В статье представлен анализ накопленного опыта проведения профориентационных мероприятий для школьников 8-11 классов, принимавших участие во Всероссийской олимпиаде по искусственному интеллекту в 2022 и 2023 годах. Выделены основные формы проведения профориентационной работы среди школьников в области искусственного интеллекта (ИИ) и проведения олимпиады, как комплексного образовательного проекта.
Сделаны выводы о необходимости проведения постоянного мониторинга и оценки эффективности профориентационной работы со школьниками для участия во Всероссийской олимпиаде по искусственному интеллекту. Предложены рекомендации о том, что для повышения эффективности профориентационной работы в области искусственного интеллекта для участия в олимпиаде следует обучать школьников составлению и ведению индивидуальных планов профессионального развития и карьерного роста.
Сделаны выводы о том, что к основным компонентам профориентационной работы среди школьников в области искусственного интеллекта (ИИ) в рамках проведения олимпиады, как комплексного образовательного проекта, относится: информирование школьников о возможных направлениях профессионализации в сфере искусственного интеллекта; организация профориентационных, просветительских и научно-популярных мероприятий с участием профессионалов в области ИИ; взаимодействие с профессионалами как с наставниками; карьерное консультирование. Для оценки эффективности профориентационной работы рекомендуется обучать школьников составлению и ведению индивидуальных планов профессионального развития.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее эффективных стратегиях и моделях подготовки научных и научно-педагогических кадров в разных регионах Российской Федерации. Единые стандарты и образовательные ориентиры, которые разрабатываются в Центральном федеральном округе, далеко не всегда получают адекватные и эффективные способы реализации в более отдалённых регионах. В частности, Дальневосточный округ, который всегда отличался трудностями в транспортном сообщении с другими субъектами страны, а также устойчивыми низкими показателями социально-экономического развития, не может перейти к инновационным стратегиям и тактикам, предлагаемым федеральным центром. В данном исследовании: осуществлён комплексный анализ имеющихся на сегодняшний день тенденций в системе профессиональной подготовки научных сотрудников и педагогов в Камчатском крае.
Цель исследования. Изучить особенности подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в Камчатском крае с учётом культурно-исторических и социально-экономических особенностей этого региона, а также предложить возможные способы и приёмы повышения качества профессиональной подготовки педагогов.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в расширении имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее перспективных способах и приёмах повышения качества подготовки педагогических и научнопедагогических кадров в Камчатском крае. Теоретическая значимость исследования обусловлена конкретизацией и детализацией таких психолого-педагогических и социальных понятий, как «мотивация трудовой деятельности», «эффективный контракт», «профессиональное выгорание», «стажировочная площадка». Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов данной работы в опытно-практической деятельности методистов, занимающихся разработкой пособий и руководств для сопровождения научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае.
Результаты исследования. Главными результатами исследования являются: обобщённая характеристика региональных факторов, влияющих на качество научно-педагогической подготовки молодых кадров; анализ значимых тенденций в обеспечении на краевом уровне качества подготовки молодых специалистов, в выдвижении и обосновании конкретных способов и приёмов, которые смогут улучшить систему подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае.
Выводы. В работе сделаны выводы, что планомерная подготовка научных и научно-педагогических кадров, координируемая на региональном уровне, без сомнения, качественно способствует улучшению задач по сохранению и развитию интеллектуальной части общества. В последующем подготовка таких кадров должна всегда быть ориентирована на раскрытие научного, экономического, социального, культурного и духовного потенциала региона, на обеспечение преемственности в подготовке педагогических кадров, которые сумеют заинтересовать молодёжь в экономическом развитии своего края, в культивировании понятий наукоориентированной практики и практикоориентированной науки. Но самое главное – в выдвижении человеческого ресурса как главного капиталовложения Камчатского края с его суровым климатом, тяжёлыми условиями труда и устойчивым депрессивным состоянием экономики. Создание разнообразной и индивидуально-ориентированной системы подготовки новых научных и научно-педагогических кадров, в которой молодые специалисты смогут реализовать себя, апробировать свои идеи, и самое главное – почувствовать значимость и ценность своего труда, позволит качественно повлиять на снижение оттока молодого населения из края, а значит, и на решение проблемы кадрового голода в сфере науки и образования.
Актуальность исследования обусловлена научными достижениями современной педагогики в сфере личностно-ориентированного образования и проектирования личностно-развивающей образовательной среды, обращающими внимание педагога на учёт личностных потребностей обучающихся в осознании смысла образования, самообоснования, творческого саморазвития. С другой стороны, в широкой педагогической практике в духе классической рациональности распространён формализованный логико-системный подход к педагогическому знанию, в том числе в области воспитательного взаимодействия. Такой подход рассматривает результат образования в связи с императивным субъект-объектным воздействием, с научением. Успешность образования определяется соответствием набора редуцированных личностных качеств установленному и стандартизированному образцу, определяющему паттерны деятельности и поведенческой активности обучающегося.
Цель исследования: раскрыть историко-педагогические особенности становления педагогического феномена личностного опыта и особенности его формирования у обучающегося в преломлении концепции средового подхода к проектированию личностно-развивающего образования.
Методы исследования включают: методы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и другие); анализ педагогических концепций в контексте системы ориентиров (ценностей), определяющих педагогическое мышление; историко-педагогическое сравнение.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в том, что впервые основой для интерпретации личностного опыта как результата образования в контексте необходимого условия проектирования личностно-развивающей среды выступает концепт личностно-средовой целостности. Личностно-средовая целостность, рассматриваемая нами как метасистема, является особой субъект-содержащей сложной системой (М. Гелл Манн, В. И. Аршинов, Я. И. Свирский, В. Г. Буданов, П. К. Гречко и др.). Диалектика такой метасистемы основывается на средовых процессах и механизмах, которые представляются важнейшими для педагога в его проектировочной деятельности. Ключевыми элементами диалектики выступают отношения образовательной среды как внешнего, но обладающего свойством полимодальности становиться частью внутреннего, с одной стороны, и развивающейся личности в контексте субъективной реальности, внутреннего мира человека (по В. И. Слободчикову), с другой стороны.
Результаты исследования. Развитие отечественной педагогики в контексте единственно верной и правильной методологической основы в виде диалектического материализма отразилось на педагогической интерпретации сущности личности, её функций, личностного опыта и особенностях педагогического инструментария, направленного на императивное формирование и воспитание. Педагогические идеи относительно личностного опыта как цели образования эволюционируют в различных научных школах по пути его интерпретации от объективно- обусловленного и субъективно-обусловленного опыта к средовому толкованию личностного опыта в различных формах и соотношениях объективного и субъективного. Личностный опыт как искомый результат современного личностно ориентированного образования детерминирован динамикой субъективной реальности участников образовательного взаимодействия в образовательной среде. Такой опыт как неотъемлемая часть процесса онтологизации субъекта, как часть диалектики становления самой личности, её сущностных свойства и качеств, формируется в контексте субъективной реальности, её семантической основы. Опыт реализации личностных функций закономерно обусловлен диалектикой взаимоотношений личности и среды, способствует внутренней обусловленности активности субъекта, его преобразующей направленности.
Выводы. Генерация субъективной реальности участниками образовательного взаимодействия и, что важно, её динамика в образовательной среде выступают основой для возникновения развивающих свойств среды, основой обретения субъектами образовательной деятельности личностного опыта. Характер и особенности личностного опыта будут определяться процессуальными особенностями и спецификой его генерации – процессом рождения, структурирования, рекомбинации субъективной семантической реальности в образовательной среде. Особенности формирования личностного опыта у обучающегося наделяют педагогический инструментарий средопреобразующим характером. Деятельность педагога, решающая собственно образовательные, развивающие задачи, становится преимущественно средопреобразующей.
Актуальность. Школа играет важную роль в поддержании благополучия молодёжи и в защите от негативного поведения, связанного со здоровьем, что вызывает потребность более глубокого изучения образовательных педагогических технологий, применяемых на уроках. Актуальность исследования связана с потребностью современного учителя владеть арсеналом образовательных технологий, имеющих здоровьесберегающий компонент.
Цель. Выявить здоровьесберегающий компонент современных образовательных технологий, применяемых в системе общего образования.
Методы исследования: методы теоретического исследования – анализ, сравнение, обобщение; методы эмпирического исследования – анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта; методы математико-статистической обработки данных – метод сравнения величин.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены и раскрыты здоровьесберегающие компоненты современных образовательных технологий, применяемых в системе общего образования. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и структурировании перечня образ технологий, имеющих здоровьесберегающий компонент. Практическая значимость состоит в возможности применения образовательных технологий со здоровьесберегающим компонентом на уроке в системе школьного образования.
Результаты исследования. В ходе исследования были получены следующие результаты: установлено, что в современном обществе на первый план выходит забота о сбережении психологического здоровья; выявлены здоровьесберегающие аспекты образовательных технологий; раскрыты возможные риски применения образовательных технологий для социально-психологического здоровья.
Выводы. По вопросу исследования здоровьесберегающего компонента образовательных технологий, мы пришли к следующему выводу: следующие образовательные технологии оказывают наиболее благоприятное воздействие на здоровье в различных аспектах – для социального здоровья: классическая традиционная классно-урочная система обучения и информационно-коммуникационные технологии – ИКТ; для физического здоровья: игровые технологии и смешанное обучение; для психологического здоровья: технология объяснительно-иллюстративного обучения, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии – ИКТ, дистанционное обучение и смешанное обучение; игровые технологии и смешанное обучение оказывают положительное влияние на общее здоровье.
Актуальность. В статье рассматриваются теоретические основы развития этнокультурного образования в системе общего образования Кабардино-Балкарской Республики, выделяются проблемные зоны, а также акцентируются перспективные направления дальнейшего развития этнокультурного образования. Данная тема является актуальной в связи с необходимостью формирования патриотического воспитания и духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Универсальным инструментом для формирования данных компетенций у подрастающего поколения является этнокультурное образование. Кроме того, развитие системы этнокультурного образования не было исследовано с позиций актуальных нормативных документов в рамках обновления ФГОС и внедрения ФООП, что подтверждает актуальность статьи.
Цель исследования – выявить и раскрыть особенности развития этнокультурного компонента общего образования в Кабардино-Балкарской Республике: нормативно-правовой и теоретический аспекты.
Методы исследования. Для реализации цели исследования в статье использовались анализ нормативной документации, научной литературы, дедуктивный метод, сопоставление и синтез информации. В рамках эмпирической части исследования проведено анкетирование о формах преподавания этнокультурного исторического компонента во всех школах региона.
Научная новизна / теоретическая и / или практическая значимость. В исследовании выявлены и раскрыты особенности развития этнокультурного компонента общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в нормативно-правовом и теоретическом аспектах. С учётом анализа изменений в нормативной документации и результатов научно-исследовательских работ можно сделать вывод, что под этнокультурным образованием в общем образовании подразумевается универсальный механизм системы образования, направленный на приобщение подрастающего поколения к ценностям этнической культуры, знанию родных языков, литературы, истории, географии и культуры в целях овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа страны. Помимо этого проведён комплексный анализ нормативной базы реализации этнокультурного образования, рассмотрены модели реализации этнокультурного образования в стране, проанализирован опыт региона Кабардино-Балкарской Республики в реализации предметов этнокультурного компонента в системе общего образования. А также выявлены дефициты, связанные с развитием этнокультурного образования:
– отсутствие единых подходов к структурированию учебного процесса в общем образовании по предметам этнокультурного направления;
– отсутствие нормативно утверждённой Концепции преподавания предметов этнокультурной направленности;
– снижение качества результатов обучения по предметам этнокультурной направленности;
– отсутствие единых механизмов диагностики и мониторинга знаний по предметам этнокультурной направленности.
Результаты исследования. Выявлены особенности развития этнокультурного компонента общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в нормативно-правовом и теоретическом аспектах. Проведён комплексный анализ нормативной базы и научной литературы по вопросам этнокультурного развития, который позволил выявить дефициты, мешающие качественному развитию предметов этнокультурного компонента, например, отсутствие единой Концепции этнокультурного образования в стране. Помимо этого, обобщены сильные стороны, которые являются перспективными для дальнейшего развития. К ним относятся: обоснование необходимости дальнейшего развития этнокультурного образования в базовых стратегических документах; возможность включения предметов этнокультурной направленности в часть, формируемую участниками образовательных отношений федеральных учебных планов образовательных организаций; целенаправленная работа в регионах по обновлению УМК по предметам этнокультурной направленности и др.
Выводы. Для качественного развития этнокультурного образования в стране заложены основы в нормативной базе, регулирующей образовательный процесс в общем образовании. С сентября 2023 г. все образовательные организации общего образования перешли на федеральные образовательные программы, в которых предусмотрена возможность для реализации этнокультурных запросов обучающихся. Федеральные учебные планы предусматривают возможность перераспределения часов и усиления этнокультурной части образовательного процесса. Следовательно, данную работу можно целенаправленно развивать и вывести на новый качественный уровень на региональном уровне, отрегулировав единые подходы к преподаванию предметов этнокультурной направленности. С этой целью необходимо разрабатывать единые концепции, издавать методические рекомендации на основе общих подходов и принципа преемственности. Помимо этого, необходимо усиливать часть, связанную с комплексной системой оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения школьников по данным предметам.
Актуальность исследования. Одной из традиционных российских ценностей выступает ценность прав и свобод человека. Существует потребность в соблюдении прав обучающихся, которые являются одним из наиболее уязвимых социальных слоёв, нуждающихся в особой всесторонней защите, социально-психологической помощи и правовой поддержке. Именно правовая незащищённость обучающихся или нарушение их прав и свобод является причиной неадекватного поведения и совершения правонарушений. В связи с этим возникает необходимость выявления ценностно-смысловой внутренней позиции обучающихся в отношении их академических прав.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть права и свободы обучающегося в контексте ценностно-смысловой парадигмы.
Методы исследования. Исследование опиралось на опросные методы, анализ, обобщение, синтез, рейтингование, методы математико-статистической обработки данных.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыты группы академических прав обучающихся, определён рейтинг академических прав обучающихся, выявлено ценностно-смысловое отношение студентов к их академическим правам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём разработана и апробирована методика «Рейтинг академических прав обучающихся». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в системе воспитательной работы, в образовательном процессе в части реализации федеральной программы «Обучение служением» и модуля «Основы российской государственности».
Результаты исследования. В ходе исследования был определён рейтинг академических прав обучающихся, где на I месте оказались социальные права (89,6%), на II месте – права на образование (87,2%) и морально-этические права (87,2%), на III месте – права на саморазвитие и участие в мероприятиях (86,4%) и права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации (84,8%).
Выводы. Формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к их академическим правам представляет собой процесс преобразования внутренней позиции личности, на которую влияют усвоенные ранее ценности, жизненные цели и индивидуальные потребности человека.
Актуальность исследования обусловлена тем, что особенности информационного общества, такие как инновационный характер производства, гуманизация технологии, превалирование умственного труда и возрастающая роль искусственного интеллекта, предъявляют новые требования к профессиональному образованию и личности специалиста. Это экстраполируется на профориентационную работу с обучающимся, которые ещё в школе должны освоить знания и сформировать навыки в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Решить эти задачи позволяют различные формы профориентационной работы. Особого подхода требует профориентационная работа с одарёнными школьниками, увлечёнными изучением ИИ. Опыт её проведения для участников Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту (ИИ) рассмотрен в статье.
Цель – обобщить и проанализировать накопленный опыт проведения профориентационных мероприятий для учащихся 8–11 классов, определить наиболее эффективные формы осуществления профориентационной работы среди школьников в области ИИ, раскрыть особенности проведения профориентационной работы с одарёнными школьниками, увлечёнными изучением ИИ, на примере мероприятий для участников Всероссийской олимпиады по ИИ.
Методы исследования. В процессе исследования использованы комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация и др.), эмпирические методы (педагогическое проектирование и наблюдение, опрос обучающихся, метод экспертных оценок) количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключаются в том, что в статье раскрыт образовательный потенциал различных профориентационных практик, обоснована необходимость проведения постоянного мониторинга и оценки эффективности профориентационной работы со школьниками для участия во Всероссийской олимпиаде по ИИ. Разработаны практико-ориентированные рекомендации, позволяющие повысить эффективность профориентационной работы в области ИИ, в частности, для участия в олимпиаде следует обучать школьников составлению и ведению индивидуальных планов профессионального развития и карьерного роста.
Результаты. В данном исследовании определены компоненты профориентационной работы, которые помогают ученикам определить свои интересы и способности, развить навыки, необходимые для успешной карьеры. Такими компонентами являются: информирование; организация образовательных, просветительских и научно-популярных мероприятий; наставничество; практическая работа; конкурсы и хакатоны; взаимодействие с профессионалами и компаниями; карьерное консультирование; развитие Soft skills («мягкие» навыки); создание сообществ школьников, заинтересованных изучением ИИ.
Выводы. Аналитический обзор научно-педагогических источников и качественный анализ проведённой профориентационной работы с участниками Всероссийской олимпиады по ИИ показал, что к основным компонентам профориентационной работы среди школьников в области ИИ относятся просвещение школьников о возможных направлениях профессионализации в сфере искусственного интеллекта, организация мероприятий с участием профессионалов в области ИИ, наставничество, консультирование по построению карьеры и др. Для оценки эффективности профориентационной работы необходимо обучать школьников разработке и ведению индивидуальных планов профессионального развития.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Внедрение ФГОС ООО и ориентирование на необходимость выявления и дальнейшее развитие способностей учащихся ставит новые задачи перед учителями английского языка. В частности, встаёт вопрос о необходимости разработки нового оценочного инструментария, который позволил бы решать эти задачи.
Цель. Выявить связь между фонетическими способностями и успешностью изучения английского языка.
Методы исследования. Методы теоретического исследования – анализ, сравнение, обобщение. Методы эмпирического исследования – тестирование, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Методы математико-статистической обработки данных – метод сравнения величин.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна данного исследования определена тем, что в нём продемонстрирована связь фонетических способностей с результатами овладения английским языком, что, в свою очередь, свидетельствует о важности развития фонетических навыков у учащихся на всех уровнях обучения в школе. Проведённый анализ российской и зарубежной научной литературы в области языковых способностей может быть использован для дальнейшего изучения темы исследования и разработки моделей инструментария для диагностики структурных элементов языковой способности.
Результаты проведённого исследования вносят вклад в теорию обучения иностранному языку на уровне основного общего образования, а представленный инструмент оценивания фонетических способностей может быть использован в практической деятельности учителя с целью выявления и развития индивидуальных способностей учащихся.1 Результаты исследования. В статье представлены результаты исследования, которые показали определённую связь между фонетическими способностями учащихся и успешностью изучения английского языка. В статье также поднимается вопрос о важности развития фонетических навыков на уровне основного общего образования.
Выводы. В данной работе представлены сведения о новых задачах, которые появляются перед учителями в рамках внедрения новых ФГОС ООО. Одно из требований заключается в необходимости выявления и развития способностей учащихся. Ряд исследований свидетельствует о связи фонетических способностей и успешности изучения иностранного языка. В российской практике наблюдается снижение внимания к развитию фонетических навыков на уровне основного общего образования, однако при переходе на следующий уровень обучения после начальной школы очень важно продолжать работу по развитию фонетических способностей. Кроме этого, важно использовать диагностические процедуры, которые позволят определить уровень развития фонетических навыков, так как такие данные позволят выстраивать более эффективную программу обучения английскому языку.
Актуальность. В начале 90-х гг. прошлого века в немалой степени активизировались отношения России и Китая. По сей день эти отношения развиваются на всех уровнях и в разных областях. Постоянное взаимодействие двух стран способствует более широкому изучению китайского языка российскими студентами. Актуальность исследования определяется повышением спроса на изучение китайского языка в вузах и недостаточной разработанностью теоретических основ, технологического и методологического обеспечения данного процесса.
Цель исследования заключается в обосновании подходов в обучении китайскому языку в российских вузах и в выявлении проблем, препятствующих эффективному овладению студентами китайским языком.
Методы исследования. Для решения задач в ходе исследования автором были применены такие методы, как анализ и синтез, классификация и обобщение. Дидактический анализ источников позволил выявить особенность и степень изученности темы, а метод классификации и обобщения помог раскрыть затруднения и проблемы в обучении китайскому языку российских студентов.
Материалы исследования. Научные публикации и методические пособия, касающиеся проблематики и особенностей преподавания китайского языка студентам в российских вузах.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Особый акцент в статье сделан на анализе разных подходов в преподавании китайского языка в российских вузах и попытке определить единый подход в обучении китайскому языку, что развивает методику педагогических исследований в современной социокультурной ситуации в обучении китайскому языку в российских вузах. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём уточнена концепция разработки единого подхода с учётом документа «Стандарты оценивания уровня владения китайским языком в сфере международного обучения китайскому языку» («国际中 文教育中文水平等级标准»). Статья носит прикладной характер, её практическая значимость заключается в разработке единого подхода к методике обучения китайскому языку, призванного помочь в преодолении дефицитов в освоении китайского языка.
Результат исследования. На основе анализа требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) в обучении иностранным языкам и китайскому языку раскрывается тот факт, что существуют единые государственные программы для обучения китайскому языку в школьном образовании, но для высшего образования они отсутствуют. С помощью классификации и обобщения трудов учёных в сфере обучения китайскому языку сделаны выводы, что в российских вузах отсутствует единый подход в обучении китайскому языку, что вызывает трудности в обучении фонетике, иероглифике, грамматике, в выборе учебников для определённого этапа обучения.
Выводы. В процессе проведения исследования были выделены спектр затруднений с обучением фонетике, иероглифике и грамматике китайского языка и проблема касательно учебников. Выявлены проблемы, характерные именно для китайского языка и обусловленные его спецификой, связанные с отсутствием единых современных подходов к обучению китайскому языку.
Актуальность исследования определяется тем, что межкультурная коммуникация в нынешних условиях становится как никогда важной, она требует формирования у молодого поколения двух видов компетенций: лингвистической и социокультурной. Совершенствование межкультурной осведомлённости студентов является важным ключевым фактором развития социокультурной компетентности студентов и в значительной степени изменяет сам характер межкультурной коммуникации и отношений.
Целью нашего исследования является системное описание концепции формирования межкультурной осведомлённости, которая способствует овладению иностранным языком студентами в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.
Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение полученных результатов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что предложена концепция формирования межкультурной осведомлённости студентов как инновация в обучении китайских студентов русскому языку как языку специальности. Результаты данного исследования уже сейчас применяются на занятиях со студентами при обучении русскому языку в Сианьском нефтяном университете при чтении лекций, при написании программ, учебно-методических пособий и учебников по данной специальности.
Результаты исследования. В работе показано, что межкультурная осведомлённость является одним из критериев успешного обучения иностранному языку, и её необходимо целенаправленно культивировать в процессе обучения.
Выводы. Предложен принцип внедрения культурных компонентов в обучение русскому языку как иностранному для формирования культурной осведомлённости. Выделены факторы, связанные с социальными ценностями, факторы языковой среды, невербальные факторы, связанные с коммуникаторами, влияющие на развитие межкультурной осведомлённости студентов. Показаны подходы к проектированию урока иностранного языка. В работе предложены методы формирования у студентов межкультурной осведомлённости при обучении русскому языку как иностранному.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность исследования вызвана необходимостью подбора методик обучения для формирования умений и навыков командной работы у будущих специалистов. В статье анализируются навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, и предлагается технология поэтапного формирования навыков и умений командной работе.
Цель – выделение и обоснование навыков и умений, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, представление технологии поэтапного формирования навыков и умений командной работе в рамках конкретной дисциплины.
Методы исследования. Теоретический анализ и синтез научной литературы, обобщение, анализ опыта преподавателей, анкетирование студентов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Проанализированы важные навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, дана их характеристика. Апробирована методика поэтапного формирования навыков и умений командной работе при изучении дисциплины «Тренинг командообразования и групповой работы».
Результаты исследования. Использование методов диагностики: тестирование по методике диагностики навыков командной работы В. Стефансона «Q-сортировка», тест Белбина «Типы ролей в команде», анкетирование (авторская анкета «Отношение студентов к поэтапному формированию навыков и умений командной работы»), – анализ результатов успеваемости по дисциплине показали, что методика поэтапного формирования навыков и умений командной работы выявляет положительную динамику удовлетворённости студентов работой в своих командах (87%). У большей части студентов (от 79,8% до 83,8% в разных командах) сформировались важные навыки и умения командной работы.
Выводы. Проведён анализ важных навыков и умений, необходимых для командной работы. Представлен опыт использования технологии поэтапного формирования навыков и умений командной работы. В процессе исследования было доказано, что технология поэтапного формирования навыков и умений оказывает положительный эффект на развитие умений и навыков командной работы у студентов первого курса обучения.
Актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к качеству подготовки студентов вузов – будущих учителей математики и информатики в связи с тенденцией снижения уровня математической подготовки учащихся.
Цель исследования заключается в определении уровня сформированности специальных способностей будущих учителей математики и информатики в процессе профессиональной подготовки.
Методы исследования связаны с тестами и диагностиками Дж. Баррета, Дж. Равена, Н. Холла, Г. Айзенка, Г. Гарднера, В. И. Андреева.
Научная новизна и / или теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложено комплексное использование специальных диагностик и тестов различных учёных для выявления специальных способностей студентов направления «Педагогическое образование» в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Результаты исследования могут быть использованы для эффективного проектирования образовательного процесса будущих учителей математики и информатики, в частности построения индивидуальной траектории обучения студентов.
Результаты исследования. Определены уровни сформированности специальных способностей студентов академической группы направления подготовки «Педагогическое образование» Сыктывкарского государственного университета.
Выводы. Использование различных диагностик и тестовых методик позволяет определить уровни сформированности специальных способностей студентов – будущих учителей математики и информатики, значимых для анализа качества профессиональной подготовки.
ISSN 2949-4974 (Online)