Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Преодоление трудностей в изучении русского языка у детей-инофонов младшего школьного возраста

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-2-75-87

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления трудностей детейинофонов в изучении русского языка в начальной школе и в выявлении соответствующего методического обеспечения педагогов.

Цель исследования состоит в том, чтобы уточнить содержание работы педагогов с учащимися-инофонами и способы его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Методы исследования. Проведён сопоставительный контент-анализ методики обучения русскому языку в начальной школе, методики обучения русскому языку как иностранному и данных теории и практики логопедии, касающихся этапов, содержания и методов речевой работы с детьми младшего школьного возраста. Проведено эмпирическое исследование обучения детей-инофонов русскому языку в начальных классах для уточнения содержания и способов соответствующей работы учителя и логопеда.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём уточнено содержание работы педагогов с учащимисяинофонами и способы его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Обосновано содержание речевой работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, необходимое для успешного освоения ими предмета «Русский язык». Определены процедура отбора данного содержания и способы его реализации в процессе обучения младших школьников-инофонов с учётом нормативных требований соответствующей общеобразовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы учителями и логопедами, работающими с учениками-инофонами в начальной школе.

Результаты. Отобрано дополнительное к программе по русскому языку содержание работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, посильное для учащихся названной категории и необходимое для подготовки их к выполнению требований общеобразовательной программы по русскому языку. Выявлены приёмы и средства работы учителя и логопеда с учащими-инофонами, способствующие успешному освоению ими общеобразовательной программы по русскому языку.

Выводы. Дополнительная речевая работа с детьми-инофонами включает: тренировку в понимании инструкций, смысловых связей в повествовательных и вопросительных предложениях; коррекцию, уточнение и расширение их словаря. Содержание данной работы отбирается с учётом языковой интерференции и результатов обследования речи, реализуется логопедом. На уроке русского языка наиболее эффективными являются: объяснительно-иллюстративный метод с элементами моделирования проблемы, приёмы ассоциаций, введение дидактического героя с подобным инофону уровнем владения языком, развёрнутые алгоритмы способов предметных действий. Достижение метапредметных результатов обучения русскому языку осуществляется за счёт формирования и развития посильных для инофонов универсальных учебных действий, к которым относятся анализ, синтез, сравнение, моделирование, извлечение конкретной информации, восприятие вопроса и его формулировка. Перечисленные умения осваиваются за счёт копирования образцов аналогичных действий.

 

 

Об авторе

А. Г. Биба
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Россия

Биба Анна Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования 

248023, Калужская обл., г. Калуга, ул. Степана Разина, д. 26



Список литературы

1. Антонова А. В. Методы и приёмы работы с детьми-инофонами на уроках в начальной школе. Проблемы обучения детей инофонов в условиях общеобразовательной школы // Вестник образования, науки и техники. Серия: Образование. 2018. Т. 52. С. 4–9.

2. Бучилова И. А. Работа над орфографической грамотностью и расширением словаря у детей-мигрантов младшего школьного возраста на уроках русского языка в начальной школе // Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки. 2014. № 4. С. 124–127.

3. Воейкова М. Д. Грамматические особенности письменной речи детей-инофонов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 18–25.

4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 320 с.

5. Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике. Москва: Лабиринт, 2003. 320 с.

6. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. Москва: Аркти, 2005. 221 с.

7. Лурия А. Р. Язык и сознание. Москва: Книга по требованию, 2017. 320 с.

8. Малярчук Н. Н., Кругова Л. В. Пути преодоления сложностей адаптации детей-мигрантов к российской школьной действительности // Концепт. 2015. № 37. С. 131–135.

9. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Русский язык, 1990. 267 с.

10. Суровцева Е. И. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 184–188.

11. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. Москва: Интор, 1998. 110 с.

12. Юздова Л. П., Лукиных Н. В. Обучение инофонов и билингвов русскому языку в начальной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарного педагогического университета. 2018. № 8. С. 34–40.

13. Immigrant Children // The future of children. 2011.Vol. 21. № 1. 270 p.

14. Kamalova L. A., Zakirova V. G. Developing the methodology for effective teaching of the Russian language to migrant Muslim children // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. № 12. P. 7813–7821.

15. Khayrutdinov R. R., Fayzullina A. R., Saglam F. A. The role of the educational environment in the adaptation of children from migrant families // Man in India. 2017. Vol. 97. № 8. Р. 161–169.

16. Kurbanova D. X. Modern approach to teaching Russian as a foreign language // Science and Education. 2021. Vol. 2. № 10. P. 613–618.

17. Zhu М. The education problems of migrant children in Shanghai // Сhild Welfare. 2001. Vol. 80. № 5. Р. 563–569.


Рецензия

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)