Анализ сформированности специальных способностей будущих учителей математики и информатики
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-137-146
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к качеству подготовки студентов вузов – будущих учителей математики и информатики в связи с тенденцией снижения уровня математической подготовки учащихся.
Цель исследования заключается в определении уровня сформированности специальных способностей будущих учителей математики и информатики в процессе профессиональной подготовки.
Методы исследования связаны с тестами и диагностиками Дж. Баррета, Дж. Равена, Н. Холла, Г. Айзенка, Г. Гарднера, В. И. Андреева.
Научная новизна и / или теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложено комплексное использование специальных диагностик и тестов различных учёных для выявления специальных способностей студентов направления «Педагогическое образование» в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Результаты исследования могут быть использованы для эффективного проектирования образовательного процесса будущих учителей математики и информатики, в частности построения индивидуальной траектории обучения студентов.
Результаты исследования. Определены уровни сформированности специальных способностей студентов академической группы направления подготовки «Педагогическое образование» Сыктывкарского государственного университета.
Выводы. Использование различных диагностик и тестовых методик позволяет определить уровни сформированности специальных способностей студентов – будущих учителей математики и информатики, значимых для анализа качества профессиональной подготовки.
Об авторе
Е. А. КаневаРоссия
Канева Евгения Андреевна – преподаватель кафедры физико-математического и информационного образования,
167001, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д. 55.
Список литературы
1. Айзенк Г. Новые IQ тесты / пер. с англ. Москва: Эксмо, 2003. 192 с.
2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
3. Аникеева К. А. Актуальность развития эмоционального интеллекта студентов педагогических специальностей // Педагог – профессионал в школе будущего: материалы V Всероссийской молодёжной конференции, Элиста, 22 апреля 2022 г. Чебоксары: Среда, 2022. С. 21–24.
4. Жук Л. В. Диагностика уровня развития пространственного мышления будущих учителей математики в процессе обучения геометрии // Наука и школа. 2019. № 6. С. 108–115.
5. Жукова В. Н. Формирование информатической компетентности будущего учителя математики как фактор повышения качества профессиональной подготовки в вузе // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. 2022. Т. 77. № 1. С. 34–40.
6. Кейв М. А., Журавлева Н. А. Оценка готовности студентов 1-2-х курсов – будущих учителей математики к освоению профильных дисциплин в вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2023. № 1 (63). С. 90–99.
7. Маланов И. А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32–36.
8. Маслак А. А. Статистический анализ успеваемости студентов в рамках теории латентных переменных // Известия Юго-западного государственного университета. Серия: Управление. Вычислительная техника. Информатика. Медицинское приборостроение. 2020. Т. 10. № 3 (4). С. 75–89.
9. Несына С. В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21. № 21. С. 23–28.
10. Попов Н. И., Калимова А. В. Выявление специальных способностей будущих учителей математики, физики и информатики // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1 (29). С. 12–18.
11. Попов Н. И., Канева Е. А., Болотин Э. С. Исследование специальных способностей студентов вуза при обучении математике // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 110–113.
12. Попов Н. И., Канева Е. А. Использование корреляционного анализа при исследовании качества обучения будущих учителей математики и информатики // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 4 (52). С. 95–99.
13. Попов Н. И., Канева Е. А. Использование электронного курса «Школьный математический практикум» при подготовке будущих педагогов // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 4 (62). С. 109–118.
14. Попов Н. И., Кожурина А. В. Исследование специальных способностей будущих учителей информатики в процессе подготовки для работы с одарёнными детьми // Информатика и образование. 2021. Т. 36. № 8. С. 32–40.
15. Попов Н. И. Фундаментализация университетского математического образования: монография. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2021. 174 с.
16. Равен Дж. К. Раздел 3. Стандартные прогрессивные матрицы // Равен Дж. К. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам (включая Параллельные и Плюс версии) / пер. с англ. Москва: Когнито-Центр, 2012. 144 с.
17. Садыкова Е. Р., Разумова О. В. Оценочная деятельность будущего учителя математики и информатики в контексте 4к-компетентности // Информация и образование: границы коммуникаций. 2021. № 13 (21). С. 40–42.
18. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института психотерапии, 2022. 490 с.
19. Bakar M. A. A., Ismail N. Metacognitive learning strategies in mathematics classroom intervention: A review of implementation and operational design aspect // International Journal of Mathematics Education. 2020. № 15 (1). P. 5–55. DOI: 10.29333/iejme/5937.
20. Barrett J. Aptitude, personality and motivation tests: analyse your talents and personality and plan your carrer. London: Cogan page, 2009. 246 p.
21. Kuular D. O., Ragulina M. I., Lapchik M. P. Future teachers’ training in identification and development of IT giftedness at schools of the Republic of Tyva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. № 12 (9). P. 1659–1669. DOI: 10.17516/1997-1370-0483.
22. Nugba R. M. Standardized Achievement Testing, Aptitude Testing, and Attitude Testing: How Similar or Different are these Concepts in Educational Assessment? // Asian Journal of Education and Social Studies. 2021. Vol. 15. № 3. P. 42–54.