Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Роль фонетических способностей при изучении английского языка

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-91-101

Аннотация

Актуальность. Внедрение ФГОС ООО и ориентирование на необходимость выявления и дальнейшее развитие способностей учащихся ставит новые задачи перед учителями английского языка. В частности, встаёт вопрос о необходимости разработки нового оценочного инструментария, который позволил бы решать эти задачи.

Цель. Выявить связь между фонетическими способностями и успешностью изучения английского языка.

Методы исследования. Методы теоретического исследования – анализ, сравнение, обобщение. Методы эмпирического исследования – тестирование, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Методы математико-статистической обработки данных – метод сравнения величин.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна данного исследования определена тем, что в нём продемонстрирована связь фонетических способностей с результатами овладения английским языком, что, в свою очередь, свидетельствует о важности развития фонетических навыков у учащихся на всех уровнях обучения в школе. Проведённый анализ российской и зарубежной научной литературы в области языковых способностей может быть использован для дальнейшего изучения темы исследования и разработки моделей инструментария для диагностики структурных элементов языковой способности.

Результаты проведённого исследования вносят вклад в теорию обучения иностранному языку на уровне основного общего образования, а представленный инструмент оценивания фонетических способностей может быть использован в практической деятельности учителя с целью выявления и развития индивидуальных способностей учащихся.1 Результаты исследования. В статье представлены результаты исследования, которые показали определённую связь между фонетическими способностями учащихся и успешностью изучения английского языка. В статье также поднимается вопрос о важности развития фонетических навыков на уровне основного общего образования.

Выводы. В данной работе представлены сведения о новых задачах, которые появляются перед учителями в рамках внедрения новых ФГОС ООО. Одно из требований заключается в необходимости выявления и развития способностей учащихся. Ряд исследований свидетельствует о связи фонетических способностей и успешности изучения иностранного языка. В российской практике наблюдается снижение внимания к развитию фонетических навыков на уровне основного общего образования, однако при переходе на следующий уровень обучения после начальной школы очень важно продолжать работу по развитию фонетических способностей. Кроме этого, важно использовать диагностические процедуры, которые позволят определить уровень развития фонетических навыков, так как такие данные позволят выстраивать более эффективную программу обучения английскому языку.

Об авторах

Е. В. Позднякова
Государственный университет просвещения 
Россия

Позднякова Елизавета Владимировна – аспирант кафедры лингводидактики,

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24.



А. П. Василевич
Государственный университет просвещения 
Россия

Василевич Александр Петрович – доктор филологических наук, профессор кафедры лингводидактики,

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24.



Список литературы

1. Агафонова М. П., Басова А. Т., Гусева А. А. Влияние музыкальных способностей на формирование фонетической компетенции при обучении иностранным языкам // Политехническая весна. Гуманитарные науки: материалы IV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 02–03 апреля 2021 г. Санкт-Петербург: Политехпресс, 2021. С. 132−138.

2. Аликулова Ш. А. О роли мотивации в обучении английскому языку // Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). С. 61−62.

3. Байдикова Н. Л. Цели современного урока иностранного языка в соответствии с ФГОС общего образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 65−76.

4. Бугакова Э. И., Казакова И. В., Супруненко В. Н. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2А. С. 220−229.

5. Буданова Е. А. Лингвистические способности студентов языковых вузов и их лингвокогнитивная основа // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 4−9.

6. Василевич А. П. Опыт количественной оценки уровня сформированности иноязычного фонетического навыка // РЕМА.RHEMA. 2020. № 3. C. 65−83.

7. Василевич А. П., Кудинова И. М. Тождественны ли понятия: лингвистическая одарённость и языковая одарённость? // Иностранные языки в школе. 2020. № 2. С. 47−53.

8. Вронская И. В., Осипова А. С. Проблема формирования и контроля иноязычных рецептивных фонетических навыков на раннем этапе обучения иностранным языкам // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2. № 2. С. 109−116.

9. Гальскова Н. Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам (система школьного образования): дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1999. 477 c.

10. Грабилова Е. Ю. Современные методы обучения фонетике английского языка в средней школе // Лучшие научные исследования 2023: сборник статей X Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 15 февраля 2023 г. Пенза: Наука и просвещение, 2023. С. 51−54.

11. Кондратьева Т. А. Развитие лингвистических способностей учащихся в результате применения различных технологий // Вестник науки и образования. 2020. № 2 (80). С. 82−89.

12. Михайленко Л. Г. Соотношение фонетического и фонологического аспектов при обучении иноязычному произношению // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 4–3 (77). С. 104−106.

13. Никитенко З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Москва. 2014. 427 с.

14. Пашковская С. С. Значение фонетических способностей на начальном этапе обучения иностранному языку // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 3 (11). С. 146−155.

15. Пушкарева И. А. Условия успешного изучения иностранного языка // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 4 (8). С. 80−87.

16. Фаримова А. А. Мотивация учащихся к изучению английского языка // Наука и образование сегодня. 2019. № 10 (45). С. 49−51.

17. Хованская Е. А. Исследование языковой способности: психолого-педагогический и методические аспекты // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3−1 (59). С. 184−188.

18. Чурюканова Е. О. К вопросу о формировании фонетических навыков на английском языке в младшей школе // Научные достижения высшей школы 2023: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 16 февраля 2023 г. Петрозаводск: Новая наука, 2023. С. 34− 39.

19. Carroll J. B. The prediction of success in intensive foreign language training // Training research in education. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1962. P. 87−136.

20. Sami A. N. Advancing Motivation and Aptitude Research in Relation to Teachers’ Practices and Successful L2 Learning Outcomes // Theory and Practice in Language Studies. Vol. 12. № 12. P. 2605–2613.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)