Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 4 (2017)
Скачать выпуск PDF
8-17 100
Аннотация
В работе проанализированы приёмы использования правовых аспектов основных экологических факторов, влияющих на здоровье человека. Обозначены законо-творческие источники профилактики и предотвращения загрязнения окружающей среды на примере Московского региона. Представлены экологическая карта общей загрязнённости районов Московской области и пути оздоровления на основе эффективного использования экологических норм и правил. Показана общая статистика заболеваемости, связанной с ухудшением экологической обстановки, преобладающей в регионе. Авторами проведено анкетирование студентов, проживающих на территории Московской области, и сделан анализ полученных результатов. Даны правовые и социально-экологические рекомендации по улучшению состояния здоровья студентов, принимавших участие в эксперименте, и оздоровлению окружающей среды при соблюдении экологического и природоохранного законодательства.
18-27 108
Аннотация
В статье рассматривается технология управления по результатам посредством анализа финансово-хозяйственной деятельности, которая играет важную роль в повышении эффективности деятельности образовательной организации. Даётся определение управления по результатам как целенаправленного, ресурсообеспеченного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозируемых результатов. Приводятся принципы результативного управления. Характеризуются ожидаемые результаты в образовательной организации. Описывается организационная структура управления ресурсами. Обосновываются пути улучшения управления финансово-хозяйственной деятельностью по результатам работы управленческой команды.
28-37 60
Аннотация
В представленной статье рассмотрены возможности развития исследовательских умений младших школьников на этнохудожественном материале. На основе идей и взглядов отечественных учёных дан анализ сущностной характеристики таких понятий, как «умения», «исследовательская деятельность», «исследовательские умения». Раскрыта специфика развития исследовательских умений у учащихся начальных классов. Выявлены значимость и актуальность обращения к этнохудожественному материалу, педагогический потенциал которого позволяет выйти на действенно-активную исследовательскую результативность младшего школьника.
38-44 86
Аннотация
В публикации автор делится опытом использования игровых технологий в процессе преподавания математического анализа студентам - будущим экономистам. Занятия, посвящённые повторению методов вычисления пределов или определённых интегралов, предлагается проводить в форме соревнования команд, отгадывающих судоку с математическими примерами вместо чисел. В статье приводится описание подобного соревнования. Автором предложены две таблицы судоку (без решений): одна - с пределами, другая - с определёнными интегралами. Даются рекомендации по составлению математических судоку, а также указываются дополнительные возможности их применения в процессе преподавания. В заключение отмечаются общекультурные компетенции, осваиваемые в процессе проведения занятий в виде соревнования команд.
45-55 98
Аннотация
В статье рассматриваются особенности изучения химических производств с позиций зелёной химии в учебных организациях, дающих химическое образование. Раскрывается значимость принципов зелёной химии в освоении химико-технологических знаний, показаны образовательные возможности их использования в ходе освоения системы понятий «Основы химического производства». Предложена методика изучения химического производства. Приводятся некоторые задания, позволяющие интегрировать специальные химико-технологические знания, умения и понятия зелёной химии.
56-63 77
Аннотация
Одной из приоритетных задач современного образования является приобретение каждым учеником опыта исследовательской деятельности. Сегодня школьники должны научиться самостоятельно добывать новые знания и применять их на практике. В этой связи актуальны проблемы отбора учебного содержания, поиска средств и методов организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе. Статья посвящена проблеме организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена возможность организации такой деятельности в процессе решения межпредметных задач.
64-71 90
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу использования мобильных приложений в качестве одного из средств внедрения игровой деятельности в процесс обучения иностранному языку. В работе рассмотрено понятие «геймификация» и приведены различные подходы к классификации учебных игр. Предложены и проанализированы также конкретные мобильные сервисы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся. По итогам проведённого анализа удалось установить, какие технологии могут быть использованы с целью формирования языкового, речевого и социокультурного компонентов коммуникативной компетенции.
72-81 93
Аннотация
В статье авторы раскрывают особенности проектирования модели переподготовки учителей без профильного педагогического образования и выделяют ведущие требования к отбору её структурных компонентов. Разрабатываемая модель должна обеспечить каждому учителю технологии условия для вхождения в педагогическую и технологическую культуру, для саморазвития и самореализации его в педагогической деятельности. Авторы статьи предлагают программу, составленную с учётом требований ФГОС и направленную на переподготовку и повышение профессиональной компетентности учителей технологии, которая будет способствовать обеспечению непрерывности профессиональной подготовки и научно-теоретической, методической и информационной поддержке педагогических работников образовательных учреждений для решения актуальных задач инновационного социально-экономического развития Московской области.
82-91 91
Аннотация
В статье рассматривается природа художественного восприятия: художественного «видения». Представлена авторская трактовка понятия «видеть». Автором предлагается понимание термина в узком смысле, когда идёт речь о восприятии и оценке оттенков цвета, и в широком смысле: «видение» как восприятие композиции. В статье изложен авторский взгляд на специфику развития художественного восприятия в рамках изобразительной деятельности. На основе исследований отечественных учёных, данных собственных научных изысканий и педагогической практики автором выделены этапы сформированности художественного «видения». Выделенные этапы рассматриваются в соотнесении с ранее описанными автором уровнями восприятия цвета
92-97 57
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы конкурентоспособности художественных вузов в Московском регионе. Статья посвящена вопросу влияния современных образовательных технологий, вебинаров и курсов на развитие художественного образования. Автором проанализирован массив данных на основе профессионального опыта в мотивации обучающихся младшего и среднего возраста к поступлению на художественные специальности в контексте современного непрерывного образования. Осуществлённый анализ показал, что повышение интереса к профессиональному художественному образованию является результатом совместной планомерной деятельности учреждений дополнительного образования, специализированных факультетов вузов и Министерства образования.
98-105 81
Аннотация
Данная статья посвящена изучению структурных особенностей ассоциаций выпускников в инженерных вузах. В качестве примеров отобраны вузы, вошедшие в рейтинг инженерных вузов «Интерфакс-2016». Выявлены структурные и функциональные особенности Ассоциаций выпускников инженерных вузов. Проведённый анализ данных организаций способствует уточнению понимания сущности данного феномена и его роли в развитии современного вуза. В заключение делается вывод о преимуществах, которые получает вуз, создавая некоммерческую организацию такого типа.
106-115 48
Аннотация
Статья посвящена решению проблем обучения русскому языку специальности (модуль-бизнес) иностранных учащихся, а именно поляков-филологов, в Институте русистики Лодзинского университета; обоснованы причины введения курса, обусловленные потребностью студентов в расширении профессиональной компетентности с целью трудоустройства на современном профессиональном рынке. Автором разработана программа «Русский язык в бизнесе» для студентов бакалавриата и магистратуры, проанализирована тематика занятий, формирующая различные компетенции, обозначены формы контроля. Предложенная методика приносит хорошие результаты.
116-125 133
Аннотация
Создание благоприятных условий для подготовки инженерных и научных кадров для наукоёмких отраслей промышленности, в том числе ракетно-космической, атомной и других оборонных отраслей, обеспечивающих национальную безопасность России, требует решения ряда организационных, методических, дидактических и кадровых проблем уже на уровне профильного и предпрофильного обучения в школе. Цель работы - разработка, внедрение и оценка эффективности интеллектуальной образовательной среды профильного инженерно-технического обучения как педагогической системы нового уровня. В данной статье изложены результаты, полученные в ходе пятилетних исследований широкого спектра разработанных образовательных средств метапредметного характера, внедрённых в практику работы более 100 профильных школ, имеющих договоры о сотрудничестве с МГТУ им. Н.Э. Баумана. Для достижения целей исследования применялись как эмпирические, так и теоретические методы. Более половины профильных школ университета достигли целевых индикаторов проекта Департамента образования города Москвы «Инженерный класс в московской школе» и стали участниками этого проекта, что подтверждает эффективность проведённых исследований.
126-134 51
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема создания благоприятных условий для сохранения и преумножения историко-культурного потенциала Подмосковья в высшей школе. В качестве приоритетных задач современного образования на всех его ступенях автору видится возрождение духовности доступными средствами и методами, обращение к национальным нравственным и духовным истокам. Эмпирическим материалом исследования служит опыт преподавания курсов по истории и культуре Подмосковья, краеведению на направлении подготовки «Сервис» факультета истории, управления и сервиса Государственного социально-гуманитарного университета. Рассматривается методика преподавания курсов по истории и культуре Подмосковья, краеведению в высшей школе: лекции, семинарские и практические занятия, образовательные квесты, игровые методы обучения.
135-145 48
Аннотация
В статье рассмотрены возможности применения таких технологических средств для индивидуализации процесса формирования исследовательских компетенций, как технология проектного обучения, технология обучения в сотрудничестве с преподавателем и другими студентами, а также использование возможностей информационной образовательной среды вуза. Авторами делается вывод относительно эффективности применения технологических средств как способа индивидуализации процесса формирования исследовательских компетенций у студентов высшей школы.
146-151 52
Аннотация
Цель статьи - исследование основных аспектов формирования у студентов, будущих судоводителей, готовности к коммуникации на иностранном языке в устной и письменной формах. Предложены активные методы межкультурного обучения для формирования готовности к коммуникации на иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности. Показано, что предложенные формы обучения необходимы для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у будущих судоводителей. Автор приходит к заключению, что овладению коммуникативными навыками способствует анализ коммуникативных ситуаций.
152-163 65
Аннотация
В статье рассматриваются пути решения актуальной задачи - совершенствования методики преподавания дисциплины «иностранный язык» в российских высших учебных заведениях. Отражены понятия «иноязычные компетенции» и «вторичная иноязычная личность», введённые в рамках нового видения целей и результатов обучения иностранному языку. Самостоятельная работа учащихся рассматривается как ключ к решению задач по освоению больших объёмов информации и приобретению иноязычных компетенций. Представлена концепция учебного языкового портфолио в качестве технологии организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. Электронный вариант учебного языкового портфолио позиционируется как его современная форма. Описана базовая структура учебного языкового портфолио, приведены его основные достоинства и возможности. Предлагается оригинальная структура электронного учебного языкового портфолио.
164-173 99
Аннотация
В статье обоснована актуальность подготовки квалифицированных специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования. Представлены результаты эмпирического исследования причин отказа выпускников от трудоустройства по освоенной профессии, главная из которых заключается в несформированности у них профессионального интереса. В статье раскрыты этапы, формы и методы развития профессионального интереса у студентов среднего специального профессионального образования во внеучебной деятельности. Рассмотрены возможности профориентационной работы в школе для формирования у абитуриентов профессионального интереса к специальности «туризм», а также способы стимулирования профессионального интереса у специалистов в системе повышения квалификации.
174-181 66
Аннотация
В статье рассматривается проблема недостаточной сформированности профессиональных мотивов у студентов, обучающихся по профилю подготовки «Перевод и переводоведение». Для определения динамики мотивационной сферы будущих переводчиков был проведён эксперимент с использованием методики Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Авторами был разработан и апробирован учебный курс «Информационные технологии в переводе», обоснован потенциал данного курса в повышении эффективности профессиональных мотивов студентов.
182-190 51
Аннотация
В статье рассмотрена возможность использования социокультурной развивающей среды для профессионального развития педагога. Выделены стержневые качества личности педагога, важные для работы, которые направлены на оказание психолого-педагогической поддержки школьников в условиях развивающей среды образовательной организации. В профессиональном развитии педагога актуален вопрос формирования его инициативы, активности, креативности, эмпатии, рефлексии, коммуникативности, которые образуют новые профессиональные компетенции. Разработана модель развивающей среды образовательной организации, которая учитывает барьеры, трудности, противоречия профессионального развития педагогов. Применена модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта-Деминга, или цикла PDCA, для профессионального развития педагога в развивающей среде образовательной организации. Дано определение составляющих, раскрыта их сущность, значимость для профессионального развития.
191-198 52
Аннотация
В статье рассмотрена готовность социального педагога к сопровождению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, в инклюзивной образовательной среде школы как интегративная характеристика личности специалиста. С точки зрения структуры готовность социального педагога к сопровождению семьи особого ребёнка включает в себя ценностно-мотивационный, когнитивно-информационный и действенно-практический компоненты, формирование которых начинается в вузе, однако наиболее эффективное их развитие происходит на курсах повышения квалификации. В статье показаны возможности формирования всех компонентов готовности социального педагога к сопровождению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, в системе дополнительного профессионального образования
199-207 72
Аннотация
В статье подчеркивается важность лингвострановедческого аспекта в будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальности «лингвистика». Автор обращает внимание на то, что данный аспект является одним из ключевых, так как лежит в основе профессиональной квалификации. В связи с этим обосновывается необходимость интеграции его в преподавание профильных предметов. Для оптимизации работы над этим аспектом предлагается использование возможностей новых педагогических и информационных технологий. Автор приводит примеры из личного опыта и предлагает результаты работы студентов над лингвострановедческим аспектом хранить в специально созданной базе данных для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)