Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 1 (2016)
Скачать выпуск PDF

I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

8-16 155
Аннотация
В статье раскрываются особенности работы педагога, а именно: уделяется внимание исследовательской функции педагога в контексте его профессиональной деятельности. Авторы показывают, что необходимо использовать исследовательскую составляющую при обучении, воспитании и развитии. В современных условиях педагогу необходимо учитывать научный подход к педагогическим направлениям, владеть методами педагогического исследования, умениями анализировать профессиональный опыт. Уделено внимание процессу развития и саморазвития профессиональной компетентности в системе непрерывного педагогического образования, что должно эффективно сказаться на профессиональных результатах.

II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

17-25 48
Аннотация
Статья посвящена одному из важнейших аспектов успешного профессионального становления будущего специалиста - мобильности. Рассматриваются два вида мобильности: академическая и профессиональная. Автор знакомит читателей с новым учебным пособием, разработанным на кафедре иностранных языков Московского государственного областного университета в 2015 г., особо подчеркивая его роль в формировании у бакалавров-экономистов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшего существования в режиме постоянной мобильности.
26-33 72
Аннотация
Статья посвящена применению дистанционного обучения в практике довузовской подготовки школьников к поступлению в технический вуз и их адаптации к специфике дальнейшего обучения инженерной профессии. Изложены методические принципы и технические особенности учебного процесса на дистанционных подготовительных курсах в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Особое внимание уделяется необходимости использования в обучении высококачественных учебных материалов, которые не только компенсируют дидактические потери вследствие ограниченного контакта с преподавателем, но и дают уникальные возможности виртуального обучения. Проведен статистический анализ контингента курсов за последние 3 года.
34-40 73
Аннотация
В этой статье автор рассматривает проблему музыкального мышления путем анализа различных уровней данной категории. Посредством констатации многоаспектности музыкального мышления в статье раскрываются и определяются специфические особенности музыкального мышления, а также подход к рассмотрению его компонентов. Автор упоминает в статье о такой научной области, как семиотика, а также о ее разделе под названием семантика, указывая на перспективы развития в изучении музыкального мышления. Проведя сравнительный анализ исследований проблемы музыкального мышления, автор пришел к выводу о необходимости использования интегративного подхода в процессе обучения музыке в школе.
41-47 81
Аннотация
Статья освещает инновационную методику работы, позволяющую сделать более эффективным процесс усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи новых лексических единиц. Рассмотрены приемы активного расширения словарного запаса и приведены примеры, при этом обоснована важность включения в лексическую работу сенсорных материалов. Показана необходимость учитывать ведущую репрезентативную систему дошкольника во время занятий по обогащению словарного запаса. Продемонстрирована актуальность, новизна и перспективность изучаемого направления.
48-58 97
Аннотация
В статье рассматриваются задания, которые предлагались школьникам Московской области на различных этапах теоретического тура химической олимпиады (муниципальный, областной). Представлены результаты проведенной систематизации большого количества задач, показаны их различные типы по органической химии, выявлены основные подходы, а также проиллюстрированы способы их решения. Отмечается необходимость расширения кругозора учащихся, в частности включение знаний по физике, биологии и математики в процесс подготовки к участию в олимпиадах.
59-67 115
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения русскому языку иностранных курсантов. Ключевым понятием в системе обучения иностранных военнослужащих русскому языку является архитектоника инженерного текста. Автор сопоставляет архитектонику, предложенную И.Б. Авдеевой, с архитектоникой текстов учебников и учебных пособий по военным специальностям и указывает на то, что военно-инженерный учебный текст обладает специфическими элементами архитектоники и это определяет подход в его изучении. Автор делает вывод, о том, что учет специфики военно-инженерного учебного текста позволяет реализовать требование профессионально ориентированной подготовки иностранных военных специалистов в процессе изучения ими русского языка, а также способствует формированию у них коммуникативной и профессиональных компетенций.
68-77 56
Аннотация
Статья рассматривает возможности компьютерных сетевых информационно-коммуникационных платформ в плане организации самостоятельного освоения иностранного языка. Выделены основные направления создания новых методик обучения иностранному языку на базе информационно-коммуникационных технологий. Подчеркивается потенциал таких изначально не предназначенных для образовательных целей Интернет-площадок, как социальные сервисы. Приводится краткий обзор платформ YouTube и Мой мир@Mail.Ru с точки зрения их возможного использования в качестве вспомогательных средств обучения иностранному языку.
78-84 83
Аннотация
В статье проанализированы подходы, связанные с достижением метапредмет-ных результатов в литературном образовании. Одной из целей данного исследования стал поиск ответов на вопросы о том, какие результаты литературного образования следует считать метапредметными. В качестве примера в статье рассматривается способность обучающихся постигать авторскую позицию как один из основных метапредметных результатов литературного образования. Автор анализирует сущность метапредметного содержания литературного образования и раскрывает педагогические условия, необходимые для достижения метапредметных результатов на занятиях по литературе.
85-93 51
Аннотация
В статье отражены авторские методические рекомендации, направленные на подготовку студентов к написанию заявления и участии в собеседовании при приеме на работу. Автором выделяются два этапа подготовки - письменный и устный. Письменный этап включает в себя подготовку к правильному написанию заявления о приеме на работу, автор показывает его структуру и разные варианты тренировки его написания. Устный этап описывает возможности проведения деловой игры, нацеленной на отработку речевых навыков, необходимых для участия в собеседовании на английском языке. Статья раскрывает разнообразие методических возможностей при данном виде подготовки.

III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

94-102 62
Аннотация
В работе описывается опыт автора в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов, как того требует личностно-деятельностная парадигма обучения, образовательные стандарты. Показано общее направление и фрагменты методики преподавания в высшей школе в условиях реализации компетентностного и деятельностного подходов в образовании. Дается описание некоторых методов и приемов организации учебной деятельности студентов в изучении педагогики в вузе: лекция с опережающим изучением, анализ педагогических ситуаций, семинар-игра «конференция».
103-110 65
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем разработки содержания и методического обеспечения организации формирования готовности будущего преподавателя технологии к руководству научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью учащихся. Рассматриваются педагогические условия, дающие предпосылки к организации наиболее успешного процесса формирования готовности будущего учителя технологии к научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности учащихся.
111-117 266
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме преподавания методики технологического образования в МГОУ. Цель статьи - создание целостного представления о дисциплине «Методика технологического образования» и методической системы, удовлетворяющей современным требованиям подготовки бакалавров педагогического образования. Автором представлены основные направления организации системной непрерывной работы по методике технологического образования. Основная идея разработки структуры и содержания курса дисциплины «Методика технологического образования» - это формирование у бакалавров целостного представления о методике преподавания технологии как объекте изучения.
118-126 67
Аннотация
В данной статье представлен дидактический анализ учебной темы «Педагогическое общение» входящей в раздел «Практическая педагогика» дисциплины «Педагогика» с позиции междисциплинарных связей общей и театральной педагогики. Доказано, что при изучении данной темы в сочетании с дополнительным изучением дисциплин театральной педагогики («Актерское мастерство» и «Сценическая речь») в виде спецкурса формируется ряд профессионально-педагогических компетенций, что способствует формированию профессиональной компетентности студентов - будущих учителей. Кроме того, автор выделяет значение междисциплинарных связей для раскрытия базовых положений анализируемой темы, определяет их объективно необходимыми, так как знания из перечня представленных дисциплин театральной педагогики дополняют, обогащают, насыщают педагогическое знание.
127-134 48
Аннотация
Рассматривается модель подготовки личности инженера, в которой духовно-нравственный компонент является одним из основных. Обосновывается необходимость формирования компетенций, основанных на профессионально-творческих способностях личности. В целях определения уровня сформированности духовно-нравственного компонента модели личности инженера проведены диагностирующий и контрольный тесты, проанализированы их результаты. Автор приходит к заключению, что в основе духовно-нравственного развития личности должны быть общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы.
135-146 61
Аннотация
На основе учета состава «готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности», имеющего мотивационную, когнитивную, технологическую, психофизиологическую, социальную и рефлексивную компоненты, указана необходимость включения в «информационную образовательную среду» учебного заведения облачных технологий, которые в методической подсистеме, расширенной информационно-коммуникационными методами обучения, позволяют осуществить необходимую для формирования выделенных компонентов конвенциально-ролевую рефлексию в условиях педагогической фасилитации.

IV. ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

147-156 107
Аннотация
Гражданско-патриотическое воспитание современной учащейся молодежи предполагает использование различных подходов. Одним из таких подходов является этнокультурный, позволяющий сформировать идентичность личности в поликультурном пространстве с прочной основой толерантности как важного качества личности гражданина и патриота. В статье рассматриваются педагогические основания и условия развития этнокультурного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Подчеркивается, что для России одним из основных принципов гражданско-патриотического воспитания является поликультурность, способствующая осознанию молодым поколением культурного разнообразия современного мира.
157-166 60
Аннотация
В статье автор рассмотрел уровни сформированности профессионального самосовершенствования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки, выделил критерии, наличие которых устанавливалось посредством определения показателей для характеристики уровней. Определены компоненты в структуре сформированности профессионального самосовершенствования. Описаны общие уровни сформированности профессионального самосовершенствования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки на заключительном этапе эксперимента по критериям: профессиональная направленность, самоэффективность, контактность, энергодейственность. Научная новизна исследования заключается в том, что были разработанф и теоретически обоснованф сущность понятия «профессиональное самосовершенствование будущих социальных педагогов» и его составляющие, охарактеризованы уровни сформированности профессионального самосовершенствования.
167-173 64
Аннотация
В статье раскрывается ценностно-диалогическое содержание формирования духовно-нравственных ценностей личности студента. Авторы акцентируют внимание на том, что формирование духовно-нравственных ценностей личности студента в диалогическим взаимодействии представляет собой сложную, длительную и систематически организованную работу педагогов и студентов, конечной целью которой является трансформация ценностей православной культуры в личностно значимые ценности студентов. Формирование духовно-нравственных ценностей будет осуществляться успешнее в том случае, если у студентов появится потребность в самокоррекции и самовоспитании; когда они осознают ситуации, в которых их духовно-нравственные ценности будут востребованы.
174-181 70
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения иностранных студентов речевому общению и формированию у них социокультурной компетенции. Средством формирования социокультурной компетенции служат аутентичные видеоматериалы. В статье автор обращается к работе над фильмами, которые входят в цикл занятий по теме «Из истории России. Герои разных эпох», описывает основные этапы работы с аутентичными видеоматериалами и предлагает систему заданий, разработанных к каждому из фильмов. Главная идея работы над данным циклом состоит в том, чтобы дать иностранным студентам представление о русском национальном характере и о факторах, повлиявших на его формирование.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)