Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Актуальность. В статье рассмотрены содержание и пути формирования надпрофессиональных компетенций самоорганизации и самообразования студентов технического вуза, наличие которых обеспечит будущему специалисту возможность эффективно и постоянно повышать свою компетентность в профессиональной деятельности. Цель статьи – обозначить элементы программы обучения, внедрение которых будет способствовать формированию и развитию надпрофессиональной компетенции самоорганизации и саморазвития. Результаты исследования. Авторами выявлено, что надпрофессиональные компетенции складываются из нескольких групп когнитивных универсальных учебных действий, освоение которых связано с обработкой информации, ее адекватным восприятием, логическим ее структурированием, дополнением и обогащением. Не менее важными в формировании надпрофессиональных компетенций выступают умения авторефлексии и соответствующие этапам авторефлексии универсальные учебные действия. Итогом работы становится построение студентами обобщенного алгоритма работы с научной информацией, применение которого в каждых конкретных условиях дальнейшей познавательной деятельности предполагает некоторые модификации в зависимости от конкретных условий работы. Выводы. В результате проведенного опытного обучения наблюдались ускорение темпа и повышение качества студенческих работ, значительное усиление интереса обучающихся к деятельности алгоритмизации и осмысленного использования когнитивных механизмов и мыслительных операций, стремление к оптимизации своей учебной работы и достижению устойчивых положительных результатов, поиску и применению индивидуальных приемов самообразования и способов трансфера полученных знаний, умений и навыков.

Список литературы

1. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 183 с.

2. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. Москва: Педагогика, 1997. 200 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва, 2004. 788 с.

4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. Москва: Наука, 1982. 159 с.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании: Методическое пособие. М., МПГУ, 2017. 74 с.

6. Малинецкий Г.Г. Гуманитарно-технологическая революция и кризис высшей школы России // Вестник Моск. ун-та. Сер.20. Педагогическое образование. 2019. №4. С. 3-6.

7. Сычев И.А. Формирование системного мышления в обучении средст-вами информационно-коммуникационных технологий: монография. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. 161 с.

8. Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности: комментарий к видеозаписям уроков. М.: АПКиППРО, 2005, Ч. 3. 105 с.

9. Цупикова Е.В. Психосемантический подход к обработке профессио-нально-ориентированных текстов: алгоритмизация освоения учебной информации: монография. Омск:СибАДИ, 2021. 150с.

10. Цупикова Е.В. Информационные процессы и универсальные учебные действия как авторефлексивная основа учебной работы студентов / Е.В. Цупикова, Ю.С. Данилина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 198. С. 89-98.

11. Drucker P. The age of Social Transformation //The Atlantic Monthly. 1994. Volume 274, №5. pp. 53-80.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (71KB)    
Метаданные ▾
2. Заявление Цупиковой Е.В.
Тема
Тип Прочее
Скачать (890KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)