206.

7. Ларюшкин С. А., прот. К вопросу о преподавании церковнославянского языка на курсах базовой подготовки для монашествующих: из опыта работы // Православная церковная наука – традиции, новации, актуальные контексты: сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции, 2019. С. 76–84.

8. Лихачев Д. С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли // Русское возрождение. 1997. № 69–70. С. 41–45.

9. Макеева С. Г., Гусева А. М. Введение в церковнославянский язык при изучении основ православной культуры // Ярославский педагогический вестник. № 6, 2017. С. 82–85.

10. Нелюбов Б. А. Методическое пособие по греческому языку для Духовных школ Русской Православной Церкви. Круглый стол по религиозному образованию Русской Православной Церкви. М., 1996. 65 с.

11. Струцкий А. В. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на курсах церковнославянского языка // Молодой ученый. 2021. № 41 (383). С. 105–112.

12. Тюрин А. П. Использование айтрекинга в разработке учебных материалов с мобильным доступом для преподавания церковнославянского языка // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: материалы конференции. № 30, 2020. С. 253–256.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)