ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ: АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Аннотация
Актуальность. В условиях новой реальности экономика РФ испытывает определенный дефицит высококвалифицированных молодых ученых, в том числе психологов и педагогов, что требует совершенствования методики иноязычной подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля в сфере межкультурной коммуникации в англоязычном академическом дискурсе.
Цель исследования заключается в разработке обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи» для обучения магистрантов психолого-педагогического направления подготовки основам академической грамотности. Основное содержание исследования составляет анализ теоретико-методологических основ концепции формирования иноязычной академической и цифровой грамотности студентов старших курсов. В статье представлены взгляды исследователей по вопросам содержания и компонентов исследуемых понятий, выступающих в качестве элементов компетентностного профиля магистрантов психолого-педагогического направления. Авторами рассматриваются технологии предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ как инструменты формирования универсальных коммуникативных и цифровых компетенций через обучение академической и цифровой грамотности в рамках дисциплины «Иностранный язык». Описывается опыт применения на практике обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», приводятся результаты его апробации. Представлены рекомендации по эффективному включению модуля в образовательный процесс.
Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, наблюдение, интервью, статистические методы (парный t-критерий Стьюдента).
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения данного модуля, обеспечивающего создание условий, которые имитируют естественную профессиональную среду научной деятельности ученых. Практическая часть исследования может быть использована в иноязычном обучении магистрантов или студентов старших курсов гуманитарных направлений подготовки, направленном на формирование основ академической и цифровой грамотности.
Результаты исследования. На основе обобщения результатов внедрения разработанного обучающего модуля доказана целесообразность его использования в подготовке магистрантов психолого-педагогического профиля. Прохождение модуля способствует формированию компетенций академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе, что подтверждается статистически достоверными результатами экспертного оценивания, а также само- и взаимоценивания участников экспериментального исследования.
Выводы. Делается вывод о важности компетенций иноязычной академической и цифровой грамотности для молодых ученых, целесообразности построения образовательного процесса по английскому языку в вузе на основе технологий предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ, а также об эффективности внедренного в практику вузовского иноязычного обучения модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», возможности его применения для студентов естественнонаучных и технических специальностей.
Об авторах
Ирина Евгеньевна АбрамоваРоссия
Доктор филологических наук, доцент
заведующий кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений
SPIN-код: 3930-5117, Scopus ID: 57196033884, Web of Science Researcher ID: G-7039-2019
Елена Петровна Шишмолина
Россия
доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений,
SPIN-код: 3930-5117, Author ID: 253552, Scopus ID: 57196031544, Web of Science Researcher ID: AAI-6786-2020
Список литературы
1. Агеенко Н.В., Меньшенина С.Г., Доброва В.В., Лабзина П.Г. Практические аспекты формирования академической грамотности в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. с. 117-127. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-117-127
2. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2000. № 11. c. 14-20.
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
4. Кириллова, О. В. О влиянии языка статей на показатели научных журналов в международных наукометрических базах данных, Научный редактор и издатель // Science Editor and Publisher. 2019. №4 (1-2). с. 21–33. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-1-2-21-33
5. Короткина И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы. 2017. № 5(51). c. 20-31
6. Лосева Н.В. Новая педагогическая реальность и активные методы преподавания (на примере грамматики французского языка) // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. №3. С.126-131
7. Мироненко Е.С. Применение технологии CLIL при разработке дополнительных общеобразовательных программ: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 36–52. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-36-5
8. Смирнова Н.В. Академическая грамотность как фактор иноязычной профессиональной подготовки // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. №1. С.140-147
9. Green B., Beavis C. Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice. Camberwell, Victoria: Australian Council for Educational Research (ACER), 2012. 248 p.
10. Greene H., Crespi Ch. The Value of Student Created Videos in the College Classroom – an Exploratory Study in Marketing and Accounting // International Journal of Arts & Sciences. 2012. Vol. 5 (1). P. 273-283.
11. Duff P.A. Language socialization into academic discourse communities // Annual Review of Applied Linguistics. 2010. Vol. 30. P. 169–192.
12. Jarvinen M.K., Jarvinen L.Z. Elevating Student Potential: Creating Digital Video to Teach Neurotransmission // The Journal of Undergraduate Neuroscience Education (JUNE). 2012. Vol. 11. P.A6-A11
13. Lea M.R., Jones S. Digital Literacies in Higher Education: Exploring Textual and Technological Practice // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 36. No. 4. P. 377–393. DOI: https://doi. org/10.1080/03075071003664021
14. Moje E.B. Doing and teaching adolescent literacy with adolescent learners: A social and cultural enterprise // Harvard Educational Review. 2015. Vol. 85(2). P. 254–278.
15. Penn Project Showcases Student Created Video Projects in Teaching and Learning // Almanac: Journal of record, opinion and news. 2010. October 26. Vol. 57. № 9. URL: http://www.upenn.edu/almanac/volumes/v57/n09/video.html
16. Russell D.R. Texts in contexts: Theorizing learning by looking at genre and activity. In R. Edwards, G. Biesta, & M. Thorpe (Eds.) Rethinking contexts for learning and teaching: Communities, activities and networks. Routledge, 2009. section 1(2). P.17-30. doi: 10.4324/9780203881750.
17. Shanahan T., Shanahan C. Teaching disciplinary literacy to adolescents: Rethinking content-area literacy // Harvard Educational Review. 2008. Vol. 78(1). P. 40–59.
Дополнительные файлы
![]() |
1. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(7MB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
2. файл статьи для слепого рецензирования | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(172KB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
3. файл статьи для слепого рецензирования | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(172KB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
4. файл статьи для слепого рецензирования | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(172KB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
5. файл статьи для слепого рецензирования | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(172KB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
6. файл статьи для слепого рецензирования | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(172KB)
|
Метаданные ▾ |