Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Современная практика преподавания церковнославянского языка в духовных семинариях Русской Православной Церкви

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-2-121-133

Аннотация

Актуальность. В настоящее время в сфере образования в целом пересматриваются методики преподавания. В духовных семинариях после длительного перерыва в советское время возобновилась практика преподавания церковнославянского языка. Однако необходимо переосмыслить подходы к преподаванию этого языка с учётом исторического опыта и современных реалий. При этом следует принимать во внимание лингвистические особенности и цели преподавания этого языка в духовных семинариях в XXI в.

Цель – определить наиболее эффективный подход к преподаванию церковнославянского языка в духовных семинариях XXI в.

Методы исследования. Для выявления основных проблем в современной практике преподавания церковнославянского языка проводится анализ содержания учебных пособий, учебных программ и практики организации учебного процесса в духовных семинариях.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Новизна исследования заключается в том, что автор предпринимает попытку синтеза традиций и современных подходов к преподаванию церковнославянского языка.

Результаты исследования. Современная форма организации преподавания церковнославянского языка частично учитывает лингвистические особенности этого языка, в некоторой степени ориентируется на опыт прошлого, учитывает современные реалии.

Выводы. Наиболее эффективный путь к преподаванию церковнославянского языка в духовной семинарии заключается в следующем: в учёте целей преподавания; учёте лингвистических особенностей языка; необходимости междисциплинарного подхода.

Об авторе

Иеромонах Лавр (Архипов М. И.)
Московская духовная академия
Россия

Иеромонах Лавр (Архипов Максим Иванович) – магистр богословия, аспирант кафедры филологии Московской духовной академии, насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Московская Православная академия Троице-Сергиевой лавры



Список литературы

1. Алипий (Гаманович), иером. Грамматика церковно-славянского языка: репринтное воспроизведение издания 1964 года. Москва: Художественная литература, 1991. 267 с.

2. Карпенко Л. Б. Лингводидактические принципы обучения церковнославянскому языку // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета: материалы конференции. 2020. № 30. С. 243–246.

3. Кравецкий А. Г. Проблемы изучения и обучения // Славяноведение. 1992. № 3. С. 84–90.

4. Ларюшкин С. А., прот. К вопросу о преподавании церковнославянского языка на курсах базовой подготовки для монашествующих: из опыта работы // Православная церковная наука – традиции, новации, актуальные контексты: сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции. 2019. № 1. С. 76–84.

5. Макарова Е. В. Методика изучения церковнославянского языка как путь осуществления межпредметных связей в современной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 22 с.

6. Макеева С. Г., Гусева А. М. Введение в церковнославянский язык при изучении основ православной культуры // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 82–85.

7. Маршева Л. И. Семинар «Актуальные вопросы преподавания церковнославянского языка в духовных учебных заведениях» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2007. № 2 (8). С. 183–188.

8. Маршева Л. И. Церковнославянская лексика (опыт тезаурусного описания). Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2015. 418 с.

9. Струцкий А. В. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на курсах церковнославянского языка // Молодой учёный. 2021. № 41 (383). С. 105–112.

10. Торопов А. В. В. Ф. Певницкий о значении церковнославянского языка и основах его преподавания // Церковнославянский язык: история, исследование, преподавание: материалы I Международной научной конференции / 28–30 сентября 2004 г. Москва: Православный СвятоТихоновский гуманитарный институт, 2005. С. 188–193.

11. Тюрин А. П. Использование айтрекинга в разработке учебных материалов с мобильным доступом для преподавания церковнославянского языка // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета: материалы конференции. 2020. № 30. С. 253–256.


Рецензия

Просмотров: 196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)