Академические права обучающегося как ценность образования
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-67-77
Аннотация
Актуальность исследования. Одной из традиционных российских ценностей выступает ценность прав и свобод человека. Существует потребность в соблюдении прав обучающихся, которые являются одним из наиболее уязвимых социальных слоёв, нуждающихся в особой всесторонней защите, социально-психологической помощи и правовой поддержке. Именно правовая незащищённость обучающихся или нарушение их прав и свобод является причиной неадекватного поведения и совершения правонарушений. В связи с этим возникает необходимость выявления ценностно-смысловой внутренней позиции обучающихся в отношении их академических прав.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть права и свободы обучающегося в контексте ценностно-смысловой парадигмы.
Методы исследования. Исследование опиралось на опросные методы, анализ, обобщение, синтез, рейтингование, методы математико-статистической обработки данных.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыты группы академических прав обучающихся, определён рейтинг академических прав обучающихся, выявлено ценностно-смысловое отношение студентов к их академическим правам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём разработана и апробирована методика «Рейтинг академических прав обучающихся». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в системе воспитательной работы, в образовательном процессе в части реализации федеральной программы «Обучение служением» и модуля «Основы российской государственности».
Результаты исследования. В ходе исследования был определён рейтинг академических прав обучающихся, где на I месте оказались социальные права (89,6%), на II месте – права на образование (87,2%) и морально-этические права (87,2%), на III месте – права на саморазвитие и участие в мероприятиях (86,4%) и права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации (84,8%).
Выводы. Формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к их академическим правам представляет собой процесс преобразования внутренней позиции личности, на которую влияют усвоенные ранее ценности, жизненные цели и индивидуальные потребности человека.
Об авторах
В. Е. ЦибульниковаРоссия
Цибульникова Виктория Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины»,
125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11.
С. М. Сахарова
Сахарова Светлана Максутовна – ассистент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»,
125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11.
Список литературы
1. Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 10–13.
2. Арендачук И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодёжи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 287–307.
3. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Едиториал УРСС, 1997. 448 с.
4. Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. Ханты-Мансийск, 2011. 417 с.
5. Кирьякова А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 6–14.
6. Конаржевский Ю. А. Наиболее существенные признаки целостной системы // Наука. Управление. Образование. 2021. № 3 (3). С. 15–24.
7. Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Щербакова О. М. Специализированный веб-сайт в профессионально-коммуникативном образовании иностранных медиков // Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. № 6. С. 29–34.
8. Куриленко В. Б., Макарова М. А., Щербакова О. М. Лингвокультурная среда международно-ориентированного вуза как средство коммуникативного развития студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 5. С. 33–34.
9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2019. 582 с.
10. Леонтьев Д. А., Овчинникова Е. Ю., Рассказова Е. И. Психология выбора: монография. Москва: Смысл, 2019. 464 с.
11. Майленова Ф. Г. Лабиринты морального выбора. Между этикой и психотерапией. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2022. 318 c.
12. Погребняк Л. П. Правовые и организационно-педагогические основы деятельности профессиональной образовательной организации в современных условиях: практико-ориентированная монография. Ставрополь: Дорофеев В. Ю., 2022. 367 с.
13. Ращупкина Ю. В. Особенности жизненных выборов у личностно зрелых и личностно незрелых молодых людей: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 233 с.
14. Рюмшина Л. И. Психология бытия: два подхода к анализу ценностно-смысловой проблематики // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: материалы Всероссийской психологической конференции c международным участием. Москва: Кредо, 2014. С. 89–90.
15. Сазонова А. Н. Дидактические условия воспитания у учащихся начальной школы отношения к образованию как ценности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 218 с.
16. Филоник М. С. Ценностные основания личностно значимого выбора: анализ случая // Консультативная психология и психотерапия. 2011. Т. 19. № 1. С. 156–180.
17. Чигарев В. М. Международный опыт становления и реализации концепции социальных прав человека: политологический анализ: дис. ... д-ра полит. наук. Москва, 2004. 503 с.
18. Чигринова И. А. Интеллектуальная и ценностная регуляция личностного выбора: на материале моральных дилемм: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2015. 206 с.
19. Чижакова Г. И., Чиганова Е. А. Аксиологический подход к подготовке будущего учителя // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции. Красноярск: Издательство Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2022. С. 206–210.
20. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. Москва: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.