Здоровьесберегающий компонент современных образовательных технологий, применяемых в системе общего образования
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-38-51
Аннотация
Актуальность. Школа играет важную роль в поддержании благополучия молодёжи и в защите от негативного поведения, связанного со здоровьем, что вызывает потребность более глубокого изучения образовательных педагогических технологий, применяемых на уроках. Актуальность исследования связана с потребностью современного учителя владеть арсеналом образовательных технологий, имеющих здоровьесберегающий компонент.
Цель. Выявить здоровьесберегающий компонент современных образовательных технологий, применяемых в системе общего образования.
Методы исследования: методы теоретического исследования – анализ, сравнение, обобщение; методы эмпирического исследования – анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта; методы математико-статистической обработки данных – метод сравнения величин.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены и раскрыты здоровьесберегающие компоненты современных образовательных технологий, применяемых в системе общего образования. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и структурировании перечня образ технологий, имеющих здоровьесберегающий компонент. Практическая значимость состоит в возможности применения образовательных технологий со здоровьесберегающим компонентом на уроке в системе школьного образования.
Результаты исследования. В ходе исследования были получены следующие результаты: установлено, что в современном обществе на первый план выходит забота о сбережении психологического здоровья; выявлены здоровьесберегающие аспекты образовательных технологий; раскрыты возможные риски применения образовательных технологий для социально-психологического здоровья.
Выводы. По вопросу исследования здоровьесберегающего компонента образовательных технологий, мы пришли к следующему выводу: следующие образовательные технологии оказывают наиболее благоприятное воздействие на здоровье в различных аспектах – для социального здоровья: классическая традиционная классно-урочная система обучения и информационно-коммуникационные технологии – ИКТ; для физического здоровья: игровые технологии и смешанное обучение; для психологического здоровья: технология объяснительно-иллюстративного обучения, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии – ИКТ, дистанционное обучение и смешанное обучение; игровые технологии и смешанное обучение оказывают положительное влияние на общее здоровье.
Об авторе
Г. В. ТрубниковаРоссия
Трубникова Галина Викторовна – учитель английского языка,
109469, г. Москва, ул. Белореченская, д. 47, к. 1.
Список литературы
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз»: монография. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2001. 316 с.
2. Вернер Н. А. Исследование медико-социальных факторов влияния на состояние здоровья подростков // Научный руководитель. 2019. № 1 (31). С. 54–64.
3. Вечканова И. Г. Игровые технологии в психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП в социально-культурной сфере // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-1 (112). С. 180–184.
4. Ежгурова А. А., Просвирнина Л. Г. Методические особенности обучения иностранному языку на базе электронной платформы Moodle в рамках педагогической технологии смешанного обучения // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 2 (30). С. 16–20.
5. Кирьякова А. В., Мороз В. В. Развитие личности в цифровом мире: аксиологические доминанты // Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий: сборник материалов VII Международной научно-практической очно-заочной конференции, Оренбург, 19 марта – 19 апреля 2021 г. Оренбург: Оренбургский филиал Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, 2021. С. 469–476.
6. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1996. 439 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977. 304 с.
8. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 190 с.
9. Потапова Е. В., Дубовская В. А. Вопросы инклюзии в современном ДОУ: развитие инициативы и самостоятельности у детей 5–7 лет средствами многофункционального комплекса игровых технологий (МКИТ) // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: поиск эффективных решений: сборник материалов вузовской заочной научно-практической студенческой конференции, Курган, 16 мая 2022 г. Курган: Курганский государственный университет, 2022. С. 105–116.
10. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 508 с.
11. Сластёнин В. А., Артамонова Е. И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2002. № 3. С. 4–8.
12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва: АРКТИ, 2003. 12 с.
13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва: АРКТИ, 2005. 318 с.
14. Томина О. Н. Применение технологий личностно-ориентированного обучения для формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза // Междисциплинарный подход к подготовке современного педагога: от теории к практике: сборник научных трудов молодых учёных, Москва, 08 декабря 2022 г. / под ред. Н. А. Горловой. Москва: Перспектива, 2023. С. 181–185.
15. Трубникова Г. В. Риски цифровизации общего образования: здоровьесберегающий аспект // Междисциплинарный подход к подготовке современного педагога: от теории к практике: сборник научных трудов молодых учёных, Москва, 08 декабря 2022 г. / под ред. Н. А. Горловой. Москва: Перспектива, 2023. С. 186–192.
16. Трубникова Г. В. Ценность социально-психологического здоровья школьников в условиях цифровизации образования // Шамовские чтения: сборник статей XV Международной научнопрактической конференции, Москва, 21–25 января 2023 г.: в 2 ч. Ч. 1. Москва: 5 за знания, 2023. С. 462–466.
17. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Денисенко Р. Н. Теория и практика формирования эколого-валеологической культуры у младших школьников. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2018. 219 с.
18. Цибульникова В. Е. Конвергенция, интеграция и синергизм как методологическая триада ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 168–189.
19. Цибульникова В. Е. Концептуальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138). С. 35–41.
20. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-6-17.
21. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированное управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 429–434. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.205.
22. Чижакова Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1999. 330 с.
23. Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2008. № 1. C. 109.
24. Шульга Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник Московскогого государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 1. С. 60–66.
25. Currie C., Zanotti C., Morgan A. Social determinants of health and well-being among young people // Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. P. 45–49.
26. Jean L., Wenger E. Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation // Legitimate Peripheral Participation Textbook Part of Learning in Doing: Social, Cognitive and Computational Perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 998 p.
27. Kendra C. Learning Styles Based on Jung’s Theory of Personality // Very Well Mind: [сайт]. 2023. URL: https://www.verywellmind.com/jungs-theory-of-personality-learning-styles-2795160 (дата обращения: 02.02.2024).
28. Means B., Toyama Y., Murphy R. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A MetaAnalysis and Review of Online Learning Studies. Washington: US Department of Education, 2010. 94 p .
29. Saab H., Klinger D. School differences in adolescent health and wellbeing: Findings from the Canadian Health Behaviour in School-aged Children Study // Social Science and Medicine. 2010. № 70 (6). P. 850–858.
30. Serrano K. The effect of digital game-based learning on student learning: A literature review: Graduate Research Paper in Education. Nothern lova, 2019. 51 p.