Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Проблемы освоения предметных знаний и умений по литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-3-56-67

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной теме освоения предметных знаний и умений по литературе в средней школе. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе наглядно демонстрирует уровень освоения обучающимися предметных компетенций.

Цель исследования – рассмотрение проблемных областей в изучении литературы, которые определяются дефицитами выпускников при выполнении единого государственного экзамена.

Метод исследования – анализ типичных ошибок, которые допускают обучающиеся при выполнении государственной итоговой аттестации. Системно и последовательно рассматриваются все задания ЕГЭ с точки зрения сложности их выполнения. Особое внимание уделяется анализу заданий на сопоставление художественных произведений, а также сложностям в освоении теоретико-литературных понятий.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Особый акцент в статье сделан на анализе развёрнутых ответов участников экзамена. В качестве убедительного примера приводятся отрывки из работ выпускников, которые наглядно демонстрируют типичные ошибки обучающихся. Статья носит прикладной характер, её практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, призванных помочь в преодолении дефицитов в освоении предметных компетенций по литературе.

Результаты исследования наглядно демонстрируют максимальные затруднения обучающихся в заданиях тестовой части и в типологии развёрнутых ответов при выполнении государственной итоговой аттестации по литературе. Данные результаты позволяют учителю-словеснику выявить проблемные области в заданиях по литературе и наметить продуктивные пути их преодоления.

Выводы. Анализ полученных результатов позволяет актуализировать предметные дефициты по литературе, что даёт возможность найти конструктивные решения в методике преподавания словесности с акцентированным вниманием на заданиях, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся. Данные акценты делают статью интересной для учителя-словесника.

Об авторе

А. А. Кудряшова
Московский центр качества образования
Россия

Кудряшова Александра Артуровна – доктор филологических наук, доцент, ведущий эксперт 

105318, г. Москва, Семеновская пл., д. 4 



Список литературы

1. Зинин С. А., Зинина Е. А., Новикова Л. В. ЕГЭ как форма проверки образовательной подготовки по литературе: возможности и ограничения // Педагогические измерения. 2019. № 1. С. 50–54.

2. Ключникова В. В. Изучение «Слова о полку Игореве» на уроках литературы и при подготовке к ЕГЭ по литературе // Литература Древней Руси и Нового времени: материалы XI Всероссийской конференции, посвящённой памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева / под общ. ред. Н. В. Трофимовой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 321–327.

3. Нелегач Н. В. Практикум по медленному чтению в современной школе // Филологический класс. 2015. № 4 (42). С. 42–45.

4. Никонова Н. И., Залуцкая С. Ю. Сочинение в рамках ЕГЭ по литературе: типичные ошибки школьников Якутии // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 39–41.

5. Полева Е. А., Левченко М. Л. Итоги I Всероссийской научно-практической конференции «детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 4. С. 316–321.

6. Сокирка М. О. Концептуальный подход при подготовке обучающихся к написанию сочинения на ЕГЭ по литературе // Студенческий. 2021. № 9-1 (137). С. 40–44.

7. Соколов K. С. Об актуализации понятия лирический герой при подготовке к ЕГЭ по литературе // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 38 (57). С. 86–94.

8. Федосеев А. Ю., Лирика С. А. Есенина в материалах ЕГЭ по литературе: опыт научно-практической экспертизы // Современное есениноведение. 2008. № 8. С. 215–222.

9. Шагина Ю. В., Китов А. Ю. Разработка элективных курсов по русскому языку и литературе как элемент подготовки к ЕГЭ // Сибирский учитель. 2019. № 4 (125). С. 106–109.

10. Шевцова Д. М. Тема дуэли в русской литературе (из опыта подготовки к сочинению ЕГЭ по литературе) // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Нижний Новгород, 27 марта 2015 г. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. С. 179–185.


Рецензия

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)