Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-1-6-19

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее эффективных стратегиях и моделях подготовки научных и научно-педагогических кадров в разных регионах Российской Федерации. Единые стандарты и образовательные ориентиры, которые разрабатываются в Центральном федеральном округе, далеко не всегда получают адекватные и эффективные способы реализации в более отдалённых регионах. В частности, Дальневосточный округ, который всегда отличался трудностями в транспортном сообщении с другими субъектами страны, а также устойчивыми низкими показателями социально-экономического развития, не может перейти к инновационным стратегиям и тактикам, предлагаемым федеральным центром. В данном исследовании: осуществлён комплексный анализ имеющихся на сегодняшний день тенденций в системе профессиональной подготовки научных сотрудников и педагогов в Камчатском крае.

Цель исследования. Изучить особенности подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в Камчатском крае с учётом культурно-исторических и социально-экономических особенностей этого региона, а также предложить возможные способы и приёмы повышения качества профессиональной подготовки педагогов.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в расширении имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее перспективных способах и приёмах повышения качества подготовки педагогических и научнопедагогических кадров в Камчатском крае. Теоретическая значимость исследования обусловлена конкретизацией и детализацией таких психолого-педагогических и социальных понятий, как «мотивация трудовой деятельности», «эффективный контракт», «профессиональное выгорание», «стажировочная площадка». Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов данной работы в опытно-практической деятельности методистов, занимающихся разработкой пособий и руководств для сопровождения научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае.

Результаты исследования. Главными результатами исследования являются: обобщённая характеристика региональных факторов, влияющих на качество научно-педагогической подготовки молодых кадров; анализ значимых тенденций в обеспечении на краевом уровне качества подготовки молодых специалистов, в выдвижении и обосновании конкретных способов и приёмов, которые смогут улучшить систему подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае.

Выводы. В работе сделаны выводы, что планомерная подготовка научных и научно-педагогических кадров, координируемая на региональном уровне, без сомнения, качественно способствует улучшению задач по сохранению и развитию интеллектуальной части общества. В последующем подготовка таких кадров должна всегда быть ориентирована на раскрытие научного, экономического, социального, культурного и духовного потенциала региона, на обеспечение преемственности в подготовке педагогических кадров, которые сумеют заинтересовать молодёжь в экономическом развитии своего края, в культивировании понятий наукоориентированной практики и практикоориентированной науки. Но самое главное – в выдвижении человеческого ресурса как главного капиталовложения Камчатского края с его суровым климатом, тяжёлыми условиями труда и устойчивым депрессивным состоянием экономики. Создание разнообразной и индивидуально-ориентированной системы подготовки новых научных и научно-педагогических кадров, в которой молодые специалисты смогут реализовать себя, апробировать свои идеи, и самое главное – почувствовать значимость и ценность своего труда, позволит качественно повлиять на снижение оттока молодого населения из края, а значит, и на решение проблемы кадрового голода в сфере науки и образования.

Об авторе

Е. В. Гнездилова
Камчатский государственный университет имуни Витуса Беринга
Россия

Гнездилова Елена Валерьевна – аспирант кафедры педагогики, 

683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4.



Список литературы

1. Бавсун М. В., Миронкина О. Н., Сидорова И. В. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в условиях перехода на федеральные государственные требования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 3 (95). С. 152–161.

2. Барьеры на пути к учёной степени: проблемы постаспирантского периода / Б. И. Бедный, Г. Л. Воронин, А. А. Миронос, Н. В. Рыбаков // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 1 (25). С. 35–48.

3. Бодров А. В. О квалификации в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 72–81.

4. Параметры и векторы развития педагогической аспирантуры в России и мире: результаты глобального исследования ведущих университетов / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, А. Б. Шатилов, Р. В. Парма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 24–42.

5. Викулин А. В., Надольская Н. И. История развития образования и науки в мире, России и на Камчатке // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2009. № 1. С. 92–101.

6. Гадецкий О. Ю., Кулакова Л. И. Причины миграции молодёжи из дальневосточных территорий (на примере Камчатского края) // Глобус. 2020. № 10 (56). С. 45–52.

7. Гарданова А. И., Этингоф Е. В. Эффективный контракт и результаты его внедрения в сфере образования Камчатского края // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2018. № 1 (3). С. 104–108.

8. Игнатьева Г. А., Крайникова М. Н., Тулупова О. В. Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного образования // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 56–66.

9. Ильинская Я. А. Регионализация как значимый фактор формирования системы дополнительного непрерывного образования (на примере Камчатского края) // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 71–79.

10. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки / Е. В. Караваева, О. А. Костенко, В. В. Маладин, И. А. Мосичева // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 9–24.

11. Китрова Е. В. К вопросу об изменении структуры программ подготовки научных и научнопедагогических кадров в аспирантуре // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 11. С. 131–138.

12. Кудряшова М. Г., Мищенко Н. Г., Никитина И. Ю. Кадровая безопасность региона как важнейшее направление обеспечения безопасности Камчатского края // Московский экономический журнал. 2021. № 6. С. 496–518.

13. Лучникова Е. В. Современное состояние изучения индивидуальных образовательных маршрутов // Гуманитарные исследования. 2020. № 2. С. 46–52.

14. Пахомов С. И., Гуртов В. А., Бережная Ю. Н. Соответствие направлений и программ подготовки в аспирантуре: переходный период // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 9–29.

15. Пахомов С. И., Гуртов В. А., Щеголева Л. В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 40–50.

16. Рачковская Н. А. Актуализация регионального компонента развития системы педагогического образования на Дальнем Востоке России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 18–33. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-18-32.

17. Рачковская Н. А., Стефаненко О. С. Становление и развитие высшего педагогического образования на Дальнем Востоке России. Москва: МАКС Пресс, 2019. 156 с.

18. Сенашенко В. С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 58–74.

19. Тарских А. С., Этингоф Е. В. Мотивационный портрет учителя в Камчатском крае // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2018. № 6. С. 113–119.

20. Цибульникова В. Е. Опережающее образование и опережающее управление: история и современность // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием, Москва, 25 января 2010 г. Москва: Тиссо, 2010. С. 143–147.

21. Calarco J. M. A Field Guide to Grad School: Uncovering the Hidden Curriculum (Skills for Scholars). Princeton: Princeton University Press, 2020. 480 p.

22. Caudill H. M. Night Comes to the Cumberlands: A Biography of a Depressed Area (Classic Reprint). London: Forgotten books, 2018. 414 p.

23. Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research (Routledge Library Editions: Human Resource Management) / ed. W. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Routledge, 2019. 308 p.

24. Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogic science and practice in the Digital age or seven maxims of modern pedagogy // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 6–26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)