№ 2 (2017)
Скачать выпуск
PDF
8-15 178
Аннотация
В статье актуализируется проблема гражданско-патриотического воспитания молодого поколения. Предлагается модель гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами культурно-исторического наследия страны. В модели представлены целевой, методологический, содержательный, технологический и другие компоненты. Авторами статьи охарактеризованы уровни сформированности гражданско-патриотических качеств современной молодежи (высокий, средний, низкий) и даны их краткие характеристики.
16-22 59
Аннотация
Статья посвящена проблеме социализации юношества - выпускников школ, проживающих в условиях малого города. На основе теоретического анализа и примере конкретной социокультурной среды (г. Саров Нижегородской области) доказывается, что эффективным способом использования социокультурного потенциала малого города в реализации задач общеобразовательной школы является создание городской воспитательной среды. В связи с этим акцентируется внимание на системе учреждений культуры и дополнительного образования, на содержании и направленности их работы.
23-31 78
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены характерные черты ныне действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки «Педагогическое образование». Проанализированы преобразования в структуре основных требований (компетенций), предъявляемых к качеству результатов освоения программы бакалавриата, а также сопоставлены с ними требования (компетенции), предъявляемые его предшественником ФГОС ВПО третьего поколения. Доказано, что действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3+) для бакалавриата на настоящий момент является базовой основой гарантии норм качества отечественного высшего педагогического образования, характеризующей квалификации бакалавра с позиции учебной нагрузки, компетенций и квалификационных направлений программы бакалавриата: «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».
32-39 128
Аннотация
Статья посвящена одной из ключевых проблем педагогики - школьной неуспеваемости. В условиях реализации ФГОС школьного образования исследование этой проблемы приобретает новые грани, в том числе и в контексте осмысления идей и опыта прошлого века, особенно его начала, отличавшегося оживленными дискуссиями, которые находили наиболее яркое выражение в педагогической публицистике. На основе анализа периодических педагогических изданий тех лет раскрывается значение отечественной педагогической публицистики для поступательного развития отечественной школы, обновления педагогической науки и практики в последующие периоды российского образования.
40-47 46
Аннотация
В статье предлагается способ определения объёма индивидуального словарного запаса, достаточного для чтения и понимания иноязычного текста без словаря. Соответствующая ситуация моделируется путем предъявления текста на родном языке с заменой определённой части слов квазисловами. Это ставит всех испытуемых в равные условия, нивелируя возможную разницу в величине исходного объёма индивидуального лексикона, а также позволяет при необходимости варьировать степень насыщенности текста незнакомыми словами.
48-56 51
Аннотация
Цель статьи - проанализировать определения понятия «текстоведческая компетенция» в научной литературе. Статья посвящена проблемам развития и толкования термина. Особое внимание уделяется раскрытию понятий коммуникативной и языковой компетенций и их взаимодействию с текстоведческой компетенцией. В результате анализа исследований, посвящённых вопросу текстоведческой компетенции, был предложен комплекс навыков, используемых при работе с текстом, способствующих повышению уровня текстоведческой компетенции, а также углублению знаний и совершенствованию языковой и коммуникативной компетенций. Предлагается использовать интертекстуальность как методический приём с целью развития и укрепления навыков текстоведческой деятельности школьников.
57-71 45
Аннотация
В статье описаны лингвокультурологические компоненты содержания обучения в новом курсе методики преподавания РКИ - курсе интенсивной коммуникативной адаптации, отвечающем потребностям людей, живущих и работающих в России. Даны основные характеристики курса, выявлены трудности, возникающие в ситуациях межкультурного общения. Приведены примеры упражнений, способствующих формированию межкультурной компетенции, и описан методический эксперимент, подтверждающий эффективность предложенной модели обучения.
72-79 137
Аннотация
В статье рассматриваются современные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), такие как мультимедиа, Интернет-ресурсы, различного рода программное обеспечение, в контексте дополнения и совершенствования традиционных средств, а также корректировки инновационных методик обучения. Выделены основные категории средств ИКТ относительно применения их на различных этапах обучения китайскому иероглифическому письму учащихся средней школы. Отмечено, что корректное использование этих средств позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса.
80-88 65
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме современной теории и методики обучения математике - формированию саморегуляции в процессе самостоятельной деятельности учащихся. Средствами для реализации регуляторного процесса выступают познавательные универсальные учебные действия. Теория иллюстрируется примерами организации самостоятельной работы учащихся в обучении математике. Работа осуществляется в соответствии со структурой саморегуляции учебно-познавательной деятельности при освоении математики на различных уровнях дифференциации.
89-96 97
Аннотация
Статья посвящена вопросам методической подготовки учителя математики, касающимся реализации практико-ориентированного обучения в средней школе. Учебные прикладные задачи рассматриваются авторами в качестве компонента методической подготовки обучающихся, выявляются их особенности, приводится классификация задач по уровню сложности, выделяются методические требования к задачам. В статье рассматриваются этапы формирования практических умений обучающихся отбирать или составлять учебные прикладные задачи и представлять их методическую характеристику.
97-101 112
Аннотация
Эта статья посвящена важному вопросу математической подготовки обучающихся в школе. Рассматриваются основные положения предлагаемого курса наглядной геометрии. В частности, говорится о принципе преемственности в преподавании наглядной геометрии, даются исторические аспекты возникновения и развития этого раздела школьной математики. Предлагаемый курс - фузионистский. В данном случае это слитное преподавание элементов планиметрии и стереометрии. Кроме этого, курс направлен на реализацию современных требований ФГОС основного общего образования. Теоретические положения иллюстрируются задачами наглядной геометрии.
102-108 100
Аннотация
Рассмотрены методы организации исследовательской деятельности обучающихся в контексте преподавания физики в средней школе с соблюдением требований стандартов ФГОС основного общего и основного среднего образования. Показано, что в результате использования исследовательских работ в учебной деятельности повышается мотивация к обучению, развиваются творческие, исследовательские способности. Обучающиеся в результате выполнения работ осмысливают выполняемые действия, анализируют полученные результаты измерений, оценивают достоверность и погрешность результатов измерений, определяют границы применимости, обобщают, систематизируют полученные теоретические знания. Приобретают навык экспериментальных измерений, овладевают знаниями о физических приборах, способах и методиках проведения измерений, выражении физических величин в международной системе единиц измерений СИ, о взаимосвязи и взаимообусловленности между физическими величинами, учатся разрабатывать презентации для представления экспериментальных результатов исследовательской работы, - всё перечисленное выше является необходимым условием для успешного усвоения физики.
109-116 63
Аннотация
Учитывая историческую, экологическую, биологическую значимость курса физики атомного ядра, статистическую и диалектическую сущность ядерных превращений, возможность их математического моделирования, особый словарный запас, рекомендуется включать комплексные задания этого курса в преподавание других предметов. Предлагается блок заданий по информатике, основам безопасности жизнедеятельности и русскому языку, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по этим предметам и способствующий формированию радиационной грамотности учащихся. Рекомендуется размещение в школе демонстрационной карты атомных ядер.
117-124 74
Аннотация
Рассмотрена важная дидактическая проблема, связанная с интеграцией вопросов современной науки в школьный курс физики. Определены предмет современной физики и временной отрезок, соответствующий ее существованию. Обсуждаются актуальность включения материалов из современной физики в учебный процесс, трудности, возникающие на этом пути, а также возможные варианты их решения. Приведены методы, формы и средства изучения вопросов современной физики в школе. Показано, что их изложение должно иметь качественный характер и опираться на историко-физический подход.
125-132 93
Аннотация
В этой статье показано, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса, а также одной из форм организации свободного времени обучающихся. Отражены некоторые особенности внеурочной деятельности обучающихся, направленной на развитие их индивидуальных способностей, определённых компетенций, в частности исследовательской. Показано, что ключевые компетенции можно эффективно формировать при создании необходимых условий. Приведены примеры заданий, выполнение которых способствует формированию исследовательской компетенции обучающихся.
133-139 63
Аннотация
В статье теоретически обоснован системно-деятельностный подход при изучении физики в средней школе, который представлен взаимосвязью системы знаний по разделам курса физики и методов познания. Приведена структура работ физического практикума как разновидности системного подхода, включающей совокупность элементов, находящихся в устойчивых и взаимосвязанных отношениях друг с другом. Дана характеристика функций элементов структуры, показаны особенности, по которым работы физического практикума для профильной школы можно отнести к исследовательским работам. Приведён пример работы физического практикума для профильной школы по изучению устройства и исследования действия полупроводникового прибора - транзистора.
140-147 118
Аннотация
В статье рассмотрен пропедевтический этап обучения физике, дан анализ результатов научных исследований по этой проблеме. Выявлены основные виды содержания элементов физики в курсах начальной и основной школы. Автор считает целесообразным организацию учебной деятельности обучающихся по освоению элементов физики на основе деятельностного подхода. Описана содержательная модель пропедевтического этапа обучения, и сделан вывод о возможных формах проведения пропедевтической подготовки учеников школ.
148-154 63
Аннотация
В этой статье рассматриваются некоторые особенности конструирования работ физического практикума в профильной школе. В основу положены цели профильного обучения, требования Федерального государственного образовательного стандарта общего среднего образования, рабочие программы по физике, дидактические концепции среднего образования. Предложена примерная структура работ физического практикума. Взаимосвязь информационных технологий и традиционного физического оборудования показана на примере исследовательской работы «Моделирование опыта Штерна».
155-163 52
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи между успешностью школьников в изобразительной деятельности и их успеваемостью по русскому языку, успеваемостью по математике. Описываются алгоритмы проведения и результаты авторского экспериментального исследования, показавшего, что и дети со способностями к русскому языку, и дети математически одарённые в равной мере могут достигать высоких результатов в изобразительной деятельности: в художественном творчестве. В исследовании были использованы авторские методики «Светлотные ряды» и «Цветущий луг». Статистический анализ данных проводился при помощи ранговой корреляции.
164-170 64
Аннотация
В статье раскрываются особенности начального периода обучения игре на музыкальных инструментах, роль педагогов и родителей во всестороннем развитии детей и приобщении их к музыкальной культуре. Авторами предлагаются разнообразные виды деятельности, формы и методы работы с детьми раннего возраста, которые оказались наиболее продуктивными на практике. Делается вывод, что игра на музыкальных инструментах, в частности на скрипке, не только способствует раскрытию музыкальных способностей ребёнка, но и улучшает концентрацию его внимания, восприятие, память, интеллект и тем самым позволяет повысить уровень мотивации к обучению. Изложенные в статье формы и методы работы с детьми будут интересны и педагогам-музыкантам, и всем, кто заинтересован во всестороннем гармоничном развитии детей.
171-178 68
Аннотация
В представленной статье рассматривается специфика метода анализа ситуаций (кейс-метода). Автор рассматривает возможность использования метода анализа ситуаций на занятиях по курсу методики преподавания иностранных языков и культур. В статье описываются основные элементы метода, приводятся примеры ситуаций для анализа, делается вывод, что рассматриваемый метод позволяет повысить качество образования, поскольку представляет собой изучение конкретного случая из профессиональной деятельности с разных позиций: педагогики, психологии, методики обучения и т. д.
179-187 38
Аннотация
Статья посвящена одному из важнейших ресурсов повышения эффективности учебного процесса - правильному подбору зачётно-экзаменационных материалов. Автор знакомит читателей с опытом в этой области, приобретённым кафедрой иностранных языков Московского государственного областного университета в процессе работы с магистрантами факультета технологии и предпринимательства. Особо акцентируется опора на социальный, учебный и профессиональный опыт магистрантов, учёт их возрастных особенностей и карьерных достижений.
188-194 39
Аннотация
Эта статья посвящена проблеме обучения иностранному языку студентов инженерно-экономического факультета с помощью теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая входит в систему развития умения работы в команде, созданную Н.С. Евстроповой и Е.В. Раковой. Статья содержит примеры упражнений на английском языке, используемых в рамках изучаемой теории. Результаты констатирующего и формирующего экспериментов доказывают, что применение этих методических разработок на занятиях по английскому языку будет эффективно не только для развития лингвистических умений, но и для формирования профессионально-значимых свойств будущих специалистов.
195-206 70
Аннотация
В последние десятилетия XX в. возрос интерес к изучению повседневной английской речи. Результаты исследований, проведенных зарубежными учёными в области корпусной лингвистики, представляют обширные данные об особенностях грамматических конструкций разговорной речи. Вследствие этих изысканий отмечается заинтересованность методистов в этом вопросе. Это обусловлено тем, что коммуникативная методика преподавания ставит своей целью научить студентов общаться на английском языке в различных жизненных ситуациях. Знакомство с особенностями разговорной грамматики даст обучающимся возможность стать успешными собеседниками. В статье анализируются научные подходы к изучению разговорной грамматики и освещаются основные грамматические особенности языка повседневной речи. Описываются также некоторые задания, выполнение которых позволит повысить осведомленность студентов в разговорной речи и свободнее общаться на английском языке.
207-211 131
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетенции на занятиях по РКИ* у иностранных военнослужащих, обучающихся в высших учебных заведениях Российской Федерации. В качестве одного из средств формирования этой компетенции и, как следствие, преодоления культурного барьера, неизбежно возникающего у инофона при столкновении с чужой культурой, рассматривается поэтический текст. Автор делится своим опытом включения работы со стихотворным текстом в структуру аудиторных занятий на основных курсах.
212-218 58
Аннотация
В статье описываются результаты изучения теорий (философских, лингвистических, психологических), на базе которых сформировалась методология нейролингвистического программирования. Такими теориями являются генеративно-трансформационная грамматика Н. Хомского, лингвистическая философия Л. Витгенштейна, лингвистическая прагматика Г. Грайса. Цель настоящего исследования - изучить философско-методологические основы нейролингвистического программирования как педагогической технологии, т. е. в контексте её применения в образовательном процессе, что позволит понять смысл этой технологии и специфику её применения в образовательном процессе.
219-227 107
Аннотация
В статье рассматриваются роль, место, цели, задачи и функции практики магистрантов педагогического образования в системе профессиональной подготовки. Разработана структурная модель практики магистрантов педагогического образования, методологической основой которой являются компетентностный, деятельностный и праксеологический подходы. Эта модель позволяет рассматривать практику как непрерывный процесс, включающий в себя два этапа и удовлетворяющий выделенной системе организационно-методических условий. Представленный подход к практике магистрантов создаёт условия для повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательной деятельности, способствует оптимальной интеграции теоретического обучения и профессиональной деятельности магистранта во время практики, обеспечивая успешность её реализации.
228-236 78
Аннотация
В статье исследован опыт первичного применения информационно-коммуникационных технологий в образовании, в частности в обучении геометрии школьников 10-11 классов, а также рассматриваются основы использования компьютера на уроках по этой дисциплине. В связи с общей тенденцией более широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении отдельным предметам показано возрастание роли ИКТ в обучении геометрии 10-11 классов и использование самых новых программ в ее преподавании.
237-243 72
Аннотация
В статье раскрываются основные цели и методы системной работы по сетевому взаимодействию общеобразовательной организации, семьи, вуза, научной организации и предприятия. Обосновывается необходимость создания мотивирующей образовательной среды для детей и подростков. В качестве примера эффективной образовательной среды по формированию профессионального самоопределения обучающихся средней школы приводится опыт работы образовательного центра развития научно-технической и инновационной деятельности «Лидер», организованного на базе МБОУ СОШ № 5 с УИОП г. Солнечногорска.
244-250 127
Аннотация
В статье даётся обоснование актуальности проблемы использования в обучении облачных технологий и систем виртуализации в условиях модернизации образования и развития сетевых технологий. Рассматриваются вопросы организации эффективного взаимодействия педагогических работников и обучающихся в рамках единой информационной образовательной среды средствами современных информационных технологий, основанных на облачных вычислениях и виртуализации; анализируются проблемы выбора и практического применения облачных сервисов и платформ для создания и развития единого информационного пространства образовательной организации.
251-257 35
Аннотация
Статья посвящена проблеме подготовки будущих бакалавров технологического образования к художественно-проектной деятельности с использованием информационных технологий. Художественно-проектная деятельность является важной компонентой общего образования школьников, реализующейся в рамках предметной области «Технология». Цель исследования - описать процесс формирования художественно-проектной компетентности, лежащей в основе подготовки будущего бакалавра технологического образования к художественно-проектной деятельности в рамках факультатива «Программное обеспечение художественного проектирования». Результатом проведенного исследования является разработка методики обучения студентов художественно-проектной деятельности.
258-264 61
Аннотация
Целью представленного исследования является разработка на теоретическом уровне педагогической технологии, обеспечивающей формирование здоровьесберега-ющего поведения студентов средствами физического воспитания. В статье проанализированы основные компоненты разработанной технологии, такие как цель, задачи, принципы, психолого-педагогические условия, включающие содержание, формы, методы и средства формирования здоровьесберегающего поведения студентов в вузе, ожидаемые результаты, а также критерии оценки эффективности исследуемого процесса.
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)