Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

52-59 68
Аннотация
Цель работы - описание опыта использования системы компьютерной математики Maxima в учебном процессе при подготовке будущих бакалавров-энергетиков. Процедура и методы. Автором проанализирована научная литература по использованию информационных технологий в учебном процессе. Разработаны программы для практических занятий по дисциплине «Общая энергетика» в свободной системе компьютерной алгебры (СКА) Maxima, предназначенные для компьютерного моделирования физических процессов, используемых при производстве электрической и тепловой энергии. Результаты. Показаны характерные особенности системы компьютерной алгебры Maxima, позволяющие получать аналитические и численные решения математических задач, в том числе и аналитические решения обыкновенных дифференциальных уравнений. Представлено поэтапное описание программы, моделирующей процесс стационарной одномерной теплопроводности. Приводится текст программы на языке Maxima с подробными комментариями. Теоретическая и/или практическая значимость работы связана с практическим опытом применения компьютерного моделирования в СКА, который позволил выделить ряд преимуществ, повышающих качество образовательного процесса.
60-75 116
Аннотация
Цель данной работы заключается в выявлении возможностей и особенностей цифровой образовательной платформы «MOODLE» и её применении в процессе обучения студентов младших курсов обязательному для технических университетов курсу физики для форматов дистанционного и смешанного обучения, а также для очного обучения. Процедура и методы. В данной работе проводится исследование области применения платформы «MOODLE» в учебном процессе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) на примере обучения физике. Методами исследования являются: обобщение данных о выполнении всех видов заданий (тестов и контрольных работ, результатов лабораторных работ, ответов на контрольные вопросы), интерпретация полученных данных, сравнительный статистический анализ данных с учётом направлений подготовки бакалавров и специалистов (автомобильный транспорт, строительство дорог, конструирование мостов, подготовка к работе и сервис коммунальных машин и др.). Результаты. Результатами применения цифровой образовательной платформы «MOODLE» в ходе онлайн-обучения на протяжении двух учебных семестров являются: рост посещаемости занятий обучающимися (с 70-75% до 90-95%), увеличение мотивации к освоению курса физики (больше вопросов от студентов, особенно в сеансах обратной связи), повышение успеваемости (количество отличных и хороших оценок возросло на 12-18%). Ещё один важный результат состоит в увеличении на 10-15% количества студентов, сдавших экзамен в срок. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость выражается в обосновании эффективности создания с помощью инструментов «LMS MOODLE» курса физики для онлайн-форматов обучения - дистанционного и смешанного. Практическую значимость составляют формирование приёмов создания электронных курсов с использованием данной образовательной платформы, а также демонстрация возможностей применения «LMS MOODLE» в очном формате обучения в качестве инструмента контроля качества в усвоении учебного материала и контроля самостоятельной работы студентов.
76-88 103
Аннотация
Цель - выявить и раскрыть особенности механизма функционирования интерактивного обучения. Процедура и методы. Исследование выполнено на базе категориально-системной методологии с использованием символьного метода китайской философии «Пентаграмма у-син», а также с помощью методов контент-анализа научной литературы и метода аналогий. Результаты. Интерактивное обучение представлено в виде системы из 5 элементов, между которыми существуют отношения поддержки и ограничения. Описаны нормальный и патологический варианты отношений между выделенными элементами. Исследован механизм функционирования интерактивного обучения, основанный на взаимодействии его элементов. Даны методические рекомендации для эффективного развития и функционирования интерактивного обучения иностранным языкам и РКИ. Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при разработке концепции управления формированием и развитием системы интерактивного обучения (эти две концепции не сочетаются друг с другом), а также при разработке и внедрении моделей практической реализации интерактивного обучения с учётом конкретных условий, целей и задач (логика), в т. ч. при обучении иностранным языкам и РКИ.
89-96 174
Аннотация
Цель - раскрыть потенциал цифровых технологий и интерактивных музеев в плане сохранения и популяризации народного искусства, традиций художественного творчества и духовной культуры. Процедура и методы. Авторы приводят обозначение потенциала современных медиатехнологий в сохранении народного искусства как процесса осознанного творчества, связанного общими подходами к созданию уникальных вещественных предметов быта и виртуальной реальности. Результаты исследования. Авторы предполагают, что задача по сохранению вещественных предметов народного искусства и уникальных произведений народного творчества формируется путём совершенствования наиболее удачных художественных мотивов, а также развития информационного пространства интерактивных музеев. Теоретическая и\\или практическая значимость. Авторы делают вывод, что союз художественных и духовных традиций многих поколений с развитием медиатехнологий позволяет значительно увеличить творческий и педагогический потенциал народного и декоративно-прикладного искусства.
97-107 87
Аннотация
Цель - определить и описать преимущества, проблемы и перспективы цифровизации образования в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна с учётом опыта в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019 (Coronavirus SARS-CoV-2). Процедура и методы. Ведущими методами исследования в этой работе являются: наблюдение, сравнительный анализ, классификация, сопоставление, педагогический эксперимент. В данной статье авторами рассматриваются процессы цифровизации образования: преимущества, проблемы и перспективы применения комбинированных, современных технологий обучения студентов с учётом опыта и наработок факультетов, реализующих программы подготовки по изобразительному искусству и дизайну. Авторы анализируют итоги применения данных технологий и прогнозируют основные тенденции того, как могут развиваться современные образовательные технологии в будущем в ближайшее десятилетие. Результаты вносят вклад в теорию и практику развития дистанционного, комбинированного, цифрового образования в России. Был обобщён опыт цифровизации образования в высшей школе на творческих факультетах российских вузов в сфере изобразительного искусства и дизайна в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019 (Coronavirus SARS-CoV-2) в 2020 - первой половине 2021 гг.: описаны преимущества, проблемы и перспективы применения современных образовательных технологий, дистанционных и комбинированных форм обучения. Практическая и/или теоретическая значимость. Статья носит прикладной характер и направлена на то, чтобы показать условия, при которых возможно изменение результатов обучения в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна в лучшую сторону.
108-118 154
Аннотация
Цель. Преподавание русского языка как иностранного всегда связано с обращением к некоторым глубинным пластам национально-культурного сознания, поэтому нужно обосновать необходимость формирования у иностранных учащихся элементов русской культурной памяти, что, несомненно, повышает оптимизацию учебного процесса. Процедура и методы. В статье представлены некоторые результаты теоретического осмысления таких понятий, как «национальная культурная память», «прецедентный текст», «отсылка к прецедентному тексту», «мнема», «мем». В качестве материала для анализа выбраны прецедентные тексты советских и российских мультфильмов. Результаты. В ходе работы были обозначены возможности использования прецедентных текстов советских и российских мультфильмов в практике преподавания русского языка как иностранного, дано их теоретическое обоснование и целесообразность. Теоретическая и/или практическая значимость. В статье развиваются некоторые идеи, лежащие в основе концепции национальной культурной памяти (М. Хальбвакс, Я. Ассман, Ю. М. Лотман), рассматриваемой как прецедентный текст особого типа, а также теории мнем (И. В. Ружицкий), единиц, функционирующих в коммуникации в качестве отсылок к данному прецедентному тексту. В качестве иллюстрации одной из возможностей применения данных идей на практике приводится фрагмент готовящегося в настоящее время к изданию учебного пособия «Мультфильмы в жизни и жизнь в мультфильмах».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

119-128 106
Аннотация
Цель - описать механизмы оценивания и стимулирования научной деятельности университетов на примере ситуации конкретных университетов России, а также рассмотреть трудности реализации научных исследований и шаги по их преодолению. Процедура и методы. Для реализации поставленной цели авторы использовали статистический и сопоставительный методы исследования. Результаты. В статье представлен обзор наиболее значимых государственных программ по поддержке университетской науки, а также описано влияние объёма научных исследований на имидж университета в мировом образовательном пространстве. Теоретическая и/или практическая значимость. В настоящее время можно констатировать, что, с одной стороны, отмечается рост объёма научных исследований в университетах, с другой стороны, складываются механизмы их оценивания и стимулирования. Предлагаемое исследование вносит вклад в теорию управления и может быть применено на практике для составления оценки научной деятельности университета.
129-141 74
Аннотация
Цель - раскрыть дидактические основы (требования, принципы, условия) использования цифровых и диалогических технологий в образовательном процессе в системе дополнительного профессионального образования. Процедура и методы. В ходе исследования использовались: направленное наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение и абстрагирование; цифровые технологии, гуманитарные / открытые технологии; самоанализ; «репрезентация и интерпретация» информации (С. В. Иванова) и результатов образовательной деятельности; методика «коллективного разума» (термин Н.Н. Моисеева). Результаты. На основе социокультурного, системного, деятельностного и исследовательского подходов в контексте взаимосвязи традиций и инноваций в образовательном процессе раскрыты дидактические основы (требования, совокупность принципов и условия) использования цифровых и диалогических технологий в системе обучения по программам дополнительного профессионального образования. Дидактические основы использования цифровых и диалогических технологий представлены теоретическим дискурсом и прикладными аспектами. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие классических и неклассических основ дидактики, обогащая теоретические представления о цифровых и диалогических технологиях в образовательном процессе в системе обучения взрослых и школьников. Учитывая практико-ориентированный характер образовательного процесса в системе ДПО и ДПП, реализуемых на кафедре непрерывного образования МГОУ, сформулированные требования, совокупность принципов и условия использования цифровых и диалогических технологий становятся инновационным фактором активизации профессиональной деятельности современного педагога.
142-151 79
Аннотация
Цель данной работы заключается в обобщении опыта, полученного в результате перехода работы технических вузов на дистанционное обучение, на примере преподавания математических дисциплин. Процедура и методы. В статье рассматриваются и анализируются вопросы организации и проведения дистанционного обучения студентов технического университета по математическим дисциплинам. Результаты. Раскрываются специфика дистанционного обучения, методы и подходы, роль преподавателя в системе дистанционного образования, проводится сравнительный анализ материалов контрольных мероприятий при традиционном и дистанционном методах обучения. Теоретическая и/или практическая значимость. Показана особенность составления домашних заданий для студентов, проведения семинарских занятий, чтения лекций, приёма зачётов и экзаменов. Указана значимость информационной обеспеченности дистанционного учебного процесса, которая должна соответствовать средствам и технологиям, принятым в социальной и профессиональной среде обучающихся.
152-160 98
Аннотация
Цель - выявить результаты увеличения объёма цифровых образовательных продуктов в высшем образовании и расширения опыта интерактивного экспонирования в специализированных музеях для повышения качества высшего художественного образования. Процедура и методы. В статье рассмотрен процесс реализации специализированных государственных программ цифровизации высшего художественного образования. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов и аналитическая деятельность преподавателя специальных дисциплин и дисциплин гуманитарного цикла. Результаты. В ходе работы было выявлено сочетание преимуществ цифрового образовательного процесса при проведении занятий и дисциплин в отдельных группах. В то же время проявилась необходимость наполнения образовательного процесса результатами деятельности преподавателей в рамках организации интерактивного музея. Теоретическая и/или практическая значимость. Актуальность проведённого исследования указывает на повышение роли цифрового образовательного продукта и усиление влияния интерактивных экспозиций для более качественного художественного образования.
161-172 183
Аннотация
Цель данной работы заключается в раскрытии ряда педагогических проблем, связанных с контролем знаний студентов в условиях дистанционного обучения. Процедура и методы. В статье рассмотрены и продемонстрированы формы контроля знаний студентов, описано проведение таких интерактивных форм контроля, как опрос, дебаты, дискуссия, эссе, кейсы, даны методические рекомендации по использованию форм в условиях дистанционного обучения. Результаты практической работы представлены в форме критериального оценивания. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен банк кейсов по дисциплине «Педагогика и теория воспитания».
173-180 83
Аннотация
Актуальность исследования. В условиях современного образования крайне актуальными являются исследования, посвящённые вопросам внедрения цифровых образовательных ресурсов. Особой проблемной зоной является оценка сформированности компетенций в условиях цифровизации. Цель - выявление оценочного потенциала современных образовательных практик. Процедура и методы. Для реализации поставленной цели был проведён анализ имеющихся практик применения цифровых образовательных технологий и тенденции цифровизации образовательного пространства в высшей школе. Особое внимание уделено раскрытию вопросов применения образовательных онлайн-платформ и VR-технологий. Проанализирован опыт применения технологий в оценивании образовательных результатов. Результаты. Выявлен оценочный потенциал современных образовательных практик. На основе исследования установлено, что педагогическая практика накопила широкий опыт в вопросах цифровизации образовательного процесса, однако нет единой платформы, позволяющей совмещать эффективность реализации учебного процесса и оценки образовательных результатов. Практическая значимость исследования заключается в рекомендациях по применению образовательных технологий в оценке компетенций обучающихся.

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-21 868
Аннотация
Цель работы состоит в уточнении и описании цели, задач, объекта, предмета, категорий, субъектов, принципов, теоретико-методологических основ и технологий киберпедагогики как педагогической науки XXI в. Процедура и методы. Авторами проведён теоретический анализ литературы, в которой рассматривается проблематика цифровой трансформации образования, киберсоциализации, раскрываются вопросы зарождения, становления и развития киберпедагогики.1 Результаты. Описаны декларируемые цель, задачи, объект, предмет, категории, субъекты, принципы, теоретико-методологические основы, технологии киберпедагогики. Объяснена и проиллюстрирована важность сочетания собственно технических и образовательных технологий киберпедагогики. Теоретическая и практическая значимость заключается в формулировке значимых позиций киберпедагогики как педагогической науки для дальнейших исследований, а также для создания и использования соответствующих образовательных технологий.
22-32 93
Аннотация
Цель - демонстрация изменений в функционировании общеобразовательных организаций, обусловленных применением цифровых технологий в учебном процессе и в процессе управления школой, которые были выявлены в ходе проведения мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций. Процедура и методы. Авторами описана технология проведения мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, который предполагал проведение анкетирования разных целевых групп (руководителей общеобразовательных организаций, учителей, обучающихся 9-11 классов), а также экспертные визиты в общеобразовательные организации. Результаты. Путём обобщения и систематизации данных, полученных в результате сбора информации методом опроса и методом экспертных оценок, сформирована эмпирическая база исследования для анализа изменений в функционировании общеобразовательных организаций, обусловленных применением цифровых технологий в учебном процессе и в процессе управления школой. Проведён анализ изменений в функционировании общеобразовательных организаций. В статье резюмировано, что субъекты Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях похожим образом идентифицируют задачи и направления развития своей деятельности в сфере цифровой трансформации системы общего образования, при этом обозначаемые задачи и направления чётко коррелируют с федеральными приоритетами и направлениями развития цифровой трансформации общего образования. Теоретическая и/или практическая значимость. В заключение статьи отмечено, что для успешного тиражирования и распространения лучших практик цифровизации необходимо инициировать проведение мониторинговых исследований с участием школ, представляя данную процедуру как часть работ по цифровой трансформации, обеспечивая при этом поддержку региональных управленческих команд, занимающихся вопросами цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации.
33-41 85
Аннотация
Актуальность исследования вызвана необходимостью переосмысления роли использования цифровых ресурсов и сервисов в целях оказания содействия занятости обучающихся и выпускников вузов в условиях цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования. Цель - определить спектр используемых образовательными организациями высшего образования цифровых ресурсов и сервисов, направленных на оказание содействия занятости студентов и выпускников. Процедура и методы. Системный анализ, контент-анализ, обобщение. Результаты. В профессиональной деятельности сотрудники вузов, занимающиеся вопросами содействия занятости обучающихся, используют сайты образовательных организаций, социальные сети, цифровые среды. Разделы на официальных сайтах образовательных организаций, посвящённые трудоустройству, являются основным инструментом информирования обучающихся о деятельности вуза в сфере содействия занятости обучающихся и выпускников. Более 85,6% образовательных организаций высшего образования ведут сообщества в социальных сетях, посвящённые трудоустройству обучающихся и выпускников. Не менее 89,2% образовательных организаций высшего образования в целях оказания содействия занятости обучающихся используют цифровые карьерные среды.
42-51 114
Аннотация
Цель - сформулировать содержание понятия «информационно-коммуникационная культура обучающихся» и определить её роль в создании информационно-безопасной среды образовательной организации. Процедура и методы. В статье рассмотрены процесс конструирования и осуществления педагогического процесса формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся и главный критерий оценки его эффективности. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, синтеза, систематизации и обобщения научного опыта. Результаты. Рассмотрены актуальные вопросы содержания понятия информационно-коммуникационной культуры обучающихся как взаимообусловленных компонентов дефиниций «информационная культура» и «коммуникационная культура». Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию педагогической науки в вопросах формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся как условия создания информационно безопасной среды в образовательной организации.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)