Формирование у студентов-первокурсников компетенции «Готовность к командной работе»
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-125-136
Аннотация
Актуальность исследования вызвана необходимостью подбора методик обучения для формирования умений и навыков командной работы у будущих специалистов. В статье анализируются навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, и предлагается технология поэтапного формирования навыков и умений командной работе.
Цель – выделение и обоснование навыков и умений, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, представление технологии поэтапного формирования навыков и умений командной работе в рамках конкретной дисциплины.
Методы исследования. Теоретический анализ и синтез научной литературы, обобщение, анализ опыта преподавателей, анкетирование студентов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Проанализированы важные навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, дана их характеристика. Апробирована методика поэтапного формирования навыков и умений командной работе при изучении дисциплины «Тренинг командообразования и групповой работы».
Результаты исследования. Использование методов диагностики: тестирование по методике диагностики навыков командной работы В. Стефансона «Q-сортировка», тест Белбина «Типы ролей в команде», анкетирование (авторская анкета «Отношение студентов к поэтапному формированию навыков и умений командной работы»), – анализ результатов успеваемости по дисциплине показали, что методика поэтапного формирования навыков и умений командной работы выявляет положительную динамику удовлетворённости студентов работой в своих командах (87%). У большей части студентов (от 79,8% до 83,8% в разных командах) сформировались важные навыки и умения командной работы.
Выводы. Проведён анализ важных навыков и умений, необходимых для командной работы. Представлен опыт использования технологии поэтапного формирования навыков и умений командной работы. В процессе исследования было доказано, что технология поэтапного формирования навыков и умений оказывает положительный эффект на развитие умений и навыков командной работы у студентов первого курса обучения.
Об авторах
М. М. БогдановаРоссия
Богданова Марина Михайловна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой учёта и информационных технологий в бизнесе,
656038 г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54.
О. М. Кузеванова
Россия
Кузеванова Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных наук и межкультурных коммуникаций,
656038 г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54
С. Ю. Шевелев
Россия
Шевелев Сергей Юрьевич – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных наук и межкультурных коммуникаций,
656038 г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54.
Список литературы
1. Аппело Ю. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами / пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2018. 534 с.
2. Баландина С. А. Особенности организации командной работы // Актуальные исследования. 2023. № 23 (153). Ч. II. С. 78–81.
3. Галич М. Н. Социально-культурные технологии формирования сплочённости студенческого коллектива: монография. Москва: Российский университет дружбы народов, 2022. 128 с.
4. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. Москва: Финансы и статистика, 2004. 224 с.
5. Ивлев А. В. Развитие студенческой команды в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 191 с.
6. Катценбах Д. Р., Смит Д. К. Командный подход. Создание высокоэффективной организации / пер. И. Евстигнеевой; под ред. П. Суховой. Москва: Альпина Паблишер, 2013. 376 с.
7. Кулакова А. Б. Условия успеха командной работы в современной организации // Социальное пространство: [сайт]. 2020. Т. 6. № 2. URL: http://socialarea-journal.ru/article/28571 (дата обращения: 09.02.2023).
8. Липатова С. Д., Хохолева Е. А. Геймификация как педагогическая технология активизации учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37). С. 44–51.
9. Максимова Е. А. Организация групповой учебной деятельности в условиях профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2005. 23 с.
10. Малышева А. Д. Педагогические условия формирования концепции «работа в команде» студентов технических профилей вуза // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3. С. 203–210. DOI: 10.18522/2070-1405-2018-68-3-203-210.
11. Петров С. В. Психологический подход к формированию команды: особенности и проблемы // Вестник университета. 2019. № 4. С. 181–186. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-4-181-186.
12. Рыскулова М. Н. Теоретико-методологические основы метода формирования умений студентов технических вузов работать в команде: монография. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. 131 с.
13. Ситнова И. В., Панина Е. А. Тренинг командообразования как основа самоорганизации студенческой группы // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 1. С. 44–50.
14. Смыслова Л. В. Тимбилдинг в студенческой среде // Молодой учёный. 2020. № 19 (309). С. 163–164.
15. Степанова Э. В., Рожкова А. В., Далисова Н. А. Технология тимбилдинга для развития современных организаций // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 16–18 апреля 2019 г. Красноярск: Издательство Красноярского государственного аграрного университета, 2019. С. 297–301.
16. Тожебоева Г. Р., Бекирова Э. Р., Айбаева З. Развитие навыков сотрудничества у студентов на основе интерактивного обучения // Academic research in educational sciences. 2021. № 2. С. 486–491. DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491.
17. Яхонтова Е. С. Мультидисциплинарные команды как фактор устойчивости компаний в современных условиях // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10. № 2. С. 425–438. DOI: 10.18334/lim.10.2.117616.
18. Morgeson F. P., Reider M. H., Campion M. A. Selecting individuals in team settings: The importance of social skills, personality characteristics, and teamwork knowledge // Personnel psychology. 2005. № 58 (3). P. 583–611. DOI: 10.1111/j.1744-6570.2005.655.x
19. Scholters P. R. The Team Handbook. How to use Teams to Improve Quality. New York: Oriel inc., 1988. 315 p.
20. Walton M. The Deming Management Method. New York: Perigee Books, 1986. 288 p.