Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Пути формирования надпрофессиональной компетенции самоорганизации и самообразования в учебном процессе

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-2-181-195

Аннотация

Актуальность. В статье рассмотрены содержание и пути формирования надпрофессиональных компетенций самоорганизации и самообразования студентов технического вуза, наличие которых обеспечит будущему специалисту возможность эффективно и постоянно повышать свою компетентность в профессиональной деятельности.

Цель исследования – обозначить элементы программы обучения, внедрение которых будет способствовать формированию и развитию надпрофессиональной компетенции самоорганизации и саморазвития.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались системный, интегративный, компетентностный, личностно-ориентированный, психолингвистический, когнитивный и психосемантический подходы, а также следующие методы исследования: метод комплексного теоретического анализа изучаемого явления; опросно-диагностические методы; обсервационные методы; метод моделирования.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. С опорой на принципы когнитивного и психосемантического подходов построена классификация групп когнитивных универсальных учебных действий (далее – УДД), конкретизировано содержание групп. Определены комплекс процедурных знаний и образовательные модули, внедрение которых в учебный процесс целесообразно для освоения когнитивных УУД студентами. Описаны методы, приёмы и последовательность работы педагога и студентов в процессе формирования УУД, включающей использование алгоритмов выявления пресуппозиций и авторефлексивной деятельности.

Результаты исследования. Авторами выявлено, что надпрофессиональные компетенции складываются из нескольких групп когнитивных универсальных учебных действий, освоение которых связано с обработкой информации, её адекватным восприятием, логическим её структурированием, дополнением и обогащением. Не менее важными в формировании надпрофессиональных компетенций выступают умение авторефлексии и соответствующие её этапам универсальные учебные действия. Итогом исследования становится организация работы студентов по построению обобщённого алгоритма работы с научной информацией, применение которого в каждых конкретных условиях дальнейшей познавательной деятельности предполагает некоторые модификации в зависимости от конкретных условий работы.

Выводы. В результате проведённого опытного обучения наблюдались: ускорение темпа и повышение качества студенческих работ; значительное усиление интереса обучающихся к деятельности, алгоритмизации; осмысленное использование когнитивных механизмов и мыслительных операций, стремление к оптимизации своей учебной работы и достижение устойчивых положительных результатов; поиск и применение индивидуальных приёмов самообразования и способов трансфера полученных знаний, умений и навыков.

Об авторах

Е. В. Цупикова
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)
Россия

Цупикова Елена Викторовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков 

644080, г. Омск, пр-т Мира, д. 5



М. В. Цыгулева
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)
Россия

Цыгулева Маргарита Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков 

644080, г. Омск, пр-т Мира, д. 5



Список литературы

1. Азаренкова М. И. Конструктивные методики обучения профессиональной лексике в русле формирования профессиональных компетенций // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сборник статей Ежегодной всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Санкт-Петербург, 16–17 февраля 2021 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 21–28.

2. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. Москва: Педагогика, 1990. 183 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. В. Л. Иноземцева. Москва: Academia, 2004. 788 с.

4. Белогуров С. В. Алгоритм формирования информационно-проектной компетентности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 18–20.

5. Болотова О. В. Формирование конкурентоспособных специалистов в высшей школе на основе социально-психологических характеристик современных студентов // Философия и культура информационного общества: материалы шестой Международной научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 16–17 ноября 2018 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения, 2018. С. 251–253.

6. Борисов А. М., Мухутдинова Р. Р. Формирование универсальных учебных действий на основе метода укрупнения дидактических единиц // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 10 (73). С. 840–843.

7. Данилова С. А. Применение современных технологий для активизации универсальных учебных действий на занятиях как основа формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов // Преподаватель года 2019: сборник статей Международного научно-методического конкурса / Петрозаводск, 29 декабря 2019 г. Т. 1. Петрозаводск: Новая наука, 2019. С. 354–361.

8. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. Москва: Наука, 1982. 159 с.

9. Зубарева Н. П. Развитие творческого мышления студентов путём участия в студенческих научно-технических конференциях // Инновации в науке, образовании и предпринимательстве. Балтийский морской форум: материалы IX Международного Балтийского морского форума / Калининград, 4–9 октября 2021 года. Т. 1: в 6 т. Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2022. С. 86–91.

10. Кубракова Н. А. Формирование универсальной коммуникативной компетенции средствами упражнений на развитие навыков чтения на английском языке // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11. № 3 (43). С. 66–73.

11. Малинецкий Г. Г. Гуманитарно-технологическая революция и кризис высшей школы России // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. № 4. С. 3–6.

12. Минеева О. А., Казначеев Д. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка с помощью игровых методов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 2 (56). С. 139–142.

13. Павлова Л. В., Пулеха И. Р., Вторушина Ю. Л. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 85–96.

14. Романов К. М. Вопросы формирования профессионального мышления у психологов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. Т. 19. № 1 (45). С. 89–101.

15. Романова Л. Л. Формирование у бакалавров компетенции самоорганизации и самообразования // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 22. С. 1752–1755.

16. Сычев И. А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий: монография. Бийск: Агао, 2011. 161 с.

17. Тавасиева Б. А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с использованием проблемных заданий в процессе обучения иностранному языку // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2019. № 4. С. 122–129.

18. Цупикова Е. В., Данилина Ю. С. Информационные процессы и универсальные учебные действия как авторефлексивная основа учебной работы студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 198. С. 89–98.

19. Цупикова Е. В. Психосемантический подход к обработке профессионально-ориентированных текстов: алгоритмизация освоения учебной информации: монография. Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 2021. 150 с.

20. Drucker P. The age of Social Transformation // The Atlantic Monthly. 1994. Vol. 274. № 5. P. 53–80.


Рецензия

Просмотров: 193


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)