Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Личностный опыт и его эволюция в развивающем образовании

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-20-37

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена научными достижениями современной педагогики в сфере личностно-ориентированного образования и проектирования личностно-развивающей образовательной среды, обращающими внимание педагога на учёт личностных потребностей обучающихся в осознании смысла образования, самообоснования, творческого саморазвития. С другой стороны, в широкой педагогической практике в духе классической рациональности распространён формализованный логико-системный подход к педагогическому знанию, в том числе в области воспитательного взаимодействия. Такой подход рассматривает результат образования в связи с императивным субъект-объектным воздействием, с научением. Успешность образования определяется соответствием набора редуцированных личностных качеств установленному и стандартизированному образцу, определяющему паттерны деятельности и поведенческой активности обучающегося.

Цель исследования: раскрыть историко-педагогические особенности становления педагогического феномена личностного опыта и особенности его формирования у обучающегося в преломлении концепции средового подхода к проектированию личностно-развивающего образования.

Методы исследования включают: методы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и другие); анализ педагогических концепций в контексте системы ориентиров (ценностей), определяющих педагогическое мышление; историко-педагогическое сравнение.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в том, что впервые основой для интерпретации личностного опыта как результата образования в контексте необходимого условия проектирования личностно-развивающей среды выступает концепт личностно-средовой целостности. Личностно-средовая целостность, рассматриваемая нами как метасистема, является особой субъект-содержащей сложной системой (М. Гелл Манн, В. И. Аршинов, Я. И. Свирский, В. Г. Буданов, П. К. Гречко и др.). Диалектика такой метасистемы основывается на средовых процессах и механизмах, которые представляются важнейшими для педагога в его проектировочной деятельности. Ключевыми элементами диалектики выступают отношения образовательной среды как внешнего, но обладающего свойством полимодальности становиться частью внутреннего, с одной стороны, и развивающейся личности в контексте субъективной реальности, внутреннего мира человека (по В. И. Слободчикову), с другой стороны.

Результаты исследования. Развитие отечественной педагогики в контексте единственно верной и правильной методологической основы в виде диалектического материализма отразилось на педагогической интерпретации сущности личности, её функций, личностного опыта и особенностях педагогического инструментария, направленного на императивное формирование и воспитание. Педагогические идеи относительно личностного опыта как цели образования эволюционируют в различных научных школах по пути его интерпретации от объективно- обусловленного и субъективно-обусловленного опыта к средовому толкованию личностного опыта в различных формах и соотношениях объективного и субъективного. Личностный опыт как искомый результат современного личностно ориентированного образования детерминирован динамикой субъективной реальности участников образовательного взаимодействия в образовательной среде. Такой опыт как неотъемлемая часть процесса онтологизации субъекта, как часть диалектики становления самой личности, её сущностных свойства и качеств, формируется в контексте субъективной реальности, её семантической основы. Опыт реализации личностных функций закономерно обусловлен диалектикой взаимоотношений личности и среды, способствует внутренней обусловленности активности субъекта, его преобразующей направленности.

Выводы. Генерация субъективной реальности участниками образовательного взаимодействия и, что важно, её динамика в образовательной среде выступают основой для возникновения развивающих свойств среды, основой обретения субъектами образовательной деятельности личностного опыта. Характер и особенности личностного опыта будут определяться процессуальными особенностями и спецификой его генерации – процессом рождения, структурирования, рекомбинации субъективной семантической реальности в образовательной среде. Особенности формирования личностного опыта у обучающегося наделяют педагогический инструментарий средопреобразующим характером. Деятельность педагога, решающая собственно образовательные, развивающие задачи, становится преимущественно средопреобразующей.

Об авторе

Д. В. Литвин
Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
Россия

Литвин Дмитрий Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической подготовки,

125993, г. Москва, ул. Александра и Зои Космодемьянских, д. 9.



Список литературы

1. Азаров Ю. П. Экология детства, помноженная на культуру педагогического общения // Воспитание школьников. 1990. № 1. С. 24–27.

2. Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? // Основы гуманной педагогики: в 20 кн. Кн. 1. Москва: Свет, 2017. 304 с.

3. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. Москва: Смысл, 2002. 479 с.

4. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 32 с.

5. Бермус А. Г. Онтологический поворот в науках об образовании // Непрерывное образование: XXI век: [сайт]. 2013. № 2. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2081 (дата обращения: 24.08.2023).

6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.

7. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-наДону: Булат, 2000. 351 с.

8. Буданов В. Г. Сложностность и проблема единства знания. Вып. 1. К стратегии познания сложности. Москва: Институт философии РАН, 2018. 105 с.

9. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Москва: Педагогика, 1983. 368 с.

10. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва: Эксмо, 2006. 1136 с.

11. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 1. Москва: Государственное издательство, 1929. 367 с.

12. Гречко П. К. Идентичность – постмодернистская перспектива // Вопросы социальной теории. 2010. № 5. С. 171–190.

13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.

14. Данилов М. А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Москва: Просвещение, 1975. 301 с.

15. Еськов В. М., Зинченко Ю. П., Филатова О. Е. Развитие психологии и психофизиологии в аспекте третьей парадигмы естествознания // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Т. 23. № 3. С. 187–194.

16. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. № 3. С. 16–21.

17. Леонтьев А. А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность). Москва: Смысл, 2001. 392 с.

18. Лепский В. Е. Организации стратегического целеполагания в саморазвивающихся полисубъектных средах // Россия: Тенденции и перспективы развития. 2019. № 1. С. 140–144.

19. Лепский В. Е. От техногенной к социогуманитарной цивилизации // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 1-й Международной конференции, Москва, 8–9 февраля 2018 г. Москва: Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша, 2018. С. 124–128.

20. Мануйлов Ю. С. Язык «Со» // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010. № 1 (43). С 51–56.

21. Мудрик А. В. Социальная педагогика. Москва: Академия, 2005. 200 с.

22. Персонализированная модель образования. Москва: АНО «Платформа новой школы», 2019. 36 с.

23. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 192 с.

24. Полупан К. Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета: дис. … докт. пед. наук. Калининград, 2020. 458 с.

25. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 512 с.

26. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973. 424 с.

27. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.

28. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. Москва: Логос, 2012. 447 с.

29. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (106). С. 30–35.

30. Сериков В. В., Пичугина В. К. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. 2016. № 1. С. 19–29.

31. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.

32. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Москва: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

33. Соловьев Э. В. Философия как критика идеологий // Философия и идеология: от Маркса до постмодерна. Москва: Прогресс-Традиция, 2018. С. 21–73.

34. Степин В. С. Теоретическое знание. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.

35. Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. Москва: Наука, 1972. 256 с.

36. Улановский А. М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструктивизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35–45.

37. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 448 с.

38. Формирование современной образовательной среды / Е. М. Барсукова, А. К. Белолуцкая, Е. В. Иванова, М. Б. Лозовский. Москва: Московский государственный педагогический университет, 2019. 110 с.

39. Якиманская И. С., Биктина Н. Н., Логутова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. 124 с.

40. Ясвин В. А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 295–314.

41. Christensen J. A critical reflection of Bronfenbrennerґs development ecology model // Problems of Education in the 21st Century. 2016. № 69. P. 22–28.

42. Downes S. This Magazine Article published as Personal and Personalized Learning in EMMA [Электронный ресурс] // European Multiple MOOCs Aggregator. URL: https://us8.campaign-archive.com/?u=17ce08681f559814caf1359d3&id=fa1770e58d&e=6fb1272e29 (дата обращения: 12.07.2023).

43. Downes S. Newer Theories for Digital Learning Spaces // Handbook of Open, Distance and Digital Education. Singapore: Springer, 2022. P. 1–18.

44. Gell Mann M. What is Complexity? [Электронный ресурс] // Complexity and Industrial Clusters. 1995. № 1. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 24.08.2023).

45. Rauthmann J. F. Capturing Interactions, Correlations, Fits, and Transactions: A Person-Environment Relations Model // Handbook of Personality Dynamics and Processes. Amsterdam: Elsevier, 2022. P. 427–522.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)