Особенности развития этнокультурного компонента общего образования в Кабардино-Балкарской Республике: нормативно-правовой и теоретический аспекты
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-52-66
Аннотация
Актуальность. В статье рассматриваются теоретические основы развития этнокультурного образования в системе общего образования Кабардино-Балкарской Республики, выделяются проблемные зоны, а также акцентируются перспективные направления дальнейшего развития этнокультурного образования. Данная тема является актуальной в связи с необходимостью формирования патриотического воспитания и духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Универсальным инструментом для формирования данных компетенций у подрастающего поколения является этнокультурное образование. Кроме того, развитие системы этнокультурного образования не было исследовано с позиций актуальных нормативных документов в рамках обновления ФГОС и внедрения ФООП, что подтверждает актуальность статьи.
Цель исследования – выявить и раскрыть особенности развития этнокультурного компонента общего образования в Кабардино-Балкарской Республике: нормативно-правовой и теоретический аспекты.
Методы исследования. Для реализации цели исследования в статье использовались анализ нормативной документации, научной литературы, дедуктивный метод, сопоставление и синтез информации. В рамках эмпирической части исследования проведено анкетирование о формах преподавания этнокультурного исторического компонента во всех школах региона.
Научная новизна / теоретическая и / или практическая значимость. В исследовании выявлены и раскрыты особенности развития этнокультурного компонента общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в нормативно-правовом и теоретическом аспектах. С учётом анализа изменений в нормативной документации и результатов научно-исследовательских работ можно сделать вывод, что под этнокультурным образованием в общем образовании подразумевается универсальный механизм системы образования, направленный на приобщение подрастающего поколения к ценностям этнической культуры, знанию родных языков, литературы, истории, географии и культуры в целях овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа страны. Помимо этого проведён комплексный анализ нормативной базы реализации этнокультурного образования, рассмотрены модели реализации этнокультурного образования в стране, проанализирован опыт региона Кабардино-Балкарской Республики в реализации предметов этнокультурного компонента в системе общего образования. А также выявлены дефициты, связанные с развитием этнокультурного образования:
– отсутствие единых подходов к структурированию учебного процесса в общем образовании по предметам этнокультурного направления;
– отсутствие нормативно утверждённой Концепции преподавания предметов этнокультурной направленности;
– снижение качества результатов обучения по предметам этнокультурной направленности;
– отсутствие единых механизмов диагностики и мониторинга знаний по предметам этнокультурной направленности.
Результаты исследования. Выявлены особенности развития этнокультурного компонента общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в нормативно-правовом и теоретическом аспектах. Проведён комплексный анализ нормативной базы и научной литературы по вопросам этнокультурного развития, который позволил выявить дефициты, мешающие качественному развитию предметов этнокультурного компонента, например, отсутствие единой Концепции этнокультурного образования в стране. Помимо этого, обобщены сильные стороны, которые являются перспективными для дальнейшего развития. К ним относятся: обоснование необходимости дальнейшего развития этнокультурного образования в базовых стратегических документах; возможность включения предметов этнокультурной направленности в часть, формируемую участниками образовательных отношений федеральных учебных планов образовательных организаций; целенаправленная работа в регионах по обновлению УМК по предметам этнокультурной направленности и др.
Выводы. Для качественного развития этнокультурного образования в стране заложены основы в нормативной базе, регулирующей образовательный процесс в общем образовании. С сентября 2023 г. все образовательные организации общего образования перешли на федеральные образовательные программы, в которых предусмотрена возможность для реализации этнокультурных запросов обучающихся. Федеральные учебные планы предусматривают возможность перераспределения часов и усиления этнокультурной части образовательного процесса. Следовательно, данную работу можно целенаправленно развивать и вывести на новый качественный уровень на региональном уровне, отрегулировав единые подходы к преподаванию предметов этнокультурной направленности. С этой целью необходимо разрабатывать единые концепции, издавать методические рекомендации на основе общих подходов и принципа преемственности. Помимо этого, необходимо усиливать часть, связанную с комплексной системой оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения школьников по данным предметам.
Ключевые слова
Об авторе
Л. А. УрусмамбетоваРоссия
Урусмамбетова Лаура Адамовна – кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией развития социально-гуманитарных дисциплин,
360015,г. Нальчик, ул. Киримова, д. 67.
Список литературы
1. Афанасьева А. Б. Социокультурное проектирование в этнокультурном образовании // Гуманитарные науки. 2018. № 1 (41). С. 94–100.
2. Ахмедова Э. И., Рудинский И. Д. Организация этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования как педагогическая проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 1. С. 111–126.
3. Баразгова З. В. Этнокультурное образование младших школьников при изучении «Окружающего мира» // Теория и практика современной науки. 2023. № 1 (91). С. 223–227.
4. Борисова У. С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия)): дис. ... д-ра социол. наук. Санкт-Петербург, 2006. 318 с.
5. Егошина Н. Г. Этнокультурное образование: теоретические основы и практика реализации // Theoria. 2022. № 1. С. 57–62.
6. Жукова Т. А. Стратегические ориентиры проектирования региональных образовательных программ подготовки педагогов в условиях динамичности этнокультурных процессов // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 17–20.
7. Закирьянова И. А., Михайлова А. Г. Этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 1 (25). С. 21–29.
8. Иванова А. В., Филиппова Н. И. Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 21–31.
9. Карникова О. П. Исторические аспекты становления концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 215–218.
10. Касьянова Л. Г. Этнокультурное образование учителей начальных классов в системе подготовки и повышения квалификации // Образовательный вестник «Сознание». 2021. № 12. С. 22–30.
11. Комарова И. И. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2021. № 2 (104). С. 35–42.
12. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Москва: Академия, 2003. 256 с.
13. Логвинова О. К., Зеленов В. И. Поликультурное и этнокультурное образование в современной педагогике: проблема соотношения понятий // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 112–116.
14. Магомедова Н. Г., Притыченко И. В. Современные тенденции развития этнокультурного образования средствами этнопедагогики в волгоградском государственном институте искусств и культуры // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 7 (170). С. 51–54.
15. Мунгиева Н. З., Гасанова С. С-Г. Использование этнокультурных средств в процессе развития ребёнка на этапе раннего детства // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100). С. 143–145.
16. Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. № 1 (17). С. 4–13.
17. Сергеевич Б. В. Сущностно-содержательный аспект этнопедагогической компетентности современного учителя // Мир науки и мысли. 2023. № 2. С. 117–124.
18. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва: Академия, 2013. 576 с.
19. Солодухина Т. К. Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 4 (27). С. 102–110.
20. Akkari A., Radhouane M. Intercultural Education in Brazil // Intercultural Approaches to Education. Cham: Springer, 2022. P. 95–104.
21. Hannigan A., Faas D., Darmody M. Ethno-cultural diversity in initial teacher [Электронный ресурс] // Irish Educational Studies. 2022. № 1. URL: https://www.tandfonline.com (дата обращения: 31.06.2023).
22. Wiest K., Torreiter L., Kirndörfer E. The Role of Natio-Ethno-Cultural Difference in Narratives of Neighbourhood // Journal of Economics and Social Geography. 2022. № 113. P. 19–34.