Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 4 (2008)
Скачать выпуск PDF
3-9 79
Аннотация
Взаимоотношения общества и природы в настоящее время все более приобретают
характер противостояния, что приводит к усилению экологического кризиса и невозмож-
ности нормального функционирования экосферы планеты, невозможности коэволюции
общества и природы. Условием выхода из экологического кризиса является осознание
каждым членом общества своей роли в решении глобальных экологических проблем,
формирование индивидуальной экологической культуры. Главной составной частью
экологической культуры личности выступает экологический императив как методологи-
ческая установка и связующее звено между экологическим сознанием и экологическим
мышлением.
10-13 28
Аннотация
В статье рассматривается новый подход к формированию внутренней микросреды
личности, которое происходит за счет трех взаимосвязанных внешних микросред: обра-
зовательной, социальной и культурной. Высшими уровнями развития отмеченных мик-
росред являются: самообразование, социализация, духовное и нравственное саморазви-
тие личности.
14-18 31
Аннотация
В условиях стремительного развития рынка туризма проблема формирования про-
фессиональной позиции будущего менеджера туризма в последнее десятилетие приоб-
ретает особую актуальность.
Формирование профессиональной позиции студентов в процессе профессионального
образования будет успешным, если соблюдены определенные педагогические условия. В
данной статье рассматриваются педагогические условия формирования профессиональ-
ной позиции будущего менеджера туризма.
19-25 78
Аннотация
Гуманное отношение к природе - необходимое нравственное качество личности в
современном обществе. Процесс формирования гуманного отношения к природе у школь-
ников является актуальной задачей образования. Требуется разработка педагогической
технологии формирования гуманного отношения к природе у учащихся и обоснование
педагогических условий её реализации. Формирование гуманного отношения к природе
у школьников будет успешно осуществляться при использовании разнообразных форм,
средств и методов экологического образования, позволяющих приобретать полноценные
экологические знания, умения и навыки экологической деятельности, проявлять эмоцио-
нальный интерес к природному миру
26-31 31
Аннотация
Основным критерием цивилизационного развития должна стать человечность. Необ-
ходимо вернуть подлинный (ценностный) смысл понятия в сознание людей. Особая роль
принадлежит школьному образованию, и именно гуманитарное знание может выступить
в качестве интегративной основы обновления всей системы содержания образования.
32-43 40
Аннотация
В статье на основе опыта 61 специализированного учреждения социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена задача создания
эффективной региональной системы их социализации. Методика исследования включала
анонимное анкетирование 992 специалистов этих учреждений, что позволило получить
данные об условиях, трудностях и путях совершенствования социализации детей.
44-53 35
Аннотация
В данной статье рассматривается внеклассная деятельность детской музыкальной
школы. В рамках исследования был проведён опрос, в котором участвовало три группы
респондентов: ученики младших классов, учащиеся старших классов, родители учени-
ков. По результатам были составлены таблицы и проведён анализ, который показал поло-
жительное влияние внеклассной деятельности на учебный процесс, а также, в процессе
деятельности Детской филармонии наиболее наглядно видна динамика формирования и
развития творческих способностей.
54-61 37
Аннотация
Важнейшей проблемой современного образования является его эффективность как
для человека, так и для общества. Заказчиком и потребителем образования является
личность, тогда как общество формирует основные социально значимые требования к
качеству образования в виде федеральной и региональной составляющих учебных пла-
нов, выступая корпоративным заказчиком и потенциальным потребителем, получающим
профессионально компетентного социализированного члена общества. В статье анали-
зируются эмпирические исследования экологического сознания студентов технического
вуза.
62-65 36
Аннотация
Данное исследование представляет интерес для практической педагогики. Пробле-
мы взаимоотношения семьи и школы, глубоко изученные на основе теоретического и
практического опыта, разрешаются, главным образом, в направлении работы с семьей, её
педагогического сопровождения в системе организационной культуры школы. Как тра-
диционные, так и нетрадиционные методы взаимодействия школы и семьи формируют
общее пространство соуправления образовательным процессом. Несомненно, «Школа
родительского мастерства» повышает уровень компетентности родителей как участни-
ков образовательного процесса.
66-69 39
Аннотация
С позиции стратегических направлений модернизации высшего образования в рам-
ках проблемы изменения сущности педагогической деятельности, направленной на раз-
витие духовно-нравственных ценностей российского общества, представлены подходы
по формированию ценностного отношения к педагогической деятельности у студентов
вуза. Ценностное отношение к педагогической деятельности как социопедагогической и
системообразующей в образовательном процессе педагогического вуза, рассматривается
в рамках методологии непрерывного образования.
70-74 19
Аннотация
В статье речь идёт о воспитательной функции полностью положительной десяти-
балльной шкалы. Приводится структура полностью положительной шкалы, рассматри-
ваются условия, основанные на данных проведённых психолого-педагогических иссле-
дований, подтверждающие повышение воспитательного значения оценки по сравнению
с пятибалльной шкалой.
75-82 39
Аннотация
В статье раскрыты характерные особенности системы коррекционного обучения,
принципы организации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе. Ав-
тор рассматривает содержание деятельности и основные направления работы специалис-
тов службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения; органи-
зационно-педагогические поля их взаимодействия; мотивы вступления специалистов во
взаимодействие; факторы, способствующие успешной организации взаимодействия.
83-88 26
Аннотация
В статье обоснована необходимость обновления высшего педагогического образова-
ния; описана история многоуровневой системы высшего образования в России; опреде-
лены возможности многоуровневой системы образования для решения задач обновления
высшей школы; рассмотрена логика содержательного компонента подготовки магистров
педагогики.
89-94 31
Аннотация
В статье рассматриваются цели системы высшего образования США, роль высшего
образования в повышении социальной мобильности специалиста и причины ее сниже-
ния, пути создания равных условий для получения высшего образования представителя-
ми различных слоев американского общества.
95-100 28
Аннотация
В статье рассматривается возможность изучения сформированности организацион-
но-педагогической культуры будущего учителя через компоненты: когнитивно-рефлек-
тивный, ценностно-ориентационный и операционально-креативный. На примере при-
менения методики творческого решения культуросозидательных ситуаций предлагается
один из вариантов формирования организационно-педагогической культуры будущего
учителя.
101-104 26
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем методики преподавания иностран-
ного языка на продвинутом этапе - обучение импровизированному высказыванию на
основе прочитанного текста. Особое внимание уделяется технологии выявления с помо-
щью устного пересказа эмоционального компонента, спровоцированного чтением тек-
ста. Последний призван облегчить поиск тем для обсуждения в языковых группах при
обучении свободному монологическому высказыванию. Статья основана на эксперимен-
тальном методическом исследовании.
105-110 90
Аннотация
Статья посвящена системе демонстрационного эксперимента при изучении электро-
магнитных колебаний и волн в курсе физики основной школы. Также в ней раскрыты сис-
тематизирующие факторы и приведены основные демонстрации.
111-115 19
Аннотация
В статье описываются расширенные тезисы диссертационного исследования мо-
дульно-компетентностного обучения информатики студентов физико-математического
факультета Московского государственного областного университета в контексте фунда-
ментализации образования.
116-121 26
Аннотация
Le critиre sйmantique qui est utilisй, en rиgle gйnйrale, dans la typologie des phrases de
subordination avec le lien circonstanciel. Les problиmes de classement des phrases complexes
sexplique par le fait que les subordonnйes circonstancielles se caractйrisent par un certain
syncrиtisme sйmantique. On met en evidence nottament lexistence du lien sйmantique entre
les subordonnйes а valeur fi nale et consйquentielle, а valeur comparative et de maniиre,
concessive et conditionnelle.
122-126 34
Аннотация
В статье анализируются изменения, происходящие в физическом образовании шко-
лы и вуза. С целью решения проблемы системной преемственности автор предлагает
программу системного пропедевтического курса для студентов-первокурсников техни-
ческого вуза, рассматривает факторы формирования курса и дает обоснование выбора
содержания.
127-134 36
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к проверке знаний и умений учащихся по конк-
ретной программной теме. Знания и умения нельзя рассматривать вне той учебной де-
ятельности, в ходе которой они усваиваются. В процессе усвоения школьниками знаний,
формировании, совершенствовании и развитии умений большое значение имеют и реп-
родуктивная, и продуктивная деятельность. Динамика развития деятельности обеспечи-
вается последовательностью перехода от одного уровня к другому (по В.П. Беспалько),
с постепенным усложнением вопросов и заданий, как по глубине содержания, так и по
виду деятельности учащихся.
135-139 33
Аннотация
В статье представлена содержательная модель преемственности двухэтапного изуче-
ния механики в средней школе. Методические основы содержательной модели преемс-
твенности базируются на взаимосвязи системы научных знаний, общенаучных и частных
методов познания. Приведены некоторые результаты внедрения содержательной модели
в практику преподавания.
140-145 34
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы создания элективных курсов для профиль-
ного обучения старшеклассников; определяются задачи элективных курсов математического
направления; описывается содержание элективного курса «Задачи с параметром».
146-151 42
Аннотация
Данная статья рассматривает формирование профессиональной компетентности бу-
дущего лингвиста-переводчика на основе личностно-ценностного подхода и доказыва-
ет необходимость данного принципа, ориентированного на личность обучаемого, на его
потребности и мотивы. Современное общество нуждается не просто в переводчиках, ко-
торые выступают в качестве посредников, играющих второ степенную роль в процессе
межъязыковой коммуникации, а в квалифициро ванных языковых консультантах широ-
кого профиля, хорошо знающих не только иностранный язык, но и все сферы жизни,
политики и экономики на рода, говорящего на этом языке
152-156 38
Аннотация
Статья посвящена актуальному вопросу методики русского языка - анализу текста в
процессе формирования грамматического строя речи учащихся.
157-166 48
Аннотация
Для эффективного функционирования информационных систем, используемых в
обучении, возникает ряд проблем, связанных с представлением, обработкой и использо-
ванием знаний. Для доступа и эффективного использования знаний необходима их клас-
сификация и структуризация. В нашей работе предложены некоторые подходы решения
данной проблемы и приведены показатели эффективности их использования при подго-
товке будущих учителей информатики.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)