Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме освоения предметных знаний и умений по литературе в средней школе. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе наглядно демонстрирует уровень освоения обучающимися предметных компетенций.

Цель статьи – рассмотрение проблемных областей в изучении литературы, которые определяются дефицитами выпускников при выполнении единого государственного экзамена.

Методом исследования стал анализ типичных ошибок, которые допускают обучающиеся при выполнении государственной итоговой аттестации. Системно и последовательно рассматриваются все задания ЕГЭ с точки зрения сложности их выполнении. Особое внимание уделяется анализу заданий на сопоставление художественных произведений, а также сложностям в освоении теоретико-литературных понятий.

Особый акцент в статье сделан на анализе развернутых ответов участников экзамена. В качестве убедительного примера приводятся отрывки из работ выпускников, которые наглядно демонстрируют типичные ошибки обучающихся.

Статья носит прикладной характер, ее научная новизна и практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, призванных помочь в преодолении дефицитов в освоении литературы, что делает статью интересной для учителя-словесника. 

Об авторе

Александра Артуровна Кудряшова
Московский центр качества образования
Россия

Докторант кафедры теории литературы и литературной критики Литинститута им. М. Горького. Защита в 2013 г. В настоящее время являюсь экспертом предметной комиссии по литературе, работаю в Московском центре качества образования. SPIN-код 2660-8269.



Список литературы

1. Зинин С. А., Барабанова М. А., Новикова Л. В., Беляева Н. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по литературе.//Педагогические измерения. ФГБНУ «ФИПИ», 2021. № 3.С. 73-110.

2. Зинин С. А., Зинина Е. А., Новикова Л. В. ЕГЭ как форма проверки образовательной подготовки по литературе: возможности и ограничения. //Педагогические измерения. ФБГНУ «ФИПИ». № 2019. № 1. С. 50-54.

3. Колосова С. Н. Как подготовиться к ЕГЭ по литературе без репетитора: 5 советов от председателя предметной комиссии.// URL: https://mcko.ru/articles/2504 (дата обращения: 08.06.2022).

4. Колосова С. Н. Как справиться со сложными заданиями ЕГЭ по литературе. // URL: https://mel.fm/ekzameny/9472801-ege_literature_guide (дата обращения: 08.06.2022).

5. Колосова С.Н. ЕГЭ по литературе на 100 баллов: типичные ошибки, онлайн-подготовка и родительская поддержка.// URL: https://mel.fm/ekzameny/8326904-ege_literature_ready (дата обращения: 08.06.2022).

6. Нелегач Н.В. Практикум по медленному чтению в современной школе.// Филологический класс. № 4(42), 2015. С. 42-45.

7. Никонова Н.И., Залуцкая С.Ю. Сочинение в рамках ЕГЭ по литературе: типичные ошибки школьников Якутии.// Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 39-41.

8. Полева Е.А., Левченко М.Л., Итоги I Всероссийской научно-практической конференции «детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения.// Филологический класс. Т.26. № 4, 2021. С. 316-321.

9. Сокирка М.О. Концептуальный подход при подготовке обучающихся к написанию сочинения на ЕГЭ по литературе.// Студенческий. 2021. № 9-1 (137). С. 40-44.

10. Соколов K.С. Об актуализации понятия лирический герой при подготовке к ЕГЭ по литературе.// Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 38 (57). С. 86-94.

11. Федосеев А.Ю. Лирика С.А. Есенина в материалах ЕГЭ по литературе: опыт научно-практической экспертизы. // Современное есениноведение. 2008. № 8. С.215-222.

12. Шагина Ю.В., Китов А.Ю. Разработка элективных курсов по русскому языку и литературе как элемент подготовки к ЕГЭ. //Сибирский учитель. 2019. № 4 (125). С. 106-109.


Дополнительные файлы

1. Заявление
Тема ГИА; литература; типичные ошибки
Тип Анализ данных
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)