Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Оценка результативности работы школьной службы медиации как ресурса воспитания обучающихся

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-3-29-42

Аннотация

Актуальность  обусловлена противоречием между значимостью воспитательных ресурсов служб школьной медиации для работы с обучающимися и недостаточным использованием этих возможностей в образовательных организациях.
Цель. Статья подготовлена с целью представления результативности работы Службы школьной медиации для использования её опыта образовательными организациями в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, в частности: для снижения показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формирования у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитания гражданской активности у самих медиаторов.
Методы исследования. Методологической основой данного исследования явились: гуманистический подход, обусловливающий понимание человека как уникальной, открытой, активной системы, способной к изменению и развитию в процессе педагогического взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин); современные концепции управления конфликтом, предоставляющие возможность прогнозировать развитие и разрешение конфликтных ситуаций, не переводя их в конфликт (В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, А. Г. Большаков, Н. В. Гришина, В. И. Журавлев, A. Л. Крупенин); парадигма современного образования (Б. Г. Гершунский, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский). Методы исследования: теоретические – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта взаимодействия участников образовательного процесса;1эмпирические: анкетирование, опрос.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Систематизированы цели деятельности школьных медиаторов, выявлены основные трудности и препятствия работы Службы школьной медиации, определены показатели эффективности её работы и условия совершенствования её деятельности. В статье представлены новые эмпирические данные, позволяющие сделать выводы о воспитательной результативности работы Службы школьной медиации.
Результаты. Работа Службы школьной медиации способствует снижению показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формированию у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитанию гражданской активности у самих юных медиаторов.
Выводы. Развитие служб школьной медиации является важной социальной новацией, востребованной жизнью, способствующей нормализации социально-психологического климата в школе. Деятельность службы школьной медиации играет важную роль в профилактике школьных конфликтов. Важно, что обучающиеся учатся брать на себя ответственность за выстраивание позитивных отношений с другими, за культуру взаимодействия, уважают права сверстников и взрослых. При этом существует необходимость совершенствования деятельности самих служб. Условиями совершенствования деятельности служб медиации являются: анализ существующих трудностей через изучение опыта на местах, разработки методических рекомендаций, обучение школьных работников медиативному подходу.

Об авторах

Н. В. Гордиенко
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Гордиенко Наталья Валентиновна – кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии института экспериментальной психологии 

127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29 



В. Г. Кирсанова
Академия социального управления
Россия

Кирсанова Вероника Геннадиевна – кандидат психологических наук, заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования 

129345, г. Москва, Староватутинский пр., д. 8 



Л. А. Першина
Академия социального управления
Россия

Першина Людмила Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования 

129345, г. Москва, Староватутинский пр., д. 8 



Список литературы

1. Андронникова О. О. Исследования представлений школьников об эффективности школьной службы медиации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Международной конференции / Красноярск, 24–26 сентября 2020 г. / под ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2020. С. 6–12.

2. Альтернативное разрешение споров: учебное пособие / под ред. Е. А. Борисовой. Москва: Городец, 2019. 416 с.

3. Борисова Т. С. Формирование и реализация социального потенциала молодёжи как социально-педагогическая проблема // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции / Москва, 20–22 апреля 2016 г. Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2016. С. 278–281.

4. Белоусова О. А., Елисеева Л. Н. Служба школьной медиации в образовательных учреждениях // Медиация в современном мире: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Курск, 30 апреля 2019 г. Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета, 2019. С. 35–37.

5. Бураго М. Е., Гужва Е. А. Школьная медиация. Пути интеграции в систему воспитания образовательных учреждений // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Г. В. Гордийчука. Москва: Центр защиты прав и интересов детей, 2020. С. 29–35.

6. Волосовец Т. В. Основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции / Москва, Пушкино, 6–7 апреля 2016 г. / под ред. Г. П. Новиковой. Москва; Пушкино: Издательство Института развития образовательных технологий, 2016. С. 51–56.

7. Волосовец Т. В. Стратегические приоритеты развития воспитания детей и молодёжи // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред. И. В. Вагнера. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018. С. 4–11.

8. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 2 (95). С. 129–137. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-10.

9. Выдрина И. П., Хардикова Е. Л. Разрешение конфликтов в образовательной среде // Медиация в современном мире: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Курск, 30 апреля 2019 г. Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета, 2019. С. 60–62.

10. Гринь Е. А., Кобылинская С. В. Зарубежный и отечественный опыт использования процедуры медиации и перспективы её применения. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2019. 69 с.

11. Гусейнов А. З. Педагогические особенности реализации медиации в разрешении школьных конфликтов // Развитие института медиации как инструмента повышения правовой культуры граждан: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Саратов, 30 октября 2020 г. Саратов: Наука, 2020. С. 10–12.

12. Жекулина Т. М. Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой. Москва: Генезис, 2020. 184 с.

13. Ивченко И. И. Медиация как основной способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста // Вестник науки и образования. 2018. №5 (41). Т. 2. С. 115–117.

14. Коновалов А. Ю. Роль восстановительной медиации и службы примирения в рабочей программе воспитания образовательной организации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Международной конференции / Красноярск, 24–26 сентября 2020 г. / под ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2020. С. 40–46.

15. Коряковцева О. А. Медиация в образовании: системный подход // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Г. В. Гордийчука. Москва: Центр защиты прав и интересов детей, 2020. С. 75–82.

16. Кривцова С. В. Вместе против насилия в школе. Организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде. Москва: Русское слово, 2018. 95 с.

17. Машарова Т. В. Школьная медиация как условие реализации обучающимся доминанты поведения // Развитие института медиации как инструмента повышения правовой культуры граждан: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Саратов, 30 октября 2020 г. Саратов: Наука, 2020. С. 200–203.

18. Метлик И. В. Российские традиционные ценности в воспитании учащихся российской школы // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред. И. В. Вагнера. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018. С. 42–80.

19. Мигунова А. В. Школьные службы медиации и примирения: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 97–104. DOI: 10.13884/2310-7235-2018-3-97-114.

20. Нестерова А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 97–114. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-3-97-114.

21. Савотина Н. А. Развитие социальной активности молодёжи в системе образования и воспитания // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред. И. В. Вагнера. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018. С. 110–117.

22. García-Raga L., Grau Vidal R., Boqué Torremorell M. C. School Mediation under the Spotlight: What Spanish Secondary Students Think of Mediation // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. 2019. № 19. P. 41–60. DOI: 10.7358/ecps-2019-019-garc.

23. Georgakopoulos A., Duckworth C., Silverman Y. Supporting literacy and peace education with youth: A community mentorship study // Peace Studies Journal. 2017. № 10 (2). P. 24–41.

24. Gong T., Ren Y., Wu J. The associations among self-criticism, hopelessness, rumination, and NSSI in adolescents: A moderated mediation model // Journal of adolescence. 2019. № 72. P. 1–9.

25. Samara M., Burbidge V., Asam A. E. Bullying and cyberbullying: Their legal status and use in psychological assessment // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14 (12). P. 149. DOI: 10.3390/ijerph14121449.


Рецензия

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)