Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-17 220
Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена общими тенденциями мирового развития, а именно – переходом к информационному обществу, для которого характерно применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий во всех сферах жизни человека.
Цель данного исследования – представить ключевые аспекты управления сетевым взаимодействием дошкольных подразделений образовательного комплекса на основе информационной модели и обосновать её эффективность в рамках практического исследования.
Методы исследования. Были использованы теоретические методы исследования, такие как сравнительно-сопоставительный анализ, классификация и группировка, обобщение полученных результатов. В качестве практических методов применялись анкетирование, опрос, моделирование, методы математической статистики.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость  исследования состоит в разработке модели управления сетевым взаимодействием дошкольных подразделений образовательного комплекса и программно-методического обеспечения для её реализации.
Результаты. В статье представлены научно-практические результаты эффективного управления сетью дошкольных подразделений Академической гимназии на основе информационной модели и программы «Мыслитель».
Выводы. Представленные качественные и количественные показатели в сфере управления сетевым взаимодействием дошкольных подразделений образовательного комплекса на основе информационной модели подтвердили её эффективность.

18-28 291
Аннотация

Актуальность обусловлена недостатком научно-теоретических и научно-практических разработок, направленных на изучение туристских походов как инструмента воспитательной работы куратора учебной группы.

Цель – разработка и реализация алгоритма проведения туристского похода, направленного на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, формирование сплочённости учебной группы.

Методы исследования. В работе проведён анализ использования туристского похода как вида воспитательной работы, проводимой куратором с учебной группой в образовательном учреждении высшего образования. Конкретизируется, что именно воспитательная функция в кураторской работе должна превалировать над иными, например, научной или контролирующей.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Предложено осуществлять подготовку к походу с курируемой группой на основе четырёх основных этапов (планирования, подготовки, проведения, оценки и рефлексии), каждый из которых раскрыт в тексте более подробно. Определены цель и задачи похода в рамках воспитательной деятельности, при этом одной из задач является создание в туристском походе ситуации успеха для обучающихся как фактора развития их личности и формирования сплочённости учебной группы. В качестве рекомендации разработаны инструкции «Поведение в Прибайкальском национальном парке» и «Правила поведения учебной группы в походе», которые можно использовать при проведении предварительного инструктажа. Приведены также рекомендации по организации ситуаций «успеха» в группе в процессе похода.

Результаты.  Определено, что использованию походов как средства реализации воспитательной функции куратора учебной группы уделяется неудовлетворительное внимание как на практике, так и в научной литературе. В связи с этим авторами разработан и предложен алгоритм организации и проведения туристского похода на конкретном примере похода с группой в составе пятнадцати человек по маршруту Большой байкальской тропы (пос. Листвянка – дер. Большие Коты). Обоснована необходимость проведения таких мероприятий в рамках воспитательной работы куратора. Реализованный поход был направлен на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, на формирование сплочённости учебной группы.

Выводы. Поставленная цель достигнута, разработан и реализован алгоритм проведения туристского похода куратором в учебной группе.

29-42 238
Аннотация

Актуальность  обусловлена противоречием между значимостью воспитательных ресурсов служб школьной медиации для работы с обучающимися и недостаточным использованием этих возможностей в образовательных организациях.
Цель. Статья подготовлена с целью представления результативности работы Службы школьной медиации для использования её опыта образовательными организациями в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, в частности: для снижения показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формирования у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитания гражданской активности у самих медиаторов.
Методы исследования. Методологической основой данного исследования явились: гуманистический подход, обусловливающий понимание человека как уникальной, открытой, активной системы, способной к изменению и развитию в процессе педагогического взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин); современные концепции управления конфликтом, предоставляющие возможность прогнозировать развитие и разрешение конфликтных ситуаций, не переводя их в конфликт (В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, А. Г. Большаков, Н. В. Гришина, В. И. Журавлев, A. Л. Крупенин); парадигма современного образования (Б. Г. Гершунский, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский). Методы исследования: теоретические – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта взаимодействия участников образовательного процесса;1эмпирические: анкетирование, опрос.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Систематизированы цели деятельности школьных медиаторов, выявлены основные трудности и препятствия работы Службы школьной медиации, определены показатели эффективности её работы и условия совершенствования её деятельности. В статье представлены новые эмпирические данные, позволяющие сделать выводы о воспитательной результативности работы Службы школьной медиации.
Результаты. Работа Службы школьной медиации способствует снижению показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формированию у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитанию гражданской активности у самих юных медиаторов.
Выводы. Развитие служб школьной медиации является важной социальной новацией, востребованной жизнью, способствующей нормализации социально-психологического климата в школе. Деятельность службы школьной медиации играет важную роль в профилактике школьных конфликтов. Важно, что обучающиеся учатся брать на себя ответственность за выстраивание позитивных отношений с другими, за культуру взаимодействия, уважают права сверстников и взрослых. При этом существует необходимость совершенствования деятельности самих служб. Условиями совершенствования деятельности служб медиации являются: анализ существующих трудностей через изучение опыта на местах, разработки методических рекомендаций, обучение школьных работников медиативному подходу.

43-55 121
Аннотация

Актуальность. В условиях цифровизации общего образования и дистанционного обучения с применением ИКТ  особо остро встаёт вопрос сбережения социально-психологического здоровья школьника, что вызывает потребность более глубокого изучения процесса учебного труда, особенностей обучающегося и поиска эффективных подходов решения данной проблемы.

Цель.  Разработать рекомендации для родителей, направленные на сбережение социально-психологического здоровья их детей в условиях дистанционного обучения в системе общего образования.

Методы исследования. Методы теоретического исследования – анализ, сравнение, обобщение. Методы эмпирического исследования – анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Методы математико-статистической обработки данных – метод сравнения величин.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Процесс дистанционного обучения во время карантина в школе с применением цифровых технологий будет эффективным и экологичным, если изучить, проанализировать и обобщить опыт научно-методической работы дистанционного обучения с применением цифровых технологий, подготовить рекомендации для учителей, родителей и учащихся средней школы и обучить продуктивно и экологично работать в новых условиях (объяснить, как организуются уроки, осуществляется обратная связь, выполняются самостоятельная работа и домашние задания, учитываются основные особенности режима труда и отдыха, обеспечивается профилактика заболеваний учащихся, осуществляется профилактика утомления и переутомления). Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены рекомендации для родителей, направленные на сбережение социально-психологического здоровья их детей в условиях дистанционного обучения в системе общего образования. Данные рекомендации содержат: гигиену учебного труда и отдыха; социально-психологические рекомендации; дидактические рекомендации; воспитательные рекомендации.

Результаты исследования. В ходе исследования были получены следующие результаты: выявлены особенности обучения школьников в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ; установлено, что дистанционная форма обучения оказывает существенное влияние на социально-психологическое здоровье школьников; рассмотрен продуктивный опыт дистанционного обучения с применением цифровых технологий; выявлены основные условия успешности такого обучения; раскрыты основные трудности в дистанционном обучении для родителей и учащихся; определены способы их преодоления; рассмотрены компетенции по обучению в новых условиях и созданы на их основе рекомендации для повышения квалификации учителей в помощь учащимся и их родителям.

Выводы. Изучение процесса учебного труда ребёнка в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ-методов, включённого наблюдения и анализ научных источников по теме исследования и личных наблюдений позволяет нам сделать следующие выводы. Во время дистанционного обучения родителям следует обратить особое внимание на следующие аспекты. 1. Необходимо соблюдение гигиены учебного труда. 2. Необходимо чутко следить за психологическим комфортом ребёнка. 3. Нужно овладеть технической стороной процесса дистанционного обучения и обучить ребёнка всем необходимым навыкам. 4. Следует уделить внимание развитию у ребёнка таких личностных качеств, как самоконтроль, дисциплина, ответственность, работоспособность.

18
Аннотация

Актуальность.

В условиях цифровизации общего образования и дистанционного обучения с применением икт особо остро встает вопрос сбережения социально-психологического здоровья школьника, что вызывает потребность более глубокого изучения процесса учебного труда обучающегося и поиска эффективных подходов решения данной проблемы.

Цель. Разработать рекомендации для родителей, направленные на сбережение социально-психологического здоровья их детей в условиях дистанционного обучения в системе общего образования.

Методы исследования:

 - методы теоретического исследования – анализ, сравнение, обобщение;

 -методы эмпирического исследования – анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта;

- методы математико-статистической обработки данных – метод сравнения величин.

Практическая значимость. Процесс дистанционного обучения во время карантина в школе с применением цифровых технологий будет эффективным и экологичным, если изучить, проанализировать и обобщить опыт научно-методической работы дистанционного обучения с применением цифровых технологий, подготовить рекомендации для учителей, родителей и учащихся средней школы, и обучить продуктивно и экологично работать в новых условиях (как организуются уроки, осуществляется обратная связь, выполняется самостоятельная работа и домашние задания, учитываются основные особенности режима труда и отдыха, обеспечивается профилактика заболеваний учащихся, осуществляется профилактика утомления и переутомления).

Результаты исследования. 1. Изучен продуктивный опыт дистанционного обучения с применением цифровых технологий. 2. Выделены основные условия успешности такого обучения. 3. Изучены основные трудности в дистанционном обучении для родителей и учащихся и определены способы их преодоления. 4. Обобщены компетенции по обучению в новых условиях и созданы на их основе рекомендации для повышения квалификации учителей, в помощь учащимся и их родителям.

Выводы. Изучение процесса учебного труда ребенка в условиях дистанционного обучения с применение ИКТ методом включенного наблюдения и анализ научных источников по теме исследования и личных наблюдений позволяет нам сделать следующие выводы. Во время дистанционного обучения родителям следует обратить особое внимание на следующие аспекты. 1. Необходимо соблюдение гигиены учебного труда. 2. Чутко следить за психологическим комфортом ребенка. 3. Овладеть технической стороной процесса дистанционного обучения и обучить ребенка всем необходимым навыкам. 4. Уделить внимание развитию у ребенка таких личностных качеств как самоконтроль, дисциплина, ответственность, работоспособность.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

56-67 138
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной теме освоения предметных знаний и умений по литературе в средней школе. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе наглядно демонстрирует уровень освоения обучающимися предметных компетенций.

Цель исследования – рассмотрение проблемных областей в изучении литературы, которые определяются дефицитами выпускников при выполнении единого государственного экзамена.

Метод исследования – анализ типичных ошибок, которые допускают обучающиеся при выполнении государственной итоговой аттестации. Системно и последовательно рассматриваются все задания ЕГЭ с точки зрения сложности их выполнения. Особое внимание уделяется анализу заданий на сопоставление художественных произведений, а также сложностям в освоении теоретико-литературных понятий.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Особый акцент в статье сделан на анализе развёрнутых ответов участников экзамена. В качестве убедительного примера приводятся отрывки из работ выпускников, которые наглядно демонстрируют типичные ошибки обучающихся. Статья носит прикладной характер, её практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, призванных помочь в преодолении дефицитов в освоении предметных компетенций по литературе.

Результаты исследования наглядно демонстрируют максимальные затруднения обучающихся в заданиях тестовой части и в типологии развёрнутых ответов при выполнении государственной итоговой аттестации по литературе. Данные результаты позволяют учителю-словеснику выявить проблемные области в заданиях по литературе и наметить продуктивные пути их преодоления.

Выводы. Анализ полученных результатов позволяет актуализировать предметные дефициты по литературе, что даёт возможность найти конструктивные решения в методике преподавания словесности с акцентированным вниманием на заданиях, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся. Данные акценты делают статью интересной для учителя-словесника.

68-76 122
Аннотация

Актуальность. Проблема научного и интуитивного аспектов при установлении величины картин существует, начиная с истоков творчества, и является актуальной по настоящее время. Как определить формат будущей картины: математически или интуитивно? тем более что вопрос этот касается композиционного решения художественного произведения в творчестве художников-живописцев.

Цель исследования. теоретически обосновать взаимосвязь научного и интуитивного аспектов на основе установления величины картин в творческом процессе художников-живописцев.

Методы исследования. В статье рассмотрен процесс взаимодействия научного и интуитивного метода в творческой деятельности художников-живописцев. Основное внимание уделяется выявлению традиционных и нетрадиционных форматов картинной плоскости и их геометрии как основного фактора гармонизации художественного произведения.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в совокупности научного и интуитивного метода как важного учебно-творческого фактора, способствующего гармонизации художественной структуры и композиции произведений изобразительного характера, ранее не подвергавшихся системному изучению с позиций их величины и пропорций, которые в идеальной форме соответствуют золотому сечению. В ходе исследования определены теоретические основы единого творческого процесса, состоящего из плавного перехода от миниатюрной к станковой, а затем и к монументальной композиции. В статье по проблеме исследования дан анализ научных изысканий Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, В. В. Корешкова, П. А. Кудина, Б. Ф. Ломова, А. А. Митькина, В. А. Кузмичева, И. П. Павлова, И. П. Шмелева, Л. В. Шокоровой.

Результаты исследования. В результате определено, что изменение пропорций в том или ином формате вызывает изменение смыслового и идейного характера картины, что влияет на всю структуру построения художественного произведения. В результате чего дальнейший творческий процесс может быть приостановлен или, наоборот, может быть получено творческое развитие.

Выводы. Занятия, нацеленные на решение данной проблемы, расширяют мировоззрение обучающихся, активизируют их работу с литературой, способствуют стремлению обучающихся к познавательной деятельности, т. к. научный и интуитивный аспекты требует глубокого рассмотрения как важнейший фактор учебно-творческой деятельности при создании художественного произведения в процессе обучения художников-живописцев.

77-86 249
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена процессу обучения чтению профессионально-ориентированных иноязычных текстов в системе языковой подготовки будущих преподавателей иностранного языка.

Цель. Определение места профессионально-ориентированного текста в системе языковой подготовки преподавателя иностранного языка.

Методы исследования. При проведении исследования применены методы обобщения, интерпретации и анализа научной литературы.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию обучения иноязычному чтению и методику преподавания иностранных языков.

Результаты исследования. В статье представлены основные характеристики и особенности профессионально-ориентированного чтения и профессионально-значимого текста. Обосновано место профессионально-ориентированного иноязычного чтения и профессионально-значимого текста в системе языковой подготовки будущих преподавателей иностранного языка. Дано описание компонентов содержания обучения чтению профессионально-значимых текстов и критериев отбора таких текстов для профессионально направленного обучения иноязычному чтению студентов языкового вуза.

Выводы. Обучение профессионально-ориентированному чтению иноязычных текстов в системе языковой подготовки будущего преподавателя иностранного языка носит интегрированный характер, т. к. оно направлено, во-первых, на получение и интерпретацию профессионально-значимой иноязычной информации, во-вторых, на формирование у студента знаний, навыков и умений по специальности во время изучения иностранных языков. Этот факт и определяет одну из главных позиций, которую занимают профессионально-ориентированное чтение и профессионально-значимый текст в системе языковой подготовки будущего преподавателя иностранного языка.

87-99 180
Аннотация

Актуальность. Данная тема представляется актуальной, т. к. перед современной высшей школой в настоящее время поставлена задача – сформировать личность обучающегося, которая способна самостоятельно обеспечить своё непрерывное развитие в области профессиональной деятельности.

Цель. Обосновать роль внеаудиторного чтения в формировании у студентов-курсантов навыка самостоятельной работы с аутентичными профессионально-ориентированными текстами, определить реальные потребности курсантов в данной форме обучения иностранному языку.

Методы исследования. На поисково-диагностическом этапе были проанализированы научно-методические статьи, опубликованные в российских рецензируемых научных журналах перечня Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, в мировых научных журналах. В статье осуществляется критический анализ источников, посвящённых самостоятельной работе студентов, на основе обобщения полученных результатов анализа устанавливается связь между внеаудиторной формой обучения иностранному языку и процессом формирования у обучающихся навыка самостоятельной работы. С целью определения ценностных ориентаций курсантов касательно внеаудиторной формы работы с аутентичными профессионально-ориентированными текстами проводится опрос студентов, в котором приняли участие 72 курсанта.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует решению научной проблемы, связанной с формированием у студентов высшей школы навыка самостоятельной работы с аутентичными профессионально ориентированными текстами на иностранном языке.

Результаты. Результаты исследования позволили определить проблемы обучения профессионально-ориентированному чтению, с которыми сталкиваются преподаватели, а также предложить возможные пути их решения.

Выводы. Внеаудиторное чтение профессионально-ориентированных текстов способствует формированию у студентов военного вуза навыка самостоятельной работы.

100-112 138
Аннотация

Актуальность. Сегодня наблюдается повышенный интерес к Китаю как партнёру в политических, торговых, культурных отношениях, требования к специалистам, владеющим китайским языком, многократно возросли, но методика преподавания китайской иероглифической письменности в языковых вузах осталась на уровне грамматико-переводного метода, что не может удовлетворять текущему запросу государства и общества.

Цель. Определить источники лингвокультурологического наполнения китайских иероглифических знаков, выявить систему создания иероглифов. С этой целью поставлены задачи раскрыть условия появления иероглифов в зависимости от источника лингвокультурологического содержания, проанализировать способы создания иероглифов на конкретных примерах, обозначить сложности современного анализа иероглифической письменности.

Методы исследования. На основе ретроспективного анализа и с опорой на лингвокультурологический подход к изучению иероглифов выявлены источники лингвокультурологического наполнения иероглифических знаков, при помощи системного анализа определена классификация способов создания иероглифов, в изученной по теме исследования литературе и источниках найдены примеры, подтверждающие рассматриваемую классификацию.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование позволяет наметить пути решения проблемы качества обучения студентов китайской иероглифической письменности, способствует более глубокому пониманию ими такого культурного явления, как иероглифический знак, и, следовательно, поднимает их уровень владения китайским языком как средством коммуникации с его носителями. Практическое значение данной работы заключается в её направленности на совершенствование лингвокультурологической стороны лингвистического образования в целом и методики обучения китайской иероглифике в частности.

Результаты исследования. На поисково-диагностическом этапе были проанализированы тексты монографий, оригинальных рукописей, статей, опубликованных в российских рецензируемых научных журналах перечня ВАК Министерства образования и науки РФ, мировых научных журналах, входящих в базу данных Scopus. Анализ работ позволил выявить недостаточность исследований в области лингвокультурологического подхода к обучению китайской иероглифической письменности, что позволяет говорить об актуальности представленной работы.

Выводы. В данной работе намечаются пути создания методики обучения китайской иероглифической письменности, основанной на базе лингвокультурологического подхода.

13
Аннотация

Статья посвящена актуальной теме освоения предметных знаний и умений по литературе в средней школе. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе наглядно демонстрирует уровень освоения обучающимися предметных компетенций.

Цель статьи – рассмотрение проблемных областей в изучении литературы, которые определяются дефицитами выпускников при выполнении единого государственного экзамена.

Методом исследования стал анализ типичных ошибок, которые допускают обучающиеся при выполнении государственной итоговой аттестации. Системно и последовательно рассматриваются все задания ЕГЭ с точки зрения сложности их выполнении. Особое внимание уделяется анализу заданий на сопоставление художественных произведений, а также сложностям в освоении теоретико-литературных понятий.

Особый акцент в статье сделан на анализе развернутых ответов участников экзамена. В качестве убедительного примера приводятся отрывки из работ выпускников, которые наглядно демонстрируют типичные ошибки обучающихся.

Статья носит прикладной характер, ее научная новизна и практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, призванных помочь в преодолении дефицитов в освоении литературы, что делает статью интересной для учителя-словесника. 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

6
Аннотация

Актуальность. Данная тема представляется актуальной, так как перед современной высшей школы в настоящее время поставлена задача сформировать личность обучающегося, которая способна самостоятельно обеспечить свое непрерывное развитие в области профессиональной деятельности.

Цель. Обосновать роль внеаудиторного чтения в формировании у студентов-курсантов навыка самостоятельной работы с аутентичными профессионально-ориентированными текстами, определить реальные потребности курсантов в данной форме обучения иностранному языку.

Методы исследования. На поисково-диагностическом этапе были проанализированы научно-методические статьи, опубликованные в российских рецензируемых научных журналах ВАК Министерства образования и науки, в мировых научных журналах. В статье осуществляется критический анализ источников, посвященных самостоятельной работе студентов, на основе обобщения полученных результатов анализа устанавливается связь между внеаудиторной формой обучения иностранному языку и процессом формирования у обучающихся навыка самостоятельной работы. С целью определения ценностных ориентаций курсантов касательно внеаудиторной формы работы с аутентичными профессионально-ориентированными текстами проводится опрос студентов, в котором приняли участие 72 курсанта.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует решению научной проблемы, связанной с формированием у студентов высшей школы навыка самостоятельной работы с аутентичными профессионально ориентированными текстами на иностранном языке.

Результаты. Результаты исследования позволили определить проблемы обучения профессионально-ориентированному чтению, с которыми сталкиваются преподаватели, а также предложить возможные пути решения этих проблем.

Выводы. Внеаудиторное чтение профессионально-ориентированных текстов способствует формированию у студентов военного вуза навыка самостоятельной работы.

9
Аннотация

Актуальность. В условиях новой реальности экономика РФ испытывает определенный дефицит высококвалифицированных молодых ученых, в том числе психологов и педагогов, что требует совершенствования методики иноязычной подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля в сфере межкультурной коммуникации в англоязычном академическом дискурсе.

Цель исследования заключается в разработке обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи» для обучения магистрантов психолого-педагогического направления подготовки основам академической грамотности. Основное содержание исследования составляет анализ теоретико-методологических основ концепции формирования иноязычной академической и цифровой грамотности студентов старших курсов. В статье представлены взгляды исследователей по вопросам содержания и компонентов исследуемых понятий, выступающих в качестве элементов компетентностного профиля магистрантов психолого-педагогического направления. Авторами рассматриваются технологии предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ как инструменты формирования универсальных коммуникативных и цифровых компетенций через обучение академической и цифровой грамотности в рамках дисциплины «Иностранный язык». Описывается опыт применения на практике обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», приводятся результаты его апробации. Представлены рекомендации по эффективному включению модуля в образовательный процесс.

Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, наблюдение, интервью, статистические методы (парный t-критерий Стьюдента).

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения данного модуля, обеспечивающего создание условий, которые имитируют естественную профессиональную среду научной деятельности ученых. Практическая часть исследования может быть использована в иноязычном обучении магистрантов или студентов старших курсов гуманитарных направлений подготовки, направленном на формирование основ академической и цифровой грамотности.

Результаты исследования. На основе обобщения результатов внедрения разработанного обучающего модуля доказана целесообразность его использования в подготовке магистрантов психолого-педагогического профиля. Прохождение модуля способствует формированию компетенций академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе, что подтверждается статистически достоверными результатами экспертного оценивания, а также само- и взаимоценивания участников экспериментального исследования.

Выводы. Делается вывод о важности компетенций иноязычной академической и цифровой грамотности для молодых ученых, целесообразности построения образовательного процесса по английскому языку в вузе на основе технологий предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ, а также об эффективности внедренного в практику вузовского иноязычного обучения модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», возможности его применения для студентов естественнонаучных и технических специальностей.

14
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки преподавателей информационных технологий и языков программирования для системы дополнительного профессионального образования.

Цель исследования. Обосновать применение формирующего оценивания в процессе подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования.

Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ результатов формирующего эксперимента, проведенного на базе учреждения дополнительного профессионального образования, специализирующегося на обучении информационным технологиям и языкам программирования.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость состоит в обосновании целесообразности применения формирующего оценивания в процессе подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику обучения и подготовки преподавателей для работы в системе дополнительного профессионального образования.

Результаты исследования. Рассмотрены результаты проведения эксперимента, направленного на выявление влияния формирующего оценивания на процесс подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности. Утверждается, что применение формирующего оценивания в условиях, описанных в настоящей статье, положительно влияет на результативность обучения, выраженную как готовность обучающихся к самостоятельной работе в качестве преподавателей, если оно построено в соответствии с основными особенностями обучения взрослых, сформулированными такими исследователями как М. Ноулз, С.Г. Вершловский, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин и др. Доказано, что такая подготовка напрямую зависит от использования формирующего оценивания.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

113-126 171
Аннотация

Актуальность. В условиях новой реальности экономика РФ испытывает определённый дефицит высококвалифицированных молодых учёных, в том числе психологов и педагогов, что требует совершенствования методики иноязычной подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля в сфере межкультурной коммуникации в англоязычном академическом дискурсе.

Цель исследования заключается в разработке обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи» для обучения магистрантов психолого-педагогического направления подготовки основам академической грамотности. Основное содержание исследования составляет анализ теоретико-методологических основ концепции формирования иноязычной академической и цифровой грамотности магистрантов. В статье представлены взгляды исследователей по вопросам содержания и компонентов исследуемых понятий, выступающих в качестве элементов компетентностного профиля магистрантов психолого-педагогического направления. Авторами рассматриваются технологии предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ  как инструменты формирования универсальных коммуникативных и цифровых компетенций через обучение академической и цифровой грамотности в рамках дисциплины «Иностранный язык». Описывается опыт применения на практике обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», приводятся результаты его апробации. Представлены рекомендации по эффективному включению модуля в образовательный процесс.

Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, наблюдение, интервью, статистические методы (парный t-критерий Стьюдента).

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения данного модуля, обеспечивающего создание условий, которые имитируют естественную профессиональную среду научной деятельности учёных. Практическая часть исследования может быть использована для иноязычного обучения магистрантов или студентов старших курсов гуманитарных направлений подготовки, направленного на формирование основ академической и цифровой грамотности.

Результаты исследования. На основе обобщения результатов внедрения разработанного обучающего модуля доказана целесообразность его использования при подготовке магистрантов психолого-педагогического профиля. Прохождение модуля способствует формированию компетенций академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе, что подтверждается статистически достоверными результатами экспертного оценивания, а также само- и взаимооценивания участников экспериментального исследования.

Выводы. Делается вывод о важности компетенций иноязычной академической и цифровой грамотности для молодых учёных, целесообразности построения образовательного процесса  по английскому языку в вузе на основе технологий предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ, а также об эффективности внедрённого в практику вузовского иноязычного обучения модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», возможности его применения для студентов естественнонаучных и технических специальностей.

127-142 137
Аннотация

Актуальность исследования вызвана необходимостью раскрыть специфику и особенности преподавания математики студентам, получающим второе высшее образование в техническом университете.

Цель данной работы – показать особенности организации учебного процесса в рамках преподавания высшей математики студентам второго высшего образования в техническом вузе, раскрыть специфику методов и подходов обучения, учебных программ, роль преподавателя в системе такого образования.

Методы исследования. В ходе исследования использовались процедуры опроса и анкетирования студентов, получающих второе высшее образование, обработаны и проанализированы полученные результаты. Лекции и практические занятия по математическим дисциплинам проводились по разработанным авторами программам с учётом специфики второго высшего образования.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Показана особенность учебного процесса, его организация и реализация при проведении семинарских занятий, чтения лекций, приёме зачётов и экзаменов. Указана значимость методических приёмов и подходов при обучении математике студентов второго образования, имеющих различный уровень математической подготовки.

Результаты. Раскрываются специфика и особенности обучения, методов и подходов, учебных программ в рамках преподавания высшей математики студентам второго высшего образования в техническом вузе, роль преподавателя в системе такого образования, проведён анализ анкетирования студентов.

Выводы. В работе со студентами, получающими второе высшее образование в техническом вузе, необходимо учитывать специфику и особенности их обучения математике с учётом их математической подготовки, применяя методы и подходы, приводящие к усвоению учебного материала.

143-151 754
Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена имеющимися практическими проблемами эффективности и безопасности действий сотрудников полиции в условиях чрезвычайной обстановки и потребностью совершенствования педагогических методик специальной подготовки, реализуемых образовательными организациями МВД России.
Цель данного исследования заключается в выявлении проблемных аспектов и путей совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников полиции с учётом стоящих перед ними задач оперативно-служебной деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость заключается в установлении комплекса педагогических условий, позволяющих обеспечить формирование компетенций правомерного и эффективного применения тактико-специальных навыков в чрезвычайных обстоятельствах оперативно-служебной деятельности. теоретически обоснованы аспекты, обусловливающие актуальность совершенствования организационно-методических основ преподавания тактико-специальной подготовки. Результаты исследования имеют практическое значение для организации процесса обучения сотрудников полиции основам тактико-специальных знаний, умений и навыков.
Результаты исследования. Исследование показало, что изыскания в данном направлении должны быть сосредоточены на разработке конкретных практических методик формирования психологической готовности обучающегося к применению полученных тактико-специальных навыков в реальной ситуации. При этом особое значение имеет индивидуальный подход в работе с обучающимися. Следует также обратить внимание на подбор и подготовку всех необходимых текстовых и наглядных материалов, технических средств обучения, в особенности в условиях дистанционной работы с курсантами и слушателями.
Выводы. Автор делает вывод, что в основе обучения тактико-специальной подготовке должен лежать учёт практического опыта прошлых лет, причём как положительного, так и – в обязательном порядке – негативного. Обязательным аспектом является синтез теоретических знаний и практических навыков, позволяющий применять последние в различных условиях служебно-оперативной деятельности. Основным способом выработки требуемых навыков является метод многократного повторения с постепенным усложнением стоящих задач, их неожиданной сменой.

152-161 135
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки преподавателей информационных технологий и языков программирования для системы дополнительного профессионального образования.

Цель. Обосновать применение формирующего оценивания в процессе подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования.

Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ результатов формирующего эксперимента, проведённого на базе учреждения дополнительного профессионального образования, специализирующегося на обучении информационным технологиям и языкам программирования.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость состоит в обосновании целесообразности применения формирующего оценивания в процессе подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику обучения и подготовки преподавателей для работы в системе дополнительного профессионального образования.

Результаты исследования. Рассмотрены результаты проведения эксперимента, направленного на выявление влияния формирующего оценивания на процесс подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности. Доказано, что применение формирующего оценивания в условиях, описанных в настоящей статье, положительно влияет на результативность обучения, выраженную в виде готовности обучающихся к самостоятельной работе в качестве преподавателей, если оно построено в соответствии с основными особенностями обучения взрослых, сформулированными такими исследователями, как М. Ноулз, С. Г. Вершловский, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин и др.

Выводы. Доказано, что такая подготовка напрямую зависит от применения формирующего оценивания.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)