№ 2 (2013)
Скачать выпуск
PDF
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
63-68 43
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей школьников на уроках геометрии с помощью проектной деятельности. Представлено решение актуальной методической проблемы - выявление и раскрытие возможных путей применения метода проектов при изучении темы «Движение». В статье показано, как можно реализовать проблему прикладной и практической направленности курса геометрии при изучении данной темы. Большое внимание уделено организации деятельности учащихся, составлению для учащихся заданий (проектов), которые служат целям обеспечения сознательного усвоения геометрического материала, активизации познавательной деятельности учащихся.
69-72 44
Аннотация
Статья посвящена проблеме использования межпредметных связей на занятиях по отечественной истории, композиции и истории искусств в процессе обучения студентов факультета декоративно-прикладного искусства Московского гуманитарного института. Выдвинута и доказана гипотеза о важности этнографической составляющей в процессе подготовки студентов-художников. Использование межпредметных связей позволяет разнообразить занятия, обогатить представления учащихся об изучаемых явлениях и повысить интерес к предмету в целом.
73-78 47
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу разработки структуры и содержания учебно-методического пособия для обучения студентов неязыковой специальности на примере железнодорожного профиля, структура которого опирается на одновременное развитие всех четырех видов речевой деятельности студентов, а именно аудирования, говорения, письма и чтения литературы профессионально ориентированного характера. Использование предлагаемого содержания позволит оптимально организовать процесс обучения и повысит уровень сформированности иноязычной устной и письменной речи студентов по профилю специальности.
79-85 62
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования личности дошкольников с задержкой психического развития средствами музыкального фольклора. В ней рассказывается о специфике коррекционно-педагогической работы по приобщению данной категории детей к традиционной народной культуре в условиях дошкольного образовательного учреждения. Представлены основные направления работы по формированию личности дошкольников с задержкой психического развития с опорой на фольклорные традиции. Рассматриваются примеры взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках данной проблемы - детей, педагогов и родителей.
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
7-11 215
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы методического планирования инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений в контексте реализации идей современной образовательной политики, дан анализ дидактического инструментария с позиции формирования инновационной активности учащихся старших классов лицея. Образовательная инновация рассмотрена в качестве средства развития личности школьников. Так как формирование и развитие инновационной активности у лицеистов возможно только в условиях специально организованной образовательной среды, в современном муниципальном лицее проведено исследование удовлетворенности старшеклассников жизнедеятельностью образовательного учреждения, подтверждающее эффективность предложенных форм и методов работы.
12-15 60
Аннотация
В соответствии с основными положениями ФГОС в статье представлены компоненты содержания современной системы повышения квалификации, ориентированной на подготовку педагога к реализации основной задачи современного образования - развитию личности учащегося. Охарактеризованы требования к уровню подготовки современного учителя, его основные профессиональные компетенции; предложены некоторые технологические решения организации процесса повышения квалификации педагогов, в рамках которого происходит не просто передача педагогу готовых рецептов в виде методических рекомендаций, а «взращивание» у него способностей к самостоятельной деятельности.
16-22 85
Аннотация
Статья посвящена вопросу становления профессионального музыкального образования в контексте культуры средневековой Руси. Рассматриваются истоки зарождения и эволюции музыкальной культуры и образования на протяжении трёх периодов (Киевский, Московский и XVII в.), в целом составляющих эпоху средневековой Руси. В работе раскрыты особенности формирования традиций профессионального музыкального воспитания и музыкально-педагогической мысли, а также их трансформация в контексте констант русской культуры: традиционность и открытость.
23-26 93
Аннотация
В данной статье рассматривается определение интерактивных средств обучения, под которыми понимаются средства, способные выводить обучаемого на диалог: интерактивные доски, панели, системы тестирования, проекционные комплекты, пособия и др. Автор придерживается точки зрения, что взаимодействие интерактивных технических средств и человека является интерактивным обучением. Также автором выделены некоторые преимущества использования интерактивных технических средств обучения перед традиционными. В статье приведен пример интерактивного обучения по курсу «Лингвострановедение и страноведение» студентов германской филологии с использованием интерактивных презентаций.
27-32 49
Аннотация
Статья посвящена проблеме управления системой работы с одаренными детьми. Выявлено и рассмотрено пять основных направлений деятельности муниципальных образовательных систем по поиску, выявлению, обучению, развитию и поддержке одаренных детей, проанализирован опыт работы в муниципальных образовательных системах Московской области по каждому направлению. Выделено несколько направлений (поиск талантливых детей, формирование социальной компетентности одаренных школьников и др.), которые недостаточно представлены в системе работы с такими детьми и требуют более детального рассмотрения.
33-39 57
Аннотация
В статье на основе ретроспективного анализа выделены ведущие тенденции развития школьного математического образования. Дан сравнительный анализ ситуации в школьном математическом образовании (вторая половина XIX в. и начало XXI в.). Исследованы содержание курса и время, отводимое на его изучение. При этом материал предложен в расширенном контексте с учетом различных типов средних учебных заведений и динамики их развития. На основе анализа сделаны выводы, позволяющие определить приоритетные направления дальнейшего развития школьного математического образования. Построенные исторические параллели дают возможность активно корректировать современную образовательную политику в области школьного математического образования.
40-43 57
Аннотация
Статья посвящена проблеме мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности. Отмечено влияние мотивации учителя на успешность внедрения новшеств в современную школу. Для качественного анализа состояния мотивационной готовности учителя к использованию инновационных технологий в статье представлены результаты анкетирования, в котором приняли участие 250 учителей, работающих в различных образовательных учреждениях на территории Московской области. Проведен сравнительный анализ мотивационной готовности учителя в зависимости от педагогического стажа и квалификационной категории.
44-47 56
Аннотация
Статья посвящена проблеме стимулирования мотивации профессионального самосовершенствования будущих преподавателей высших учебных заведений. Рассматриваются некоторые аспекты стимулирования мотивации к профессиональному самосовершенствованию. Выделены показатели мотивационного компонента профессионального мастерства по рефлексивному критерию, а именно: оптимистическое прогнозирование, уверенность в себе как преподавателе, стремление к саморазвитию и совершенствованию. Определены уровни сформированности мотивационного компонента у будущих преподавателей.
48-52 78
Аннотация
Современная система общего образования находится в поиске новых моделей обучения, которые отражены в документах, посвященных организации образования и нормированию содержания обучения. Педагог в новых условиях становится творцом учебного процесса, используя методы проектирования каждого учебного занятия, поэтому в статье рассматривается системно-деятельностный подход к современному образовательному процессу, особенности деятельности педагога и учащегося старших классов на занятиях физико-математической, естественнонаучной и гуманитарной предметной направленности. Проводится детальное рассмотрение этапов формирования универсальных учебных действий на проблемных занятиях.
53-57 45
Аннотация
В статье, в рамках решения проблемы формирования духовной культуры российского общества, рассматриваются взгляды русских педагогов рубежа XIX-XX вв. по вопросам эстетического, и в частности музыкального, воспитания и развития в начальной школе. В работе анализируются мысли педагогов о важности эстетического воспитания, необходимости формирования у детей эстетических потребностей, чувств, развития интереса к музыкальному искусству, наряду с умственным и нравственным воспитанием, значительной роли музыки и хорового пения в этом процессе.
58-62 78
Аннотация
В статье представлены некоторые результаты исследования социального самочувствия населения северных территорий (аспект субъективной оценки значимости стрессогенной среды жителями, имеющими различный образовательный уровень и принадлежащими к различным социально-профессиональным группам). Установлено, что восприятие неблагоприятных условий среды зависит от уровня образования и принадлежности к определенной профессиональной среде. Работа адресована руководству региона и городов, руководителям предприятий, а также специалистам, изучающим вопросы взаимодействия среды и человека.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
86-89 41
Аннотация
В этой статье обоснована необходимость использования начальной диагностики подготовленности студентов к профессиональной деятельности в сфере социальной защиты. Выделены критерии подготовленности, наличие которых устанавливалось с помощью определенных показателей с целью охарактеризовать уровни подготовленности. Определены компоненты в структуре подготовленности будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности в заведениях социальной защиты детей. Проведенное исследование позволило выявить недостаточный уровень подготовленности студентов к профессиональной деятельности и наметить перспективы дальнейшей работы.
90-93 45
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению роли современных инновационных технологий, внедряемых в образовательный процесс. Приводится анализ результатов анкетирования учащихся старших классов общеобразовательной школы по теме: «Отношение к семье и браку». На основе анализа сделаны выводы о целесообразности изучения вопросов семьи и брака в школе в системе дополнительного образования. Автор отмечает важность активизации инновационных процессов в образовании старших школьников, воспитывающих в них духовно-нравственные качества, необходимые в семейной жизни.
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)