Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 1 (2007)
Скачать выпуск PDF
3-11 36
Аннотация
В работе исследуется мотивационно-ценностный компонент социальной компе-
тентности личности руководителя в системе образования, представлен сравнитель-
ный анализ ценностных ориентаций, установок на общение и степени удовлетвореннос-
ти базовых потребностей у директоров и педагогов общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: социальная компетентность, мотивационно-ценностная направ-
ленность, управленческие кадры, образовательные учреждения, самодетерминация.
The motivational valuable component of personal social competence is investigated in
work. The comparative analysis of valuable orientation, installations on dialogue and a degree
of satisfaction, needed to directors and teachers of general educational establishments are
represented.
Keywords: Social competence, motivational-valuable orientation, administrative staff,
educational organization, self-determination.

12-22 93
Аннотация
В статье рассматривается межкультурная компетентность личности как
важный фактор, влияющий на успешность адаптации различных категорий людей -
иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, репатриантов, представителей
этнических и культурных меньшинств, а также представителей мультикультурных
обществ. На основе зарубежных исследований анализируются различные подходы к раз-
работке практических программ, направленных на повышение межкультурной компе-
тентности и эффективности социокультурной адаптации.
In article intercultural competence of the person as the important factor influencing on
success of adaptation of various categories of people is considered. Among categories there are
immigrants, refugees and the compelled immigrants, repatriates, representatives of ethnic and
cultural minority and representatives of multicultural societies.
On the basis of foreign researches various approaches to development of the practical
programs directed on increase intercultural competence and efficiency socially cultural of
adaptation are analyzed.

23-33 33
Аннотация
Становление социального института защиты прав детей, оставшихся без попе-
чения родителей в России, складывалось под влиянием традиций древних славян. Форми-
рование этих традиций определялось многими факторами, среди которых были условия
их жизни и быта.
Formation of social institute of the children rights protection, who were remained without
parents` care in Russia, developed under influence of tradition of ancient Slavs. Formation of these
traditions was defined by many factors among which there were conditions of their way of life.

34-37 40
Аннотация
Статья посвящена психолого-педагогическим основам формирования готовнос-
ти студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.
В статье дано определение готовности студента к действиям в чрезвычайных ситуа-
циях террористического характера. Рассматриваются закономерности, принципы пе-
дагогического процесса и каким образом происходит формирование готовности студентов
к действиям в ЧС террористического характера.
Clause is devoted to psychological and pedagogical bases of formation of readiness of
students to actions in extreme situations of terrorist character. In clause it is defined as readiness of
the student for actions in extreme situations of terrorist character. Laws, principles of pedagogical
process and a way of formation of readiness of students to actions in extreme situations terrorist
character are considered.

38-42 55
Аннотация
Профильное обучение является средством, обеспечивающим повышение качест-
ва школьного образования. В статье делается попытка ответить на два взаимосвя-
занных вопроса: каковы возможности профильного обучения в современной общеобра-
зовательной школе и в чем заключаются проблемы профильного обучения? Ответы на
поставленные вопросы основываются, с одной стороны, на анализе новых требований
общества к системе образования, а с другой на анализе практической реализации про-
фильного обучения в современной школе
. Profile instruction can improve the quality of school education. The author of this article
answers two related questions: what opportunities of profile instruction are in up-to-date general
school and what problems of profile instruction are. The answers of these questions are based on:
1. analysis of new public demands to educational system; 2. analysis of practical realization of
profile instruction in up-to-date school.

43-47 34
Аннотация
Анализируются возможности средового подхода к профилактике распростране-
ния наркотиков в студенческой среде и организационно-педагогические условия, обеспе-
чивающие ее эффективность.
Opportunities of the environmental approach to preventive maintenance of drug addiction
spread among students and organizational-pedagogical conditions providing its efficiency are
analyzed.

48-53 34
Аннотация
Сегодня нужен специалист нового типа, умеющий жить в условиях постоянно
меняющегося общества. Это требует создания целенаправленного комплексного про-
цесса развития всех профессиональных качеств педагога, в том числе такого значимого
качества как профессиональная мобильность.
Today we need a new type of a specialist, who is able to live in conditions of constantly
varying society. It demands creation of purposeful and continuous complex development of all
professional qualities of a teacher, including such important quality, as a professional mobility.

54-57 27
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме реализации нового парадигмального под-
хода «профильное обучение». В данной статье автором раскрываются основные этапы
(концептуально-проектировочный, организационно-технологический, рефлексивно-ана-
литический) и компоненты (когнитивный, аффективный и операционально-деятель-
ностный) процесса формирования компетентностей учителя при реализации профиль-
ного обучения, а также уровни решения задач, связанных с процессом формирования
компетентностей учителя: интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творчес-
кий, творческо-репродуктивный и творческий.

58-68 52
Аннотация
В статье с точки зрения системного подхода рассматриваются направления
развития информационной культуры преподавателя математики на этапе применения
новых информационных технологий в обучении. Перечислены педагогические методы и
приемы, влияющие на характер преподавательской деятельности. Приведены статис-
тические данные о развитии информационной культуры преподавателей математики
в вузах Центральной России.
In clause from the point of view of the system approach directions of development of information
culture of the teacher of mathematics at a stage of application of new information technologies
in training are considered. Pedagogical methods and the receptions influencing character
of teaching activity are listed. The statistical data on development of information culture of
teachers of mathematics in high schools of the Central Russia are resulted.

69-73 30
Аннотация
В статье рассматриваются методологические аспекты использования нетра-
диционных народных праздников в воспитательном процессе начальной школы в целях
развития у учащихся основ культуры гуманистического межличностного общения.
The article focuses on methdologicol aspects of using alternative folk festivals in the
teaching process at primary school in order to develop in learners general concepts and skills of
the culture of humanistic interaction.

74-85 31
Аннотация
The system of official organizations working with children-orphans is considered in
the article. Information about specialized organizations of the Moscow area, their activity,
organizational process, socialization of children, who have remained without parents care are
analyzed.

86-89 51
Аннотация
В статье анализируется опыт совершенствования научно-исследовательской ра-
боты будущих учителей начальной школы. Обосновывается необходимость реализации
принципов сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов в научно-ис-
следовательской деятельности. В процессе исследовательской деятельности препода-
ватель становится фасилитатором, который создает условия для поиска студентом
индивидуальных способов решения научных проблем.
Experience of perfection of research work of future teachers of primary school is analyzed
in the article. The necessity of realization of principles of collaboration and co-creature of teachers
and students is grounded for research activity. The teacher becomes a fasilitator, which creates
terms for the search of individual methods of decision of scientific problems a student.

90-96 29
Аннотация
В статье анализируются педагогические условия организации образовательно-
го процесса в дореволюционных и современных кадетских корпусах. Автор приходит к
выводу, что принадлежность кадета к специфической профессиональной группе военно-
служащих при отсутствии соответствующего статуса является одним из факторов,
влияющих на профессиональное самоопределение.
In this article the pedagogical conditions of the organization of educational process in the
cadet schools before the revolution and in modern military schools are analyzed. As a result of
the work the author comes to conclusion that one of the main factors which stimulates the cadets
to do their occupational choice is that they are in the specific professional group of the servicemen
without the special status.

97-101 22
Аннотация
В статье затрагиваются проблемы современного российского образования, в
частности особенности и взаимосвязь основного и дополнительного образования. Осо-
бое внимание обращается на потенциальные возможности системы дополнительного
образования в развитии личности ребенка младшего школьного возраста. Предложена
модель развития творческой активности младших школьников в системе дополнитель-
ного образования, учитывающая психофизиологические особенности и ведущий тип ху-
дожественной деятельности детей данной возрастной группы.
In article some problems of modern Russian education, in particular features and
interrelation of the basic and additional education are mentioned. The special attention addresses
on potential opportunities of system of additional education in development of the person of the
child of younger school age. The model of development of creative activity of younger schoolboys
in system of the additional education, taking into account psichophysiological features and
conducting type of art activity of children of the given age group is analyzed.

102- 47
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной школы - сохране-
нию здоровья обучающихся. В ней содержатся результаты исследований по изучению
состояния здоровья учащихся начальных классов, в которых учителя используют здо-
ровьесберегающие технологии. В статье сформулированы требования к современному
уроку, выполнение которых имеет здоровьесберегающий эффект.
The article comprises one of the most actual problems of modern school - the preservation
of the pupils health. It contains the survey results on the state of health of pupils in primary
classes where teachers use health-preserving technologies. In the article requirements are formulated
to the modern lesson, the fulfillment of which has a health-preserving effect.

103-113 55
Аннотация
В статье раскрываются предпосылки конструирования системы индивидуализа-
ции процесса приобщения студентов к оздоровительной деятельности на занятиях по
физическому воспитанию, основанной на межличностном взаимодействии обучающих-
ся в сплоченных микроколлективах. Описываются педагогические условия, составляю-
щие содержательное ядро данной системы, приводятся результаты оценки ее эффек-
тивности
. The article reveals preconditions for the construction of individualization system of the
process of students joining sanitation activity at the physical training classes, based on interpersonal
interactions of those studying in united microcollectives. Pedagogical conditions making
up a pithy kernel of the system are described in the article. Evaluation results of its effectiveness
are also given here.

114-119 34
Аннотация
Формирование приемов учебной деятельности является важным условием усвое-
ния знаний, в этих терминах можно проектировать эффективные технологии обучения
студентов. Систематизацию приемов учебной деятельности целесообразно осущест-
влять в методических линиях. К таким мы относим матричную линию, линии преоб-
разований и подстановок, неопределенных коэффициентов и др. Самостоятельность
студентов и творческая деятельность повышаются при использовании дидактических
и эвристических приемов (укрупнение дидактических единиц, выбор целесообразных
комбинаций и др.), а также проблемных лекций.
Formation of methods of educational actions is important condition to assimilate knowledge.
With these terms we can design effective technology of teaching students. A reasonable way
of systematizing of educational mathematical actions is to use of methodical lines, indeterminate
coefficients, etc. Independence of students and creative actions are increasing with didactic
methods, several of them are integration of didactic unit, localization methods, adaptation,
transform, choosing low-cost calculation, reasonable combination, etc.

120-124 89
Аннотация
На основании исследований сделана попытка оптимизации процесса формирова-
ния культуры учебного труда на уроках технологии в 5
-7 классах общеобразовательной
школы. Получены регрессионные модели, показывающие зависимость качества обучения
от составляющих элементов культуры учебного труда: информационной и телекомму-
никационной культуры, культуры устной и письменной речи, культуры интеллекту-
ального труда. Определена область оптимальных значений составляющих элементов
культуры учебного труда.
On the basis of investigations was made the attempt to optimize the process of building of
Culture of School Labour at the lessons of Technology in 5
-7 forms of the Secondary School. We
have discovered regressive models showing dependence of teaching quality on the elements forming
Culture of School Labour: Information and Telecommunication Culture, Oral and Written
Speech Culture, Culture of Intellectual Labour. We have defined the sphere of optimal meanings
of elements forming Culture of School Labour.

125-129 34
Аннотация
В статье представлен анализ жанровых разновидностей текстов, используе-
мых в профессионально ориентированном деловом общении в подсфере страховых услуг.
Классификация жанров составлена с учетом официальной и неофициальной форм дело-
вого общения в области страхования, а также с учетом социокоммуникативных ролей
участников этого общения
. The paper presents the analysis of the genre varieties of the texts used in professionallyoriented
business communication in the sub-sphere of insurance services. Classification of genres
was created in view of official and informal forms of business communication in the field of insurance,
and also in view of socio- communicative roles of participants of this communication.

130-134 37
Аннотация
В статье представлено обоснование необходимости компетентностного подхо-
да к образованию в туристском вузе. Определены общепрофессиональные компетенции
как основа подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям обще-
ства. Выбраны критерии оценки качества сформированности данных компетенций и
проведен анализ их развития в отдельных группах студентов института за пять лет
обучения.
In this article the grounds of the necessity of the competent approach to the education in
the tourist institute are shown. General and professional types of competence are determined as
the basis for the training of a specialist who can meet the up-to-date requirements of the modern
society. The results of the authors research study can be found on the pages of this article. Some
of the main aims of the research activities have been achieved, namely the criteria of the quality
rating of the formation of these competences have been chosen and the analysis of their development
in some student groups during five-year period has been carried out.

135-138 21
Аннотация
Профессионализм обладает особой значимостью в системе базового и постба-
зового педагогического образования. Исследованием модели личности учителя-профес-
сионала занимаются во всем мире. В Великобритании разработаны два ключевых на-
правления: так называемая «технократическая» модель и модель «профессионального
искусства». Автор приводит веские аргументы в пользу второй модели, которая рас-
сматривается как реальная движущая сила процесса повышения качества педагогичес-
кого образования.
There can be little doubting the importance of professionalism in initial and in-service
teacher education. Researchers all over the world try to discover the general model of a professional
teacher. In the UK two key models have been identified, namely the «technical rational»
model and the «professional artistry» model. The writer argues in favour of the latter because it
is seen as a driving force to the higher quality of teacher education.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)